В стремлении обеспечить вечный рост цен на бриллианты

Раздел: Драгоценные камни
01 февраля 2013 г.


Ре­гу­ли­ро­ва­ние спро­са и пред­ло­же­ния дей­ству­ет без­от­каз­но в от­но­ше­нии цен на брил­ли­ан­ты.

В 1600-х го­дах лю­ди счи­та­ли, что лу­ко­ви­цы тюль­па­на сто­ят до­ро­же той це­ны, по ко­то­рой их про­да­ют, что по­вы­ша­ло спрос на них и де­ла­ло их са­мым глав­ным ви­дом экс­пор­та в Ни­дер­лан­дах, пи­шет Аб­дул­нассер Аль­ша­а­ли (Abdulnasser Alshaali) в из­да­нии Gulf News на пор­та­ле gulfnews.com.

Пер­во­на­чаль­ное мне­ние о ре­аль­ной сто­и­мо­сти лу­ко­виц тюль­па­на, в умах мно­гих пре­вы­шав­шей це­ну про­да­жи, при­ве­ло к вит­ку спе­ку­ля­тив­ных опе­ра­ций на всех рын­ках, ко­то­рые, на­сла­и­ва­ясь од­на на дру­гую, со­зда­ва­ли мыль­ный пу­зырь раз­ду­тых цен. Он лоп­нул, ко­гда лю­дям на­пом­ни­ли, что это все­го лишь лу­ко­ви­цы цве­тов, ко­то­рые вы­рас­тут и за­вя­нут че­рез не­сколь­ко дней.

Так слу­чай, ко­то­рый на­чал­ся с лож­но­го убеж­де­ния и за­кон­чил­ся рез­ким па­де­ни­ем цен, ста­ли на­зы­вать «тюль­па­но­ма­ни­ей» и ука­зы­вать на не­го как на пер­вый фи­нан­со­вый мыль­ный пу­зырь в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Ины­ми сло­ва­ми, сто­и­мость лу­ко­ви­цы тюль­па­на за­ви­се­ла от мне­ния лю­дей по по­во­ду этой сто­и­мо­сти.

Так как эта сто­и­мость в их пред­став­ле­нии пре­вы­ша­ла ту це­ну, ко­то­рая на­зна­ча­лась за лу­ко­ви­цы тюль­па­на или по ко­то­рой они про­да­ва­лись, то лю­ди про­яв­ля­ли го­тов­ность пла­тить боль­ше в свя­зи с раз­ду­тым спро­сом и це­на­ми, что при­во­ди­ло к раз­ви­тию спе­ку­ля­ции по спи­ра­ли.

То, сколь­ко вы го­то­вы за что-то за­пла­тить, про­ис­те­ка­ет от ва­ше­го вос­при­я­тия цен­но­сти дан­но­го пред­ме­та, не­за­ви­си­мо от его фак­ти­че­ской сто­и­мо­сти или объ­яв­лен­ной це­ны. На­при­мер, ес­ли два че­ло­ве­ка мо­гут поз­во­лить се­бе ав­то­мо­биль сто­и­мо­стью 500 000 дир­ха­мов, а по­ку­па­ет его лишь один, то это по­то­му, что, как он счи­та­ет, дан­ная по­куп­ка то­го сто­ит, то есть цен­ность ав­то­мо­би­ля для это­го опре­де­лен­но­го по­ку­па­те­ля вы­ше его объ­яв­лен­ной це­ны.

Чем боль­ше ва­ше пред­став­ле­ние о цен­но­сти пред­ме­та пре­вы­ша­ет его це­ну, тем боль­ше у вас же­ла­ние ку­пить эту ве­щь. На рын­ке брил­ли­ан­тов - на­шем ос­нов­ном при­ме­ре в дан­ном слу­чае – та­кое пред­став­ле­ние сна­ча­ла бы­ло со­зда­но, а за­тем оно вся­че­ски уси­ли­ва­лось.

Да­вай­те в ка­че­стве при­ме­ра усло­вим­ся, что су­ще­ству­ет один круп­ный по­став­щик, в этой ста­тье име­ну­е­мый ком­па­ни­ей А, ко­то­рая по­ку­па­ет все ал­ма­зы, до­бы­ва­е­мые на руд­ни­ках по все­му ми­ру, но по­том не про­да­ет их на рын­ке. Она хра­нит их в хра­ни­ли­щах и про­да­ет дис­три­бью­то­рам или круп­ным се­тям юве­лир­ных ма­га­зи­нов лишь не­боль­шую часть то­го, чем вла­де­ет.

Посколь­ку пред­ло­же­ние на­хо­дит­ся под кон­тро­лем, то ком­па­ния обес­пе­чи­ва­ет та­кое по­ло­же­ние дел, при ко­то­ром все дис­три­бью­то­ры тор­гу­ют ал­ма­за­ми как то­ва­ром, ко­то­рый мо­жет хра­нить­ся веч­но. Ес­ли лю­дям все­гда на­по­ми­нать о вы­со­кой цен­но­сти про­дук­та, они все­гда бу­дут пла­тить бо­лее вы­со­кие це­ны, ко­гда смо­гут поз­во­лить се­бе это де­лать. И по­это­му, ко­неч­но, мож­но на са­мом де­ле тре­бо­вать це­ны да­же вы­ше уже су­ще­ству­ю­щих до тех пор, по­ка вы под­дер­жи­ва­е­те в умах по­тре­би­те­лей пред­став­ле­ние о вы­со­кой цен­но­сти дан­но­го то­ва­ра.

Опи­сан­ный вы­ше сце­на­рий мог из­ме­нить­ся, ко­гда бы­ли от­кры­ты ал­маз­ные руд­ни­ки в Ав­стра­лии. Ком­па­ния в Ав­стра­лии – на­зо­вем ее ком­па­ни­ей Б - на­ча­ла до­бы­вать ал­ма­зы и про­да­вать их по це­нам ни­же ры­ноч­ных, что­бы вы­дер­жать кон­ку­рен­цию и до­бить­ся узна­ва­е­мо­сти брен­да.

И бу­дучи не­опыт­ной, как и лю­бой но­ви­чок, ком­па­ния не име­ла пред­став­ле­ния о том, как де­ла де­ла­ют­ся в та­кой от­рас­ли. Ее стра­те­гия «дем­пин­га» не сра­бо­та­ла на нее, так как ком­па­ния А, кон­тро­ли­ру­ю­щая всю по­став­ку ал­ма­зов, об­ва­ли­ла весь ры­нок, зна­чи­тель­но уве­ли­чив свое пред­ло­же­ние и сни­зив свои це­ны.

Ком­па­ния Б, ко­то­рая толь­ко что во­шла на ры­нок, ста­ла те­рять день­ги до та­кой сте­пе­ни, что при­со­еди­ни­лась к мо­но­по­ли­сти­че­ской мо­щи ком­па­нии А, про­дав по­след­ней свои до­бы­тые ал­ма­зы по про­пор­ци­о­наль­ной це­не.

Та­ким об­ра­зом, в ре­зуль­та­те дей­ствий очень проч­ной мо­но­по­лии бы­ла со­хра­не­на вос­при­ни­ма­е­мая в умах лю­дей раз­ду­тая сто­и­мость ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов. Ко­гда пред­ло­же­ние на рын­ке кон­тро­ли­ру­ет­ся и фор­ми­ру­ет­ся вос­при­я­тие для со­зда­ния и раз­ду­ва­ния спро­са, что так­же озна­ча­ет пре­одо­ле­ние ба­рье­ров чув­стви­тель­но­сти к це­нам на опре­де­лен­ных рын­ках, то­гда та­кие то­ва­ры, как ал­ма­зы и брил­ли­ан­ты, фак­ти­че­ски не име­ю­щие сто­и­мо­сти, мо­гут быть про­да­ны по­став­щи­ка­ми по лю­бой це­не.

В за­клю­че­ние от­ме­тим, что мы здесь ис­поль­зо­ва­ли про­стей­шую эко­но­ми­че­скую кон­цеп­цию спро­са и пред­ло­же­ния на­ря­ду с опре­де­лен­ным уче­том ос­нов­ной кон­цеп­ции эла­стич­но­сти цен. Пред­ло­же­ние кон­тро­ли­ру­ет­ся, и спрос со­зда­ет­ся с по­мо­щью мас­си­ро­ван­ных мар­ке­тин­го­вых кам­па­ний да­же на чув­стви­тель­ных к це­нам рын­ках, где спрос мог ни­ко­гда не су­ще­ство­вать или был не­зна­чи­тель­ным.

Со вре­ме­нем лю­ди об­ре­та­ли то, что ко­гда-то бы­ло от­сут­ство­вав­шим пред­став­ле­ни­ем об ис­тин­ной сто­и­мо­сти брил­ли­ан­тов. Со­от­вет­ствен­но, ис­кус­ствен­но со­здан­ная сто­и­мость по­сто­ян­но по­вы­ша­лась и це­ны рос­ли.

От­ча­сти по­след­ним объ­яс­ня­ет­ся из­ме­не­ние вку­сов и пе­ре­ход от зо­ло­та к брил­ли­ан­там. Зо­ло­то, ко­то­рое ко­гда-то бы­ло един­ствен­ной ос­но­вой для пе­ча­та­ния и об­ра­ще­ния де­нег, сей­час яв­ля­ет­ся про­сто убе­жи­щем для ин­ве­сто­ров в мир­ные и кри­зис­ные вре­ме­на, а так­же ис­поль­зу­ет­ся в ка­че­стве при­да­но­го в не­ко­то­рых стра­нах Юго-Во­сточ­ной Азии.

Кро­ме то­го, под­дер­жа­ние вы­со­кой сто­и­мо­сти в умах лю­дей объ­яс­ня­ет то, по­че­му не­ко­то­рые мо­гут за­хо­теть пла­тить за то­вар двой­ную це­ну, ко­гда дру­гие го­то­вы пла­тить толь­ко по­ло­ви­ну этой сто­и­мо­сти. В за­клю­че­ние хо­те­лось бы, что­бы вы за­ду­ма­лись вот над чем: как вы ду­ма­е­те, по­че­му брил­ли­ан­ты так мно­го те­ря­ют в це­не, ко­гда они пе­ре­про­да­ют­ся?

[ rough-polished.com ]

  • 04 февраля 2013 г.:

    Как товар тюльпаны ничем не отличаются от алмазов и бриллиантов. Не являются товарами первой необходимости. Классификация по качеству, видам, сортам и т.д. примерно также многообразна. Ценообразование подобно. Таким образом, появление дешевых крупных качественных синтетических алмазов и бриллиантов приведет к обрушению рынка и цен на них!

  • Полезное

    Полезное

     
    -->