Хотя большинство бриллиантов бесцветные или имеют слегка желтоватый оттенок, всемирно известные бриллианты - цветные, среди которых синий бриллиант Норе («Надежда») и красный бриллиант Moussaieff Red («Красный бриллиант компании Moussaieff»), пишет Шарлотта Маклеод (Charlotte McLeod) в статье, опубликованной на портале resourceinvestingnews.com. Эти цветные бриллианты составляют всего 2 процента от общего количества бриллиантов, и они обычно имеют более высокую цену по сравнению с бесцветными. Но как цветные бриллианты выглядят в сравнении со своими менее броскими аналогами? И должны ли инвесторы считать их более надежной инвестицией?
В действительности, алмазы и бриллианты могут быть любого цвета, включая желтый, коричневый, розовый, красный, голубой, зеленый, серый, фиолетовый, оранжевый и черный. Как бесцветные, так и цветные алмазы образуются с помощью одного и того же основного процесса: кристаллизации молекул углерода под высоким давлением. Но когда в ходе этого процесса улавливаются микропримеси, происходит окрашивание формирующегося алмаза. Например, желтые алмазы образуются за счет улавливания азота. Эта концепция помогает объяснить, почему обнаруживают вместе алмазы одного и того же цвета; если почва богата каким-то определенным элементом, то этот элемент наверняка проложит свой путь в алмазы во время их формирования.
Кроме того, некоторые цветные алмазы - например, зеленые - являются результатом естественной радиации, а другие, например, красные, коричневые и розовые алмазы образуются в результате структурных неоднородностей, вызванных повышением давления в ходе формирования. Огранка бриллианта и флуоресценция, то есть свет, испускаемый бриллиантом после поглощения света или иного электромагнитного излучения, также оказывают некоторое влияние на цвет.
Как уже упоминалось, большинство бриллиантов или бесцветные, или имеют желтоватый оттенок, что означает, что они содержат азот. Эти бриллианты относятся к типу I и дополнительно подразделяются на тип IaAB, IaA, IaB и Ib.
Цветные бриллианты почти не содержат азота и относятся к бриллиантам типа II. Тип II также подразделяется на IIa и IIb. Бриллианты типа IIa могут быть бесцветными, коричневыми или розовыми, так как они состоят почти полностью из углерода и являются самым чистым видом бриллианта. Бриллианты типа IIb содержат бор, а в остальном состоят только из углерода; эти бриллианты имеют голубой цвет.
Большинство лабораторий по классификации бриллиантов используют шкалу классификации Геммологического института Америки (Gem Institute of America, GIA) для определения цвета бриллиантов типа I, которые, как считаются, относятся к «нормальному» цветовому диапазону. По шкале GIA, эти бриллианты обозначаются буквами от D до Z, при этом D – это бесцветный бриллиант, а Z обозначает светло желтый или коричневый бриллиант; бриллианты, обозначенные D, являются самыми редкими и самыми ценными. Некоторые розничные торговцы бриллиантами не держат в товарных запасах бриллианты более низких категорий по цветовой шкале, так как на них нет достаточного спроса.
Но цветные бриллианты, также называемые бриллиантами «фантазийного цвета», не входят в шкалу классификации GIA. Вместо этого эти бриллианты классифицируются «путем определения оттенка, насыщенности, тонов от светлого до темного (яркость) и однородностью распределения цвета бриллианта», и дается скорее описание, а не буквенное обозначение. В отличие от обычных бриллиантов, для которых вес в каратах, чистота, цвет и огранка (4С) одинаково важны, для этих бриллиантов цвет является самой важной характеристикой.
Оттенок, насыщенность и тон – все это относится к цвету. Оттенок относится к цвету бриллианта, тон показывает, насколько цвет светлый или темный, а насыщенность показывает интенсивность цвета. Необходимость учитывать все эти факторы делает классификацию бриллиантов фантазийного цвета, вероятно, более трудной по сравнению с классификацией обычных бриллиантов, особенно ввиду того, что не всегда легко определить такие характеристики, как оттенок. Например, бриллиант может быть голубовато-зеленым, а не просто голубым или зеленым. Кроме того, при описании цвета используют шесть градаций по насыщенности: фантазийный светлый, фантазийный, фантазийный интенсивный, фантазийный темный, фантазийный густой и фантазийный яркий. Некоторые ритейлеры бриллиантов, например, Leibish & Co., дают еще более мелкое разделение этих категорий, присваивая бриллиантам фантазийного цвета градацию по шкале от «единицы» до «10», при этом «единица» означает бледный цвет, а «10» обозначает ярко выраженный цвет. С помощью этой системы, бриллиант можно классифицировать как фантазийный оранжевый от восьмой до десятой градации, что означает, что он ближе к фантазийному интенсивному, чем к фантазийному светлому.
В случаях с обычными бриллиантами и бриллиантами фантазийного цвета, классификация основывается на сравнении с набором «эталонных камней», каждый из которых представляет описание определенного цвета или обозначен буквой по шкале GIA. Так как классификация бриллиантов – дело в некоторой степени субъективное, то бриллианты обычно проверяются несколькими людьми.
Бриллиантовая отрасль в настоящее время страдает как от слабого спроса, так и от низкой доходности, но долгосрочный прогноз для этого сектора, по признанию многих, является позитивным. Цветные бриллианты не являются исключением. В действительности, Лейбиш Польнауэр (Leibish Polnauer), президент и основатель компании Leibish & Co., сказал изданию Forbes в начале этого года, что в последние десять лет стоимость цветных бриллиантов значительно выросла, причем в гораздо большей степени, чем стоимость других инвестиций. Польнауэр отметил, «что фантазийный бриллиант желтого цвета весом в пять каратов вырос в цене на 180 процентов с 2001 до 2011 года», а, например, акции Berkshire Hathaway (NYSE:BRK.A) «выросли на 52 процента за этот 10-летний период», в то время как акции Coca-Cola (NYSE:KO) «повысились на 42,5 процента».
В интервью с Diamond Investing News, Зияд Аль-Ахмади (Ziad Al-Ahmadi) из Matrix Diamond Technology, базирующейся в Антверпене компании, которая сосредоточивает свое внимание на анализе, производстве и реализации алмазного сырья, в некоторой степени поддерживает точку зрения Польнауэра. Хотя Аль-Ахмади отмечал, что в настоящее время добывается меньше алмазов фантазийного цвета, а также вряд ли какие-то новые рудники войдут в эксплуатацию, и оба эти фактора за последние 10 лет привели к значительному повышению цен на бриллианты фантазийного цвета, он все-таки подчеркивает, что следует принимать во внимание обращение бриллиантов. То есть, инвесторы должны помнить, что даже если природа дает меньше этих камней, ничто не остановит вторичное появление бриллиантов фантазийного цвета на рынке, например, при наследовании бриллианта человек может захотеть продать этот бриллиант.
Хотя, конечно, нет ничего постоянного, простые истины, лежащие в основе спроса и предложения, в настоящее время говорят о том, что прогноз Польнауэра окажется правильным. Цветные бриллианты становятся все популярнее по мере того, как снижается предложение, а все большее число крупных игроков на рынке отворачивается от алмазного и бриллиантового бизнеса, обеспокоенное тем, что этот сектор слишком маленький; компания BHP Billiton (NYSE:BHP,ASX:BHP,LSE:BLT) недавно получила $500 миллионов от Harry Winston (TSX:HW,NYSE:HWD) за свою 80-процентную долю в алмазном руднике Экати (Ekati), и ходят слухи, что мысли Rio Tinto (ASX:RIO,NYSE:RIO,LSE:RIO) созвучны мыслям BHP Billiton. Эти факторы наряду с тем, что нет надежного способа прогнозировать, когда существующие бриллианты фантазийного цвета будут выставлены на продажу, говорят о том, что сейчас самое подходящее время для участия инвесторов.
Когда Аль-Ахмади спросили о том, где можно обнаружить алмазы фантазийного цвета, он сказал, что большинство камней добываются в трех основных регионах: Австралии, России и Южной Африке. Он также назвал несколько компаний, которые ведут значительную работу в этих районах.
Компания Rio Tinto называет себя «ведущим мировым поставщиком природных цветных бриллиантов», и ее австралийский рудник Аргайл (Argyle) является крупнейшим в мире источником цветных алмазов, в частности, бриллиантов цвета шампанского, коньяка и розового цвета, которые завоевали широкую популярность. В начале этого года компания объявила об обнаружении крупнейшего в Австралии розового алмаза на руднике Аргайл; хотя стоимость алмаза весом 12,76 карата была занижена из-за выявления внутренних изъянов во время огранки, он остается важной находкой. Как ожидается, рудник Аргайл будет находиться в эксплуатации до конца 2019 года.
Российская АЛРОСА обладает монополией в алмазодобыче в России, и в стоимостном выражении на ее долю приходится 25 процентов мирового объема производства алмазов. Она является крупным игроком на рынке алмазного сырья и недавно подписала долгосрочное соглашение на $60 миллионов на поставку алмазов дочерней фирме компании Tiffany & Co. На веб-сайте компании говорится, что, когда компания обнаруживает алмазы, «обладающие уникальными характеристиками по одному или по совокупности признаков: по форме, редким уникальным цветам в сочетании с высокой чистотой, характеру включений и кристаллографическим очертаниям», она должна предъявлять их специальной экспертной комиссии Министерства финансов России.
Компания Lucara Diamond (TSX:LUC,NASDAQ:LUC) является новым производителем алмазов и полностью владеет рудником Карове (Karowe), расположенным в Ботсване, и ей принадлежит 75-процентная доля в проекте Мотаэ (Mothae), расположенном в Лесото, внутриматериковой стране, полностью окруженной ЮАР. Оба рудника являются крупномасштабными активами, на которых, согласно информации с веб-сайта компании, «систематически добывались крупные алмазы типа IIA». В начале ноября компания Lucara объявила о том, что добыла голубой алмаз типа II весом 9,46 карата на руднике Карове. Этот алмаз был продан менее чем за месяц за $4,5 миллиона. Аль-Ахмади особенно подчеркивает важность этой находки, добавляя, что обычно средний алмаз весом в 10 каратов продается «не дороже, чем за $100 000».
Вся торговля так называемыми "драгоценными" камнями, это не более чем исторически сложившая профанация, лохотрон. Особенно смешно, когда люди всерьез говорят об инвестировании в такие "ценности" средств во время кризиса. Это просто глупо. Такое впечатление, что алмазная отрасль мира - это эдакий клуб чудаков, убеждающих друг друга в необходимости своего существования, а затем и убеждения общества в том, что алмазы это таки да - лучшие друзья девушек :-)))) - а это просто минерал и не более того. Нас дурят а мы верим, что это ценно. Сравнить стоимость хорошей машины и ограненного камня одинаковых по стоимости. Несравненна разница по вложенным производственным, интеллектуальным и людским затратам, зато как обычно выйдет некий бородатый дядькО и начнет вращая глазами рассказывать какое это искусство и ценность обладать куском камня....Хавает пипл, и пусть хавает.