Как сохранить и развить производство высокотехнологичной продукции?

Раздел: Власть
29 января 2013 г.

На этот ак­ту­аль­ный для рос­сий­ских про­мыш­лен­ни­ков во­прос от­ве­ча­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор Меж­ре­ги­о­наль­но­го объ­еди­не­ния про­из­во­ди­те­лей дра­го­цен­ных ме­тал­лов Олег ПЕЛЕВИН в ста­тье «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты», ко­то­рая пуб­ли­ку­ет­ся в жур­на­ле «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Дра­го­цен­ные кам­ни».
Ав­тор – док­тор тех­ни­че­ских на­ук, про­фес­сор, ла­у­ре­ат Го­су­дар­ствен­ной пре­мии СССР, к то­му же ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии ин­фор­ма­ти­за­ции и член Ре­дак­ци­он­но­го со­ве­та жур­на­ла. Его мне­ние в на­сто­я­щее вре­мя об­суж­да­ет­ся биз­нес-со­об­ще­ством и ско­ро, по-ви­ди­мо­му, ста­нет пред­ме­том об­суж­де­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми го­су­дар­ства за «круг­лым сто­лом» в Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, со­об­щил Рус­ской юве­лир­ной се­ти глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла, про­фес­сор Вла­ди­слав ШИНКАРЕНКО.

Пред­мет­но за­ни­ма­ясь мно­гие го­ды на­у­кой и про­из­вод­ством вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­мыш­лен­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а в по­след­нее вре­мя и раз­ра­бот­кой пред­ло­же­ний по усо­вер­шен­ство­ва­нию нор­ма­тив­ной ба­зы для раз­ви­тия про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обес­пе­чи­ва­ю­щих мо­дер­ни­за­цию важ­ней­ших от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти Рос­сии, ав­тор, по пред­ло­же­нию ре­дак­ции, по­де­лил­ся с чи­та­те­ля­ми жур­на­ла сво­им мне­ни­ем по не­об­хо­ди­мым из­ме­не­ни­ям в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты.

Ре­дак­ция на­де­ет­ся на ак­тив­ное уча­стие в об­суж­де­нии этой ак­ту­аль­ной про­бле­мы чи­та­те­лей жур­на­ла.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ


По вне­се­нию из­ме­не­ний в за­кон 41-ФЗ
«О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


I. Пункт 1 ста­тьи 20 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«До­бы­ты­е дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы­, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям тех­ни­че­ской про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

 

Пред­ло­же­ние от­но­сит­ся толь­ко к про­из­вод­ству тех­ни­че­ской про­дук­ци­и из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Т.е. все до­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке по­сту­пать на аф­фи­наж­ные за­во­ды, как это и преду­смот­ре­но дей­ству­ю­щей ре­дак­ци­ей за­ко­на.

В со­от­вет­ствии со ста­тьей 1 За­ко­на под «про­из­вод­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов» по­ни­ма­ет­ся «из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из до­бы­тых ком­плекс­ных руд, кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а так­же из ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы; аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов». При этом под «аф­фи­на­жем дра­го­цен­ных ме­тал­лов» по­ни­ма­ет­ся «про­цесс очист­ки из­вле­чен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ствен­ным стан­дар­там и тех­ни­че­ским усло­ви­ям, дей­ству­ю­щим на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или меж­ду­на­род­ным стан­дар­там».

Из ука­зан­ной нор­мы сле­ду­ет, что сам про­цесс про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов яв­ля­ет­ся мно­го­ста­дий­ным и вклю­ча­ет в се­бя в том чис­ле ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­ни­че­ских, хи­ми­че­ских, ме­тал­лур­ги­че­ских и дру­гих про­цес­сов с це­лью из­вле­че­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же аф­фи­наж, ко­то­рый яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ным эта­пом про­из­вод­ства, при­ме­ня­е­мым в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся очист­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, а так­же до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, от­ве­ча­ю­ще­го тре­бо­ва­ни­ям на аф­фи­ни­ро­ван­ные ме­тал­лы.

В то же вре­мя, под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в со­от­вет­ствии с опре­де­ле­ни­ем, ука­зан­ным в За­ко­не, по­ни­ма­ют­ся так­же и про­мыш­лен­ные про­дук­ты, и хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, ко­то­рые, без­услов­но, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том про­из­вод­ства. С точ­ки зре­ния фор­му­ли­ров­ки пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на дра­го­цен­ные ме­тал­лы в этом ви­де так­же бу­дут яв­лять­ся «про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми».

Та­ким об­ра­зом, под тер­ми­ном «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы», ис­хо­дя из су­ще­ству­ю­щих фор­му­ли­ро­вок За­ко­на, мож­но по­ни­мать не толь­ко дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ста­тье 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние), но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­ве­ден­ной из них го­то­вой про­дук­ции (хи­ми­че­ских со­еди­не­ний с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­де­лий из них), а так­же аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Сле­до­ва­тель­но, су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на не да­ет чет­ко­го по­ни­ма­ния, ка­кие кон­крет­но дра­го­цен­ные ме­тал­лы долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять­ся на аф­фи­наж, и да­ет воз­мож­ность дво­я­ко­го тол­ко­ва­ния (в том чис­ле тол­ко­ва­ния, про­ти­во­ре­ча­ще­го здра­во­му смыслу, но при этом, с фор­маль­ной точ­ки зре­ния, со­от­вет­ству­ю­ще­го За­ко­ну).

Кро­ме то­го, да­же ес­ли тол­ко­вать по­ня­тие «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» уз­ко, как дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ста­тье 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, а так­же из ло­ма и от­хо­дов), на­прав­ле­ние та­ких про­из­ве­ден­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на аф­фи­наж во мно­гих слу­ча­ях яв­ля­ет­ся не­це­ле­со­об­раз­ным по сле­ду­ю­щим при­чи­нам.

В на­сто­я­щее вре­мя в ми­ре око­ло се­ми­де­ся­ти пя­ти про­цен­тов про­из­во­ди­мых дра­го­цен­ных ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти в ви­де хи­ми­че­ских со­еди­не­ний или в ви­де спла­вов с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, от­лич­ным от 99,99%. Для про­из­вод­ства ука­зан­ной про­дук­ции, с точ­ки зре­ния тех­но­ло­гий про­из­вод­ства, мо­гут ис­поль­зо­вать­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы в раз­лич­ных ви­дах, а не толь­ко в аф­фи­ни­ро­ван­ном. Су­ще­ству­ют со­вре­мен­ные ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие по­лу­чать про­дук­цию, со­дер­жа­щую дра­го­цен­ные ме­тал­лы, из вто­рич­но­го сы­рья, ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ми­нуя ста­дию про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов (в т.ч. слит­ков).

У про­из­во­ди­те­ля про­мыш­лен­ных из­де­лий, как пра­ви­ло, есть ана­ли­ти­че­ская служ­ба, обес­пе­чи­ва­ю­щая кон­троль за пол­ным со­от­вет­стви­ем па­ра­мет­ров из­де­лия тре­бо­ва­ни­ям по­тре­би­те­ля. При не­об­хо­ди­мо­сти про­из­во­ди­тель об­ра­ща­ет­ся в ла­бо­ра­то­рию, ат­те­сто­ван­ную на тех­ни­че­скую ком­пе­тент­ность и не­за­ви­си­мо­сть.

Од­на­ко в на­сто­я­щее вре­мя та­кие тех­но­ло­ги­че­ские схе­мы на­хо­дят­ся в фор­маль­ном про­ти­во­ре­чии с тре­бо­ва­ни­я­ми дей­ству­ю­щей нор­ма­тив­ной ба­зы. Ком­па­нии, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обя­за­ны пре­ры­вать тех­но­ло­ги­че­скую це­поч­ку на пред­при­я­тии и на­прав­лять из­вле­чен­ные ме­тал­лы при пер­вич­ной об­ра­бот­ке сы­рья на аф­фи­наж­ный за­вод и впо­след­ствии, уже из по­лу­чен­ных аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов, сно­ва из­го­тав­ли­вать спла­вы и про­из­во­дить го­то­вую про­дук­цию.

При этом в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ем ча­сти 4 ста­тьи 4 За­ко­на аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ществ­лять толь­ко ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. То есть в со­от­вет­ствии с За­ко­ном про­из­вод­ство из от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­дук­ции, со­от­вет­ству­ю­щей рос­сий­ским тех­ни­че­ским усло­ви­ям и меж­ду­на­род­ным стан­дар­там, яв­ля­ет­ся аф­фи­на­жем и долж­но вы­пол­нять­ся ис­клю­чи­тель­но на аф­фи­наж­ных пред­при­я­ти­ях. В свя­зи с чем ор­га­ни­за­ции, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми для очист­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой за­каз­чи­ком, вы­нуж­де­ны вклю­чать в тех­но­ло­ги­че­скую схе­му из­лиш­нюю опе­ра­цию и на­прав­лять из­вле­чен­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы на аф­фи­наж­ные за­во­ды.

Та­ким об­ра­зом, ком­па­нии вы­нуж­де­ны не­сти до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, сда­вая от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­ме­жу­точ­ные про­дук­ты на аф­фи­наж­ные пред­при­я­тия для про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов (по­рош­ка и слит­ков) и лишь за­тем про­из­во­дить из них про­дук­цию для про­мыш­лен­ных по­тре­би­те­лей, что не­рен­та­бель­но, а с тех­но­ло­ги­че­ской сто­ро­ны яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ным.

Пред­ла­га­е­мая в за­ко­но­про­ек­те ре­дак­ция пунк­та 1 ста­тьи 20 устра­нит дво­я­кое тол­ко­ва­ние по­ня­тия «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» и не­точ­но­сти в тол­ко­ва­нии воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния соб­ствен­ни­ка­ми та­ки­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, а так­же поз­во­лит соб­ствен­ни­кам осу­ществ­лять опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми бо­лее эф­фек­тив­но, с точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки и про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий.

Кро­ме то­го, вне­се­ние вы­ше­ука­зан­ных из­ме­не­ний поз­во­лит ор­га­ни­за­ци­ям, за­ни­ма­ю­щим­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щим со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми по очист­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­нию их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой для про­из­вод­ства про­дук­ции тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, сни­зить се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, по­вы­сить обо­рот и со­кра­тить сро­ки про­из­вод­ства про­дук­ции. Та­кое про­из­вод­ство про­дук­ции бу­дет яв­лять­ся бо­лее эко­но­мич­ным, в том чис­ле с точ­ки зре­ния со­хра­не­ния со­дер­жа­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сы­рье, и поз­во­лит из­бе­жать тех­но­ло­ги­че­ских по­терь дра­го­цен­ных ме­тал­лов при аф­фи­на­же, т.е. по­вы­сит кон­ку­рент­ные воз­мож­но­сти пред­при­я­тий.

II.Пункт 3 ста­тьи 20 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, не под­ле­жа­щие аф­фи­на­жу са­мо­род­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же дра­го­цен­ные кам­ни учи­ты­ва­ют­ся на ба­лан­се их вла­дель­цев и по­сту­па­ют в граж­дан­ский обо­рот в со­от­вет­ствии с пра­ва­ми вла­дель­цев, уста­нав­ли­ва­е­мы­ми Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Из­ме­не­ния в пункт 3 ста­тьи 20 За­ко­на ис­клю­ча­ют спе­ци­аль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние для аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, не под­ле­жа­щих аф­фи­на­жу са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые бу­дут по­сту­пать в граж­дан­ский обо­рот не в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми, уста­нав­ли­ва­е­мы­ми За­ко­ном и до­го­во­ра­ми, а в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

При этом со­хра­ня­ет­ся пре­иму­ще­ствен­ное пра­во по­куп­ки ука­зан­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов для по­пол­не­ния Го­хра­на и со­от­вет­ству­ю­щих фон­дов субъ­ек­тов Рос­сий­ской при усло­вии аван­си­ро­ва­ния эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

III. Пункт 2 ста­тьи 22 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».


Пункт 2 ста­тьи 22 в дей­ству­ю­щей ре­дак­ции За­ко­на со­дер­жит нор­му об эмис­сии го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), обес­пе­чен­ных зо­ло­том. Во ис­пол­не­ние ука­зан­ной нор­мы бы­ло при­ня­то По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 27 июля 1998 го­да №861 «О ге­не­раль­ных усло­ви­ях эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том», а так­же при­каз Мин­фи­на РФ от 28 ок­тяб­ря 1998 го­да №48н «Об утвер­жде­ния усло­вий эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том».

Пред­по­ла­га­лось, что дан­ные об­ли­га­ции (сер­ти­фи­ка­ты на дан­ные об­ли­га­ции) бу­дут предо­став­лять­ся субъ­ек­там до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов (не­дро­поль­зо­ва­те­лям) в об­мен на по­став­ку (о­бя­за­тель­ство о по­став­ке) не­ко­то­ро­го фик­си­ро­ван­но­го ко­ли­че­ства драг­ме­тал­лов в ГОХРАН Рос­сии.

Недро­поль­зо­ва­те­ли, в свою оче­редь, мог­ли бы ис­поль­зо­вать ука­зан­ные сер­ти­фи­ка­ты для пред­ва­ри­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния до­бы­чи драг­ме­тал­лов, про­да­вая их юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в при­об­ре­те­нии драг­ме­тал­лов. По­га­ше­ние сер­ти­фи­ка­тов пред­по­ла­га­лось до­бы­тым зо­ло­том, по­став­лен­ным в ГОХРАН Рос­сии по ра­нее за­клю­чен­ным до­го­во­рам с не­дро­поль­зо­ва­те­ля­ми.

Оче­вид­но, ука­зан­ная нор­ма на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на по­яви­лась в свя­зи с се­рьез­ным де­фи­ци­том в фи­нан­си­ро­ва­нии се­зон­ной зо­ло­то­до­бы­чи. Кро­ме то­го, опре­де­лен­ную роль на внут­рен­нем рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов пред­по­ла­га­ло иг­рать са­мо го­су­дар­ство в ли­це ГОХРАНа Рос­сии.
 

Од­на­ко даль­ней­шие со­бы­тия не поз­во­ли­ли за­пу­стить ме­ха­низм об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, но­ми­ни­ро­ван­ных в дра­го­цен­ных ме­тал­лах, в том ви­де, как это пред­по­ла­га­лось в со­от­вет­ствии с ука­зан­ной нор­мой за­ко­на. Во-пер­вых, по­ме­шал кри­зис 1998 го­да, ко­то­рый при­вел к то­му, что по­ку­па­те­лей на дан­ные сер­ти­фи­ка­ты про­сто не на­шлось. Во-вто­рых, роль ин­сти­ту­тов, осу­ществ­ля­ю­щих се­зон­ное фи­нан­си­ро­ва­ние зо­ло­то­до­бы­чи в Рос­сии, взя­ли на се­бя ком­мер­че­ские бан­ки. В-тре­тьих, в со­от­вет­ствии с но­вой ре­дак­ци­ей Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» дра­го­цен­ные ме­тал­лы на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пе­ре­ста­ли быть ва­лют­ной цен­но­стью и роль Пра­ви­тель­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии дан­но­го рын­ка бы­ла су­ще­ствен­но сни­же­на. В-чет­вер­тых, за­куп­ки драг­ме­тал­лов в го­су­дар­ствен­ные фон­ды ста­ли осу­ществ­лять­ся за на­лич­ный рас­чет не­по­сред­ствен­но за до­бы­тый ме­талл. В на­сто­я­щее вре­мя та­ки­ми за­куп­ка­ми за­ни­ма­ет­ся Банк Рос­сии, ко­то­рый толь­ко в 2009 го­ду при­об­рел у субъ­ек­тов рын­ка бо­лее 123 из 205 до­бы­тых тонн зо­ло­та (дан­ные за 2010 год по­ка не до­ступ­ны) и пла­ни­ру­ет осу­ществ­лять дан­ные за­куп­ки в даль­ней­шем.

Од­на­ко, не­смот­ря на про­изо­шед­шие из­ме­не­ния, уста­рев­шая нор­ма в За­ко­не оста­лась без из­ме­не­ния. В на­сто­я­щее вре­мя она бло­ки­ру­ет воз­мож­ность со­зда­ния в Рос­сии ци­ви­ли­зо­ван­но­го рын­ка цен­ных бу­маг, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. По су­ти де­ла у ин­сти­ту­ци­о­наль­ных ин­ве­сто­ров и у фи­зи­че­ских лиц име­ет­ся очень огра­ни­чен­ное чис­ло ин­стру­мен­тов ин­ве­сти­ро­ва­ния в дра­го­цен­ные ме­тал­лы – это слит­ки драг­ме­тал­лов (при­об­ре­те­ние их со­пря­же­но с упла­той НДС 18%), мо­не­ты из драг­ме­тал­лов (и­ме­ют не­вы­со­кую лик­вид­ность и огра­ни­чен­но об­ра­ща­е­мы) и обез­ли­чен­ные ме­тал­ли­че­ские сче­та (не об­ра­ща­е­мы в прин­ци­пе). Из бир­же­вых ин­стру­мен­тов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­сут­ству­ют толь­ко рас­чет­ные фью­черсы на зо­ло­то и се­ребро, ко­то­рые не име­ют от­но­ше­ния к по­став­кам драг­ме­тал­лов и зо­ло­том и се­реб­ром не обес­пе­че­ны.

Пред­ла­га­е­мая ре­дак­ция пунк­та 2 ста­тьи 22 поз­во­лит, с од­ной сто­ро­ны, дать раз­ви­тие в Рос­сии рын­ку цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и, с дру­гой сто­ро­ны, не огра­ни­чи­ва­ет го­су­дар­ство в воз­мож­но­сти эми­ти­ро­вать об­ли­га­ции, но­ми­ни­ро­ван­ные в драг­ме­тал­лах. При этом пер­спек­ти­вы учре­жде­ния и су­ще­ство­ва­ния на­ци­о­наль­ных фон­дов ETF, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, очень ши­ро­ки, так как Рос­сия за­ни­ма­ет од­но из ли­ди­ру­ю­щих мест в чис­ле зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих стран, а у на­се­ле­ния име­ет­ся ре­аль­ный пла­те­же­спо­соб­ный спрос на дан­ный ин­стру­мент ин­ве­сти­ро­ва­ния.

IV. Пункт 3 ста­тьи 29 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«С­по­соб транс­пор­ти­ров­ки за­кон­но при­об­ре­тен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них, на­хо­дя­щих­ся в соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц и не име­ю­щих за­ко­но­да­тель­ных огра­ни­че­ний по их обо­ро­ту, опре­де­ля­ет соб­ствен­ник дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них».

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки глав­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция за­трат субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, в том чис­ле и на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и из­де­лий из них.
В на­сто­я­щее вре­мя дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­гут на­хо­дить­ся, в том чис­ле и в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц.

На рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней ста­биль­но су­ще­ству­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Оче­вид­но, что в сво­ей де­я­тель­но­сти участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в том чис­ле про­из­во­ди­те­ли про­мыш­лен­ных из­де­лий, опе­ри­руя, как пра­ви­ло, не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми то­ва­ра, не все­гда в со­сто­я­нии вы­пол­нить тре­бо­ва­ния на­сто­я­ще­го за­ко­на.

Тре­бо­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства транс­пор­ти­ро­вать дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же про­дук­цию из них ис­клю­чи­тель­но спе­ци­аль­ным транс­пор­том, обо­ру­до­ван­ным со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ной охра­ны, из­ло­жен­ное в пунк­те 3 ста­тьи 29 За­ко­на на­ру­ша­ет пра­ва соб­ствен­ни­ка, га­ран­ти­ро­ван­ные Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции по срав­не­нию с по­тен­ци­аль­ны­ми стра­на­ми-кон­ку­рен­та­ми, что осо­бен­но важ­но в усло­ви­ях вступ­ле­ния Рос­сии в ВТО. Сле­ду­ет от­ме­тить, что прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях соб­ствен­ник страху­ет пе­ре­ме­ща­е­мый то­вар.

По вне­се­нию из­ме­не­ний в за­кон ФЗ-115 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем,
и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма»


Под­пункт 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции.

«скуп­ка, куп­ля-про­да­жа слит­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий».

Вы­ше бы­ло от­ме­че­но, что со­глас­но ста­тьи 1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, юве­лир­ных и иных из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

Та­ким об­ра­зом, в под­пунк­те 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ кон­крет­но не ука­за­но, с ка­ким со­дер­жа­ни­ем по ос­нов­но­му ком­по­нен­ту и в ка­ком со­сто­я­нии, ви­де (са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях) долж­ны на­хо­дить­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а к под­ле­жа­щим обя­за­тель­но­му кон­тро­лю пря­мо от­но­сят­ся опе­ра­ции в ви­де куп­ли-про­да­жи юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ло­ма та­ких из­де­лий.

Со­глас­но ста­тьи 15.27 Ко­дек­са РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, не­ис­пол­не­ние ор­га­ни­за­ци­ей за­ко­но­да­тель­ства о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, вле­чет на­ло­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа на юри­ди­че­ских лиц – от пя­ти­де­ся­ти ты­сяч до пя­ти­сот ты­сяч руб­лей или ад­ми­ни­стра­тив­ное при­оста­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти на срок до де­вя­но­ста су­ток.

С це­лью ис­клю­чить воз­мож­ность при­вле­че­ния к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти по ука­зан­ной ста­тье, пред­при­я­тия на­прав­ля­ют в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ния по всей про­из­ве­ден­ной про­дук­ции, в том чис­ле из­де­ли­ям тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лях про­мыш­лен­но­сти, учре­жде­ни­ях здра­во­охра­не­ния.

При этом пред­при­я­тия дуб­ли­ру­ют со­об­ще­ния на пер­во­на­чаль­ную по­куп­ку сы­рья, ма­те­ри­а­лов, по­лу­фаб­ри­ка­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и по­сле­ду­ю­щую про­да­жу из­де­лий тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния из дра­го­цен­ных ме­тал­лов без уче­та про­цент­но­го со­дер­жа­ния по ос­нов­но­му ком­по­нен­ту, ко­то­рый со­став­ля­ет в ли­га­тур­ной мас­се от 0,1% до 99,99%.

Кро­ме то­го, со­глас­но пись­му Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии от 17.03.2009 №40-16-13/433 «О на­прав­ле­нии ин­фор­ма­ции – Пе­реч­ня ти­по­вых во­про­сов по при­ме­не­нию не­ко­то­рых норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма», обя­за­тель­но­му кон­тро­лю под­ле­жат с од­ной сто­ро­ны – пе­ре­да­ча то­ва­ра (о­пе­ра­ция с иму­ще­ством), с дру­гой сто­ро­ны – пла­те­жи за то­вар (о­пе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми), а так­же вво­дит­ся сум­ми­ро­ван­ный за пе­ри­од до 5 лет (срок хра­не­ния пер­вич­ных до­ку­мен­тов бух­гал­тер­ско­го уче­та) прин­цип уче­та опе­ра­ций, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, до до­сти­же­ния сум­мы пла­те­жа или сто­и­мо­сти то­ва­ра 600 000 руб­лей.

Та­ким об­ра­зом, дей­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка под­пунк­та 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, с уче­том вы­со­кой сто­и­мо­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов, при­во­дит к не­об­хо­ди­мо­сти на­прав­ле­ния пред­при­я­ти­я­ми и их контр­аген­та­ми дуб­ли­ру­ю­щих со­об­ще­ний в Рос­фин­мо­ни­то­ринг по всем опе­ра­ци­ям по по­куп­ке, опла­те сы­рья, ма­те­ри­а­лов, по­лу­фаб­ри­ка­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и по­сле­ду­ю­щей про­да­же, опла­те из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В свя­зи с этим толь­ко по од­ной сдел­ке куп­ли-про­да­жи ко­ли­че­ство со­об­ще­ний в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, на­прав­ля­е­мых пред­при­я­ти­ем и его контр­аген­та­ми, мо­жет до­сти­гать вось­ми по фор­ме 3-СПД, со­дер­жа­щей 735 рек­ви­зи­тов.

Воз­ник­шая си­ту­а­ция, ко­то­рая не свя­за­на с про­ти­во­дей­стви­ем ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, при­во­дит к уве­ли­че­нию управ­лен­че­ско­го пер­со­на­ла, до­пол­ни­тель­ных за­трат, свя­зан­ных с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­не­го кон­тро­ля, ко­то­рый по объ­е­му до­ку­мен­та­ции со­по­ста­вим с бух­гал­тер­ским и на­ло­го­вым уче­том и от­чет­но­стью.

В то же вре­мя дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством и под­за­кон­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми уже опре­де­ле­ны ос­нов­ные ви­ды, фор­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и от­чет­но­сти при про­из­вод­стве и об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Так, со­глас­но При­ка­зу Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ от 16.06.2003 №51Н «О спе­ци­аль­ном уче­те ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми», При­ка­зу Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ от 29.08.2001 №68Н «Об утвер­жде­нии ин­струк­ции о по­ряд­ке уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней, про­дук­ции из них и ве­де­ния от­чет­но­сти при их про­из­вод­стве, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии», все ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щие опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, сто­ят на спе­ци­аль­ном уче­те в го­су­дар­ствен­ных ин­спек­ци­ях про­бир­но­го над­зо­ра Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­ты и пред­став­ля­ют не­об­хо­ди­мую от­чет­ность при их про­из­вод­стве и об­ра­ще­нии.

Кро­ме то­го, со­глас­но По­ло­же­нию о со­вер­ше­нии кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и по­ряд­ке про­ве­де­ния бан­ков­ских опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми от 01.11.1996 №50, утвер­жден­но­го При­ка­зом ЦБ РФ от 01.11.1996 №02-400, к ин­ве­сти­ци­он­ным дра­го­цен­ным ме­тал­лам, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии бан­ков­ских (фи­нан­со­вых) опе­ра­ций, от­но­сят­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы ис­клю­чи­тель­но в аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де – слит­ки зо­ло­та, се­ребра, пла­ти­ны и пал­ла­дия.

С уче­том вы­ше­из­ло­жен­но­го, ука­зан­ные до­пол­не­ния, кон­кре­ти­зи­ру­ю­щие один аб­зац Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, не при­ве­дут к сни­же­нию уров­ня го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

Ак­ту­аль­ность дан­но­го во­про­са обу­слов­ле­на и тем, что в усло­ви­ях гло­баль­ной кон­ку­рен­ции и про­тек­ци­о­низ­ма при­вле­че­ние пред­при­я­тия к от­вет­ствен­но­сти по ст.15.27. Ко­дек­са РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях за на­ру­ше­ние сро­ка на­прав­ле­ния да­же од­но­го со­об­ще­ния фор­мы 3-СПД мо­жет сфор­ми­ро­вать пре­пят­ствия для осу­ществ­ле­ния про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти и по­ста­вок про­мыш­лен­ной про­дук­ции, в том чис­ле ино­стран­ным контр­аген­там.

По­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние поз­во­лит устра­нить ис­кус­ствен­ные труд­но­сти для ра­бо­ты рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей про­мыш­лен­ной про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и в то же вре­мя оп­ти­ми­зи­ро­вать осу­ществ­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля, сни­зить се­бе­сто­и­мость и по­вы­сить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность про­дук­ции тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­во­ди­мой про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

[ Журнал Драгоценные металлы. Драгоценные камни ]

  • 30 января 2013 г.:

    Готовили проект еще те знатоки ... Форма 3-СПД давно отменена.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->