Новосибирские ученые научились «варить» несовместимые металлы для ракет и самолетов

Раздел: Инновации
15 января 2013 г.

Тех­но­ло­гию, спо­соб­ную обес­пе­чи­вать свар­ку не­со­че­та­е­мых ма­те­ри­а­лов, раз­ра­бо­та­ли уче­ные из Но­во­си­бир­ска – уни­каль­ный ме­тод мо­жет ис­поль­зо­вать­ся в ра­кет­ной, авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти и при стро­и­тель­стве атом­ных элек­тро­стан­ций. Тех­но­ло­ги­че­ская на­ход­ка при­над­ле­жит со­труд­ни­кам ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН. Суть раз­ра­бот­ки за­клю­ча­ет­ся в том, что спе­ци­аль­ный ла­зер­ный ком­плекс спо­со­бен сва­ри­вать не­со­че­та­е­мые ма­те­ри­а­лы, на­при­мер ти­тан и не­ржа­ве­ю­щую сталь.

«100 лет на­зад по мо­рям пла­ва­ли клe­пан­ные ко­раб­ли. Они из­го­тав­ли­ва­лись, по­то­му что за­клeп­ка – это очень проч­ное со­еди­не­ние. Се­год­ня все ко­раб­ли сва­ре­ны – эту за­да­чу лю­ди ре­ши­ли, тех­но­ло­гию та­кую со­зда­ли. Но, к со­жа­ле­нию, мы все ле­та­ем на са­молeтах клe­пан­ных. То есть за­да­чу свар­ных со­еди­не­ний, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ла проч­но­сть, не­об­хо­ди­мую для авиа­ци­он­ной про­мыш­лен­но­сти, ре­шить по­ка не уда­лось», — от­ме­тил за­ме­сти­тель ди­рек­то­ра по на­у­ке ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Ана­то­лий Ори­шич.

Но­во­си­бир­ские учe­ные пер­вы­ми в ми­ре ока­за­лись на по­ро­ге боль­шо­го от­кры­тия. Ока­за­лось, что медь под дей­стви­ем ла­зе­ра со­еди­ня­ет дру­гие ме­тал­лы на мо­ле­ку­ляр­ном уров­не.

«Ес­ли сва­рить без на­ше­го ноу-хау, про­сто ти­тан с не­ржа­вей­кой, то, как мы ви­дим, об­ра­зец сра­зу раз­ва­лил­ся. При­ме­нив ма­те­ри­а­лы спе­ци­аль­ные (мы пе­ре­про­бо­ва­ли раз­ные встав­ки), мы на­шли, что медь – са­мая оп­ти­маль­ная. Она не поз­во­ля­ет свар­но­му со­еди­не­нию раз­ва­ли­вать­ся», — на­уч­ный со­труд­ник ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Алек­сандр Ма­ли­ков.

Сей­час по­лу­чен­ные об­раз­цы про­хо­дят по­след­ние ис­пы­та­ния в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском ин­сти­ту­те Ека­те­рин­бур­га. За­тем сва­рен­ные ме­тал­лы про­ве­рят на проч­ность в Си­бир­ском НИИ авиа­ции име­ни Ча­плы­ги­на. В успех экс­пе­ри­мен­та уже по­ве­ри­ли спе­ци­а­ли­сты кон­струк­тор­ско­го бю­ро Ту­по­ле­ва и со­гла­со­ва­ли с учe­ны­ми двух­лет­нюю про­грам­му, по ней для авиа­стро­и­те­лей бу­дут сва­ри­вать эле­мен­ты кор­пу­са са­молeтов.

Та­к­же тех­но­ло­гия ла­зер­ной свар­ки мог­ла бы со­вер­шить на­сто­я­щую ре­во­лю­цию в стро­и­тель­стве атом­ных стан­ций. По­сле тра­ги­че­ских со­бы­тий на Фу­ку­си­ме но­вая тех­но­ло­гия свар­ки ме­тал­лов за­ин­те­ре­со­ва­ла япон­ских, а вслед за ни­ми ки­тай­ских и ко­рей­ских энер­ге­ти­ков.

«Бо­лее ка­че­ствен­ное бу­дет со­еди­не­ние, бо­лее де­шeвое, по­то­му что это спо­соб бо­лее де­шe­вый. И в прин­ци­пе оно бу­дет бо­лее устой­чи­вым», — счи­та­ет глав­ный на­уч­ный со­труд­ник ин­сти­ту­та тео­ре­ти­че­ской и при­клад­ной ме­ха­ни­ки СО РАН Ана­то­лий Че­ре­па­нов.

Учe­ные го­во­рят: внед­рить но­вую тех­но­ло­гию в рос­сий­скую про­мыш­лен­ность бу­дет не­лег­ко — ко всем ноу-хау се­го­дня предъ­яв­ля­ют са­мые жeст­кие тре­бо­ва­ния. Этот про­цесс они срав­ни­ва­ют с кли­ни­че­ски­ми ис­пы­та­ни­я­ми ле­кар­ств, ко­то­рые ино­гда за­тя­ги­ва­ют­ся на де­ся­ти­ле­тия.

[ telegrafist.org ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->