Председатель правительства России Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил Стратегию развития таможенной службы до 2020 г. Как говорится в опубликованном на сайте правительства документе, он станет основой для разработки госпрограмм. Таможенная служба совместно с другими госорганами должна представить план реализации стратегии в правительство до 30 апреля 2013 г.
Чаще всего в документе информатизация упоминается в контексте электронного оформления таможенных документов. Так, доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления бумаг в общем количестве таких деклараций (за исключением рисковых поставок, требующих дополнительной проверки), должна вырасти с текущих 40% до 100% к 2014 году. Также говорится об автоматизации процесса выпуска товаров в автоматическом режиме и ускорении таможенных операций при декларировании товаров в электронном виде.
Указаны и два других целевых индикатора развития таможни, относящихся к ИКТ. Спустя 8 лет с 61% до 84% должна вырасти доля средств вычислительной техники с характеристиками и сроками эксплуатации, «достаточными для бесперебойного функционирования в составе единой автоматизированной информационной системы» таможни в общем количестве такого оборудования ведомства.
Второй измеримый показатель в 2020 г. проверить проще. Стоит задача увеличить отношение числа телекоммуникационных каналов ведомственной сети ФТС, имеющих пропускную способность свыше 2 Мбит/с к общему количеству каналов связи с текущих 50% до 90%.
Чаще всего в стратегии развития таможни ИТ упоминаются в контексте электронного оформления деклараций
Для развития валютного контроля должен стать безбумажным информационный обмен с Центральным банком России и уполномоченными банками. Также использование информационных ресурсов ЦБ и других госорганов должно сделать более быстрым принятие решений о выпуске товаров.
Также в стратегии перечислены основные группы ИКТ-задач, которыми займется таможня. В уже упоминавшейся единой автоматизированной информационной системе таможенных органов данные будут обрабатываться централизованно, но с использованием сети региональных вычислительных комплексов. Ведомственная же интегрированная сеть будет в режиме, «близком к реальному», доставлять во все таможенные органы актуальную информацию из единой АИС.
Отдельно оговаривается безопасность информационных ресурсов и защищенного обмена информацией с федеральными органами исполнительной власти. В документе следствием процесса информатизации называется возникновение потенциальных угроз информационной безопасности таможенных органов: «С учетом этого процесс внедрения должен сопровождаться не только повышением прозрачности отдельных таможенных процессов, но и совершенствованием мер обеспечения информационной безопасности».