На этот актуальный для российских промышленников вопрос отвечает генеральный директор Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов Олег ПЕЛЕВИН в статье «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», которая публикуется в журнале «Драгоценные металлы. Драгоценные камни».
Автор – доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, к тому же академик Международной академии информатизации и член Редакционного совета журнала. Его мнение в настоящее время обсуждается бизнес-сообществом и скоро, по-видимому, станет предметом обсуждения с представителями государства за «круглым столом» в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, сообщил Русской ювелирной сети главный редактор журнала, профессор Владислав ШИНКАРЕНКО.
Предметно занимаясь многие годы наукой и производством высокотехнологичных промышленных изделий из драгоценных металлов, а в последнее время и разработкой предложений по усовершенствованию нормативной базы для развития производства драгоценных металлов, обеспечивающих модернизацию важнейших отраслей промышленности России, автор, по предложению редакции, поделился с читателями журнала своим мнением по необходимым изменениям в некоторые законодательные акты.
Редакция надеется на активное участие в обсуждении этой актуальной проблемы читателей журнала.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
По внесению изменений в закон 41-ФЗ
«О драгоценных металлах и драгоценных камнях»
I. Пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«Добытые драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок.
Произведенные драгоценные металлы, в том числе отходы драгоценных металлов, полученные при изготовлении продукции из драгоценных металлов, могут быть использованы для собственного производства продукции из драгоценных металлов, реализованы производителям технической продукции из драгоценных металлов или направлены на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Предложение относится только к производству технической продукции из драгоценных металлов.
Т.е. все добытые драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, должны в обязательном порядке поступать на аффинажные заводы, как это и предусмотрено действующей редакцией закона.
В соответствии со статьей 1 Закона под «производством драгоценных металлов» понимается «извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов». При этом под «аффинажем драгоценных металлов» понимается «процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам».
Из указанной нормы следует, что сам процесс производства драгоценных металлов является многостадийным и включает в себя в том числе использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов, а также аффинаж, который является самостоятельным этапом производства, применяемым в тех случаях, когда требуется очистка драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, а также доведение драгоценных металлов до качества, отвечающего требованиям на аффинированные металлы.
В то же время, под драгоценными металлами в соответствии с определением, указанным в Законе, понимаются также и промышленные продукты, и химические соединения, которые, безусловно, являются результатом производства. С точки зрения формулировки пункта 1 статьи 20 Закона драгоценные металлы в этом виде также будут являться «произведенными драгоценными металлами».
Таким образом, под термином «произведенные драгоценные металлы», исходя из существующих формулировок Закона, можно понимать не только драгоценные металлы, которые прошли через процедуру производства драгоценных металлов, как она определена в статье 1 Закона (то есть извлечение), но и драгоценные металлы в виде произведенной из них готовой продукции (химических соединений с содержанием драгоценных металлов, изделий из них), а также аффинированные драгоценные металлы.
Следовательно, существующая формулировка пункта 1 статьи 20 Закона не дает четкого понимания, какие конкретно драгоценные металлы должны в обязательном порядке направляться на аффинаж, и дает возможность двоякого толкования (в том числе толкования, противоречащего здравому смыслу, но при этом, с формальной точки зрения, соответствующего Закону).
Кроме того, даже если толковать понятие «произведенные драгоценные металлы» узко, как драгоценные металлы, которые прошли через процедуру производства драгоценных металлов, как она определена в статье 1 Закона (то есть извлечение драгоценных металлов из концентратов и других полупродуктов, а также из лома и отходов), направление таких произведенных драгоценных металлов в обязательном порядке на аффинаж во многих случаях является нецелесообразным по следующим причинам.
В настоящее время в мире около семидесяти пяти процентов производимых драгоценных металлов платиновой группы используется в промышленности в виде химических соединений или в виде сплавов с содержанием драгоценных металлов, отличным от 99,99%. Для производства указанной продукции, с точки зрения технологий производства, могут использоваться драгоценные металлы в различных видах, а не только в аффинированном. Существуют современные инновационные технологии, позволяющие получать продукцию, содержащую драгоценные металлы, из вторичного сырья, лома и отходов драгоценных металлов, минуя стадию производства аффинированных драгоценных металлов (в т.ч. слитков).
У производителя промышленных изделий, как правило, есть аналитическая служба, обеспечивающая контроль за полным соответствием параметров изделия требованиям потребителя. При необходимости производитель обращается в лабораторию, аттестованную на техническую компетентность и независимость.
Однако в настоящее время такие технологические схемы находятся в формальном противоречии с требованиями действующей нормативной базы. Компании, занимающиеся производством продукции из драгоценных металлов, обязаны прерывать технологическую цепочку на предприятии и направлять извлеченные металлы при первичной обработке сырья на аффинажный завод и впоследствии, уже из полученных аффинированных металлов, снова изготавливать сплавы и производить готовую продукцию.
При этом в соответствии с требованием части 4 статьи 4 Закона аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. То есть в соответствии с Законом производство из отходов драгоценных металлов продукции, соответствующей российским техническим условиям и международным стандартам, является аффинажем и должно выполняться исключительно на аффинажных предприятиях. В связи с чем организации, занимающиеся производством продукции из драгоценных металлов и обладающие соответствующими технологиями для очистки драгоценных металлов и доведения их до чистоты, требуемой заказчиком, вынуждены включать в технологическую схему излишнюю операцию и направлять извлеченные драгоценные металлы на аффинажные заводы.
Таким образом, компании вынуждены нести дополнительные расходы, сдавая отходы драгоценных металлов и промежуточные продукты на аффинажные предприятия для производства аффинированных металлов (порошка и слитков) и лишь затем производить из них продукцию для промышленных потребителей, что нерентабельно, а с технологической стороны является необоснованным.
Предлагаемая в законопроекте редакция пункта 1 статьи 20 устранит двоякое толкование понятия «произведенные драгоценные металлы» и неточности в толковании возможности распоряжения собственниками такими драгоценными металлами, а также позволит собственникам осуществлять операции с драгоценными металлами более эффективно, с точки зрения экономики и производственных технологий.
Кроме того, внесение вышеуказанных изменений позволит организациям, занимающимся производством продукции из драгоценных металлов и обладающим соответствующими технологиями по очистке драгоценных металлов и доведению их до чистоты, требуемой для производства продукции технического назначения, снизить себестоимость продукции, повысить оборот и сократить сроки производства продукции. Такое производство продукции будет являться более экономичным, в том числе с точки зрения сохранения содержания драгоценных металлов в сырье, и позволит избежать технологических потерь драгоценных металлов при аффинаже, т.е. повысит конкурентные возможности предприятий.
II.Пункт 3 статьи 20 изложить в следующей редакции:
«Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми Гражданским кодексом Российской Федерации».
Изменения в пункт 3 статьи 20 Закона исключают специальное регулирование для аффинированных драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу самородков драгоценных металлов, а также драгоценных камней, которые будут поступать в гражданский оборот не в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Законом и договорами, а в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом сохраняется преимущественное право покупки указанных драгоценных металлов для пополнения Гохрана и соответствующих фондов субъектов Российской при условии авансирования этими организациями добычи драгоценных металлов.
III. Пункт 2 статьи 22 изложить в следующей редакции:
«Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами в порядке, определенным действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг, номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством».
Пункт 2 статьи 22 в действующей редакции Закона содержит норму об эмиссии государственных ценных бумаг (облигаций), обеспеченных золотом. Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 года №861 «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом», а также приказ Минфина РФ от 28 октября 1998 года №48н «Об утверждения условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом».
Предполагалось, что данные облигации (сертификаты на данные облигации) будут предоставляться субъектам добычи драгоценных металлов (недропользователям) в обмен на поставку (обязательство о поставке) некоторого фиксированного количества драгметаллов в ГОХРАН России.
Недропользователи, в свою очередь, могли бы использовать указанные сертификаты для предварительного финансирования добычи драгметаллов, продавая их юридическим и физическим лицам, заинтересованным в приобретении драгметаллов. Погашение сертификатов предполагалось добытым золотом, поставленным в ГОХРАН России по ранее заключенным договорам с недропользователями.
Очевидно, указанная норма настоящего федерального закона появилась в связи с серьезным дефицитом в финансировании сезонной золотодобычи. Кроме того, определенную роль на внутреннем рынке драгоценных металлов предполагало играть само государство в лице ГОХРАНа России.
Однако дальнейшие события не позволили запустить механизм обращения государственных облигаций, номинированных в драгоценных металлах, в том виде, как это предполагалось в соответствии с указанной нормой закона. Во-первых, помешал кризис 1998 года, который привел к тому, что покупателей на данные сертификаты просто не нашлось. Во-вторых, роль институтов, осуществляющих сезонное финансирование золотодобычи в России, взяли на себя коммерческие банки. В-третьих, в соответствии с новой редакцией Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» драгоценные металлы на территории Российской Федерации перестали быть валютной ценностью и роль Правительства в регулировании данного рынка была существенно снижена. В-четвертых, закупки драгметаллов в государственные фонды стали осуществляться за наличный расчет непосредственно за добытый металл. В настоящее время такими закупками занимается Банк России, который только в 2009 году приобрел у субъектов рынка более 123 из 205 добытых тонн золота (данные за 2010 год пока не доступны) и планирует осуществлять данные закупки в дальнейшем.
Однако, несмотря на произошедшие изменения, устаревшая норма в Законе осталась без изменения. В настоящее время она блокирует возможность создания в России цивилизованного рынка ценных бумаг, обеспеченных драгоценными металлами. По сути дела у институциональных инвесторов и у физических лиц имеется очень ограниченное число инструментов инвестирования в драгоценные металлы – это слитки драгметаллов (приобретение их сопряжено с уплатой НДС 18%), монеты из драгметаллов (имеют невысокую ликвидность и ограниченно обращаемы) и обезличенные металлические счета (не обращаемы в принципе). Из биржевых инструментов в Российской Федерации присутствуют только расчетные фьючерсы на золото и серебро, которые не имеют отношения к поставкам драгметаллов и золотом и серебром не обеспечены.
Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 22 позволит, с одной стороны, дать развитие в России рынку ценных бумаг, номинированных или обеспеченных драгоценными металлами, и, с другой стороны, не ограничивает государство в возможности эмитировать облигации, номинированные в драгметаллах. При этом перспективы учреждения и существования национальных фондов ETF, обеспеченных драгоценными металлами, очень широки, так как Россия занимает одно из лидирующих мест в числе золотодобывающих стран, а у населения имеется реальный платежеспособный спрос на данный инструмент инвестирования.
IV. Пункт 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«Способ транспортировки законно приобретенных драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, находящихся в собственности юридических и физических лиц и не имеющих законодательных ограничений по их обороту, определяет собственник драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них».
В условиях рыночной экономики главным фактором является оптимизация затрат субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и на рынке драгоценных металлов и изделий из них.
В настоящее время драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями и могут находиться, в том числе и в частной собственности юридических и физических лиц.
На рынке драгоценных металлов и драгоценных камней стабильно существует значительное количество предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Очевидно, что в своей деятельности участники рынка драгоценных металлов, в том числе производители промышленных изделий, оперируя, как правило, небольшими партиями товара, не всегда в состоянии выполнить требования настоящего закона.
Требование со стороны государства транспортировать драгоценные металлы и драгоценные камни, а также продукцию из них исключительно специальным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны, изложенное в пункте 3 статьи 29 Закона нарушает права собственника, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Увеличивает себестоимость продукции по сравнению с потенциальными странами-конкурентами, что особенно важно в условиях вступления России в ВТО. Следует отметить, что практически во всех случаях собственник страхует перемещаемый товар.
По внесению изменений в закон ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма»
Подпункт 4 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции.
«скупка, купля-продажа слитков аффинированных драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий».
Выше было отмечено, что согласно статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Таким образом, в подпункте 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ конкретно не указано, с каким содержанием по основному компоненту и в каком состоянии, виде (самородном и аффинированном виде, в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях) должны находиться драгоценные металлы, а к подлежащим обязательному контролю прямо относятся операции в виде купли-продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
Согласно статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С целью исключить возможность привлечения к административной ответственности по указанной статье, предприятия направляют в Росфинмониторинг сообщения по всей произведенной продукции, в том числе изделиям технического и медицинского назначения, содержащим драгоценные металлы, которые используются в высокотехнологичных отраслях промышленности, учреждениях здравоохранения.
При этом предприятия дублируют сообщения на первоначальную покупку сырья, материалов, полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы, и последующую продажу изделий технического и медицинского назначения из драгоценных металлов без учета процентного содержания по основному компоненту, который составляет в лигатурной массе от 0,1% до 99,99%.
Кроме того, согласно письму Пробирной палаты России от 17.03.2009 №40-16-13/433 «О направлении информации – Перечня типовых вопросов по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», обязательному контролю подлежат с одной стороны – передача товара (операция с имуществом), с другой стороны – платежи за товар (операции с денежными средствами), а также вводится суммированный за период до 5 лет (срок хранения первичных документов бухгалтерского учета) принцип учета операций, подлежащих обязательному контролю, до достижения суммы платежа или стоимости товара 600 000 рублей.
Таким образом, действующая формулировка подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, с учетом высокой стоимости драгоценных металлов, приводит к необходимости направления предприятиями и их контрагентами дублирующих сообщений в Росфинмониторинг по всем операциям по покупке, оплате сырья, материалов, полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы, и последующей продаже, оплате изделий из драгоценных металлов. В связи с этим только по одной сделке купли-продажи количество сообщений в Росфинмониторинг, направляемых предприятием и его контрагентами, может достигать восьми по форме 3-СПД, содержащей 735 реквизитов.
Возникшая ситуация, которая не связана с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, приводит к увеличению управленческого персонала, дополнительных затрат, связанных с организацией внутреннего контроля, который по объему документации сопоставим с бухгалтерским и налоговым учетом и отчетностью.
В то же время действующим законодательством и подзаконными нормативными актами уже определены основные виды, формы государственного контроля и отчетности при производстве и обращении драгоценных металлов.
Так, согласно Приказу Министерства финансов РФ от 16.06.2003 №51Н «О специальном учете организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями», Приказу Министерства финансов РФ от 29.08.2001 №68Н «Об утверждении инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении», все организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами, стоят на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты и представляют необходимую отчетность при их производстве и обращении.
Кроме того, согласно Положению о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами от 01.11.1996 №50, утвержденного Приказом ЦБ РФ от 01.11.1996 №02-400, к инвестиционным драгоценным металлам, которые используются при совершении банковских (финансовых) операций, относятся драгоценные металлы исключительно в аффинированном виде – слитки золота, серебра, платины и палладия.
С учетом вышеизложенного, указанные дополнения, конкретизирующие один абзац Федерального закона №115-ФЗ, не приведут к снижению уровня государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Актуальность данного вопроса обусловлена и тем, что в условиях глобальной конкуренции и протекционизма привлечение предприятия к ответственности по ст.15.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение срока направления даже одного сообщения формы 3-СПД может сформировать препятствия для осуществления производственной деятельности и поставок промышленной продукции, в том числе иностранным контрагентам.
[ Журнал Драгоценные металлы. Драгоценные камни ]
Готовили проект еще те знатоки ... Форма 3-СПД давно отменена.