Ответ Департамента финансовой политики Минфина РФ на письмо Лиги ломбардов от 13.11.2012 г. № 1113-49676

Раздел: Власть
17 января 2013 г.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНФИН РОССИИ)


14.12.2012 № 05-06-05/3-202


 
  Не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ци­я
«Не­ком­мер­че­ское парт­нер­ство
«Ли­га лом­бар­дов»

ул. 3-я Мы­ти­щин­ская, д. 16, корп. 60,
г. Москва, 129626


Де­пар­та­мент фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки (да­лее — Де­пар­та­мент) рас­смот­рел об­ра­ще­ние Ли­ги лом­бар­дов, по­сту­пив­шее из Ап­па­ра­та Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (пись­мо от 13.11.2012 № П13-49676), по во­про­су при­ня­тия про­ек­та фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (в ча­сти за­пре­та ро­стов­щи­че­ских сде­лок) и бла­го­да­рит за пред­став­лен­ные пред­ло­же­ния и све­де­ния о де­я­тель­но­сти лом­бар­дов. Од­но­вре­мен­но со­об­ща­ем, что пред­ло­же­ния бы­ли учте­ны Де­пар­та­мен­том при под­го­тов­ке про­ек­та офи­ци­аль­но­го от­зы­ва Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на ука­зан­ный за­ко­но­про­ект.

Ди­рек­тор Де­пар­та­мен­та   С.В.Бар­су­ко­в
фи­нан­со­вой по­ли­ти­ки    


 

Пись­мо Ли­ги лом­бар­дов от 13.11.2012 г. № 1113-49676 в Пра­ви­тель­ство РФ по по­во­ду про­ек­та Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции (в ча­сти ро­стов­щи­че­ских сде­лок)».

Пред­се­да­те­лю Пра­ви­тель­ства
Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и
Мед­ве­де­ву Д.А.
103274, г. Москва,
Крас­но­прес­нен­ская наб., 2

Ува­жа­е­мый Дмит­рий Ана­то­лье­вич.

Не­ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция «Не­ком­мер­че­ское парт­нер­ство «Ли­га лом­бар­дов», участ­ни­ка­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся око­ло 1500 лом­бар­дов прак­ти­че­ски всех ре­ги­о­нов Рос­сии, по по­ру­че­нию XVII еже­год­ной Кон­фе­рен­ции Ли­ги лом­бар­дов (10-11 сен­тяб­ря 2012 го­да), об­ра­ща­ет­ся к Вам в свя­зи с но­вой угро­зой рын­ку услуг лом­бар­дов и, сле­до­ва­тель­но, со­ци­аль­но наи­ме­нее за­щи­щен­ным сло­ям на­се­ле­ния Рос­сии, вслед­ствие вне­се­ния де­пу­та­том Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы А.Г. Ак­са­ко­вым ( он же — Пре­зи­дент Ас­со­ци­а­ции ре­ги­о­наль­ных бан­ков Рос­сии) про­ек­та Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 134365-6 «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ( в ча­сти за­пре­та Ро­стов­щи­че­ских сде­лок), да­лее - За­ко­но­про­ект. Позд­нее со­став ини­ци­а­то­ров За­ко­но­про­ек­та по­пол­нил­ся еще дву­мя де­пу­та­та­ми Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы- О.Л.Ми­хе­е­вым и И.Р. Са­ми­е­вым.

В на­сто­я­щий мо­мент в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ра­бо­та­ет бо­лее двух ты­сяч ор­га­ни­за­ций (ю­ри­ди­че­ских лиц), осу­ществ­ля­ю­щих де­я­тель­ность лом­бар­да*. Дан­ное ко­ли­че­ство сфор­ми­ро­ва­лось в свя­зи с по­треб­но­стью на­се­ле­ния в за­ем­ных де­неж­ных сред­ствах на срав­ни­тель­но не­боль­шие сум­мы ( в сред­нем око­ло 10 тыс. руб­лей) и на ко­рот­кие сро­ки (о­быч­но-один ме­сяц)**, ко­то­рые, как пра­ви­ло, нель­зя опе­ра­тив­но по­лу­чить в бан­ках и иных фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ци­ях. При этом кли­ен­та­ми лом­бар­дов обыч­но яв­ля­ют­ся наи­ме­нее обес­пе­чен­ные слои на­се­ле­ния, не име­ю­щие в си­лу низ­ких до­хо­дов воз­мож­но­сти по­лу­че­ния кре­ди­тов (зай­мов) в бан­ках и боль­шин­стве иных ор­га­ни­за­ций.

За­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет уста­нов­ле­ние для зай­мов, вы­да­ва­е­мых лом­бар­да­ми, про­цент­ной став­ки не бо­лее 10% в ме­сяц. В то­же вре­мя сло­жив­ша­я­ся в на­сто­я­щее вре­мя в лом­бар­дах Моск­вы сред­няя став­ка со­став­ля­ет 13%, в не­боль­ших го­ро­дах (г­де ко­ли­че­ство за­ем­щи­ков го­раз­до мень­ше) — до 20% - 25%. Т.е. лом­бар­дам «ад­ми­ни­стра­тив­ным» пу­тем пред­ла­га­ет­ся сни­зить обыч­ную став­ку в 1,3-2,5 ра­за.

Од­но­вре­мен­но, для ком­мер­че­ских бан­ков и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций, а так­же боль­шин­ства иных лиц, вы­да­ю­щих кре­ди­ты (зай­мы), на­се­ле­нию За­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность уста­нав­ли­вать сто­и­мость кре­ди­та (зай­ма) в два ра­за вы­ше сред­ней сло­жив­шей­ся сто­и­мо­сти кре­ди­та (зай­ма), т.е. до­пус­ка­ет да­же су­ще­ствен­ное уве­ли­че­ние про­цент­ной став­ки. И это — при том, что да­же по не со­от­вет­ству­ю­щим дей­стви­тель­но­сти дан­ным ав­то­ра За­ко­но­про­ек­та эти став­ки у лом­бар­дов и мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций со­по­ста­ви­мы (на са­мом де­ле — став­ки лом­бар­дов обыч­но в ра­зы ни­же, чем у мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций).

По на­ше­му мне­нию, За­ко­но­про­ект, вне­сен­ный Де­пу­та­том Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы и Пре­зи­ден­том Ас­со­ци­а­ции Рос­сий­ских бан­ков — по­пыт­ка лоб­би­ро­ва­ния ин­те­ре­сов опре­де­лен­ных фи­нан­со­вых струк­тур в ущерб дей­стви­тель­ным ин­те­ре­сам ма­ло­обес­пе­чен­ных сло­ев на­се­ле­ния Рос­сии, вза­мен сти­му­ли­ро­ва­ния улуч­ше­ния ка­че­ства и до­ступ­но­сти фи­нан­со­вых услуг на­се­ле­нию и раз­ви­тию здо­ро­вой кон­ку­рен­ции на этом рын­ке.

По-ви­ди­мо­му, для при­да­ния ви­ди­мо­сти «о­бос­но­ван­но­сти» дис­кри­ми­на­ции в от­но­ше­нии лом­бар­дов, а в ито­ге — ущем­ле­нию ин­те­ре­сов их кли­ен­тов, в По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к За­ко­но­про­ек­ту в ка­че­стве сред­ней су­ще­ству­ю­щей про­цент­ной став­ки лом­бар­дов при­во­дит­ся оче­вид­но вы­мыш­лен­ная циф­ра 100-500 %*** го­до­вых, т.е. 8.3 - 42% в ме­сяц. Па­рал­лель­но ука­зы­ва­ет­ся яв­но за­ни­жен­ная став­ка мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций 60-300% го­до­вых, в то вре­мя как 2% в день, т.е. 730% го­до­вых впол­не обыч­ная став­ка по зай­мам та­ких ор­га­ни­за­ций.

* Из них бо­лее по­ло­ви­ны — участ­ни­ки Ли­ги лом­бар­дов.
** Боль­шин­ство кли­ен­тов лом­бар­да за­ни­ма­ют «до по­луч­ки».
*** Мы не зна­ем «ле­галь­ных» лом­бар­дов, ра­бо­та­ю­щих по став­ке 500% в год. Вряд ли ав­тор За­ко­но­про­ек­та осве­дом­лен луч­ше нас.

Не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть, что ка­жу­ща­я­ся вы­со­кой про­цент­ная став­ка лом­бар­дов име­ет объ­ек­тив­ные при­чи­ны: зна­чи­тель­ные опе­ра­ци­он­ные за­тра­ты на при­ем и хра­не­ние, обес­пе­че­ние со­хран­но­сти пред­ме­та за­ло­га (о­со­бен­но в су­ще­ству­ю­щей кри­ми­но­ген­ной си­ту­а­ции), че­го нет у боль­шин­ства дру­гих зай­мо­да­те­лей; не­об­хо­ди­мость для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го до­хо­да при­вле­кать и об­слу­жи­вать боль­шое ко­ли­че­ство граж­дан, бе­ру­щих мик­ро­зай­мы на ко­рот­кий срок. По­это­му пред­ла­га­е­мую За­ко­но­про­ек­том про­цент­ную став­ку 10%, осо­бен­но в слу­чае ро­ста за­трат в свя­зи с кри­зис­ны­ми яв­ле­ни­я­ми, смо­гут вы­дер­жать лишь ме­нее чет­вер­ти лом­бар­дов круп­ных го­ро­дов Рос­сии, а в не­боль­ших на­се­лен­ных пунк­тах лом­бар­ды во­об­ще пре­кра­тят су­ще­ство­ва­ние, при­чем их вряд ли смо­гут адек­ват­но за­ме­нить. Кро­ме то­го, вве­ден­ное ра­нее Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О лом­бар­дах», фак­ти­че­ское ли­ше­ние воз­мож­но­стей ди­вер­си­фи­ка­ции биз­не­са лом­бар­дов до­пол­ни­тель­но за­труд­ня­ет
сни­же­ние про­цент­ной став­ки за счет по­лу­че­ния до­хо­дов по дру­гим ви­дам де­я­тель­но­сти, свя­зан­ным с
опе­ра­ци­я­ми лом­бар­дов и ра­нее тра­ди­ци­он­но ими ока­зы­ва­е­мым (до вступ­ле­ния в си­лу За­ко­на «О лом­бар­дах»). В то­же вре­мя рост чис­ла лом­бар­дов уже спо­соб­ству­ет тен­ден­ции сни­же­ния про­цент­ны­х
ста­вок, ко­то­рые еще не­дав­но бы­ли в сред­нем в пол­то­ра ра­за вы­ше.

Пред­ла­га­е­мые За­ко­но­про­ек­том имен­но в от­но­ше­нии лом­бар­дов из­ме­не­ния пред­став­ля­ют­ся дис­кри­ми­на­ци­он­ны­ми, со­зда­ют усло­вия для вы­нуж­ден­но­го ухо­да с рын­ка боль­шо­го ко­ли­че­ства лом­бар­дов, вслед­ствие не­воз­мож­но­сти по­лу­че­ния ими до­ста­точ­но­го до­хо­да по про­цент­ной став­ке, пред­ла­га­е­мой За­ко­но­про­ек­том, ко­то­рый обес­пе­чил бы те­ку­щие рас­хо­ды лом­бар­да (см. при­ло­же­ние). Осо­бен­но от­ри­ца­тель­ный эф­фект ска­жет­ся в ре­ги­о­нах, а так­же мо­но­го­ро­дах, где адек­ват­ной за­ме­ны лом­бар­дам мо­жет не быть. Ухуд­шат­ся так­же усло­вия нор­маль­ной кон­ку­рен­ции на рын­ке  фи­нан­со­вых услуг. В ито­ге мо­жет вы­иг­рать круп­ный фи­нан­со­вый ка­пи­тал и аф­фи­ли­ро­ван­ные с ним струк­ту­ры, а от­нюдь не про­стые лю­ди — кли­ен­ты лом­бар­дов. Та­ким об­ра­зом, За­ко­но­про­ект, в дей­стви­тель­но­сти, воз­мож­но, име­ет ан­ти­на­род­ную на­прав­лен­но­сть.

Пред­став­ля­ет­ся, что при­ня­тие За­ко­но­про­ек­та, при­ве­дет к ухуд­ше­нию фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния бед­ных сло­ев на­се­ле­ния в уго­ду круп­но­му ка­пи­та­лу.

В свя­зи с из­ло­жен­ным, Ли­га лом­бар­дов об­ра­ща­ет­ся к Вам с прось­бой со­дей­ство­вать не­до­пу­ще­нию пре­вра­ще­ния ука­зан­но­го За­ко­но­про­ек­та в За­кон, по край­ней ме­ре в ча­сти, от­но­ся­щей­ся к лом­бар­дам.

С ува­же­ни­ем,
Пре­зи­дент НО «НП «Ли­га лом­бар­дов» М.Е. Унк­со­в
При­ло­же­ние к об­ра­ще­ни­ю
НО «НП «Ли­га лом­бар­дов»
от «30» ок­тяб­ря 2012 го­да № б/н

Справ­ка

Для на­се­лен­но­го пунк­та или го­род­ско­го рай­о­на с на­се­ле­ни­ем 30 тыс. (сред­не­ста­ти­сти­че­ское чис­ло жи­те­лей на один объ­ект лом­бард­ной де­я­тель­но­сти) сред­нее ко­ли­че­ство об­ра­ще­ний в лом­бард со­став­ля­ет ~ 500 в ме­сяц. Сред­не­ме­сяч­ная сум­ма вы­да­ва­е­мых зай­мов ~ 3 млн. руб­лей. Сред­нее вре­мя обо­ро­та де­нег - 1,2 ме­ся­ца, т.е. при про­цент­ной став­ке 10% в ме­сяц — до­ход 250 тыс. руб­лей.
Оче­вид­но, что рас­хо­ды на арен­ду, не­об­хо­ди­мую охра­ну, за­ра­бот­ную пла­ту пер­со­на­ла, пла­те­жи в со­ци­аль­ные фон­ды, на­ло­ги и т.д. пре­вос­хо­дят эту сум­му.

С ува­же­ни­ем,
Пре­зи­дент НО «НП «Ли­га лом­бар­дов» М.Е. Унк­со­в

[ ligalomb.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->