«Я считаю, для драгоценных камней 2012-й был неплохим годом, – рассуждает Десси Цолова, основатель ювелирного бренда Deci London. – Из-за растущих цен на благородные металлы в отрасли последнее время стало использоваться заметно больше драгоценных камней». А поскольку потребитель стал осторожнее в своих расходах, менее редкие, а, значит, и более доступные камни стали пользоваться повышенной популярностью.
И этот спрос, конечно же, привел к прямо противоположному эффекту: доступность снизилась, цена увеличилась. «Из-за роста цен на камни найти поставщика стало не просто, – рассказывает владелица ювелирного бренда Lola Rose Никки Гевирц. – Мы зачастую забываем, что полудрагоценные камни – тоже товар и по сему тоже подчиняются закону спроса и предложения. Если на какой-то определенный камень есть спрос или он стал дефицитным, тут же подскакивают цены».
И дизайнеры, и розничные торговцы заметили, что продолжающиеся экономические трудности повлияли на ассортимент ювелирных изделий с драгоценными камнями. «Мы занимаемся полудрагоценными камнями – к примеру, аметистами, карнеолами и лабрадоритами. Так вот, мы заметили, что за последние несколько лет ассортимент камней стал более ограниченным», – обрисовал ситуацию владелец торговой марки украшений Kohatu + Petros Варни Плойдор.
«Мы ищем интересные формы и расцветки, идущие в ногу с модой, и иногда очень разочарованы тем, что есть в наличии. Мы так думаем, одна из возможных причин заключается в том, что поставщики придерживаются традиционного ассортимента и в свете сложившегося экономического климата торгуют в основном наиболее популярными камнями типа оникса и кварца».
Плойдор искренне надеется, что поставщики в 2013 году будут позволять себе больше авантюризма и расширят свой ассортимент.
Наложила свой отпечаток и ситуация за рубежом. Речь, например, идет об усилении китайского рынка ювелирных изделий с драгоценными камнями. С ростом спроса в Китае и падением объемов экспорта «дома» образовался дефицит, неизбежно двигающий цены вверх.
Попросту говоря, из-за истощения ресурсов и сокращения поставок из определенных источников в 2012 году целая группа камней стала все большей и большей редкостью, и цены начали стабильно набирать высоту. Такая ситуация привела к тому, что в прошлом году еще больше стерлась граница между драгоценными и полудрагоценными (поделочными) камнями. В итоге, для рынка и те, и другие стали одинаково ценными.
Тем не менее, хотя в 2012-м цены на металлы и камни росли, Гевирц убеждена, что в 2013 году наступит какая-то стабильность: «Не думаю, что мы будем наблюдать аналогичные скачки цен на полудрагоценные камни, ведь плато уже достигнуто».
Нет также сомнений в том, что в текущем году появится еще больше инновационных вариантов применения драгоценных камней. Это уже начало происходить в 2012-м, когда дизайнеры взялись за нестандартные решения. «Не важно, драгоценные или полудрагоценные, – используются камни более крупные, их выбор смелее, расцветка ярче, а цвет и сочетание металлов просто поражают, – говорит Цолова. – Снова присматриваются к камням, на которые в прошлом просто не обращали внимания».
Как и в 2012-м, в 2013 году цены на других рынках, как, например, цены на металлы, несомненно, продолжат влиять на спрос на цветные камни. Но при этом в одном можно абсолютно уверенным: их популярность у покупателей будет оставаться неизменно высокой.
[ Израильский Институт Алмазов ]