Как сохранить и развить производство высокотехнологичной продукции?

Раздел: Власть
29 января 2013 г.

На этот ак­ту­аль­ный для рос­сий­ских про­мыш­лен­ни­ков во­прос от­ве­ча­ет ге­не­раль­ный ди­рек­тор Меж­ре­ги­о­наль­но­го объ­еди­не­ния про­из­во­ди­те­лей дра­го­цен­ных ме­тал­лов Олег ПЕЛЕВИН в ста­тье «О вне­се­нии из­ме­не­ний в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты», ко­то­рая пуб­ли­ку­ет­ся в жур­на­ле «Дра­го­цен­ные ме­тал­лы. Дра­го­цен­ные кам­ни».
Ав­тор – док­тор тех­ни­че­ских на­ук, про­фес­сор, ла­у­ре­ат Го­су­дар­ствен­ной пре­мии СССР, к то­му же ака­де­мик Меж­ду­на­род­ной ака­де­мии ин­фор­ма­ти­за­ции и член Ре­дак­ци­он­но­го со­ве­та жур­на­ла. Его мне­ние в на­сто­я­щее вре­мя об­суж­да­ет­ся биз­нес-со­об­ще­ством и ско­ро, по-ви­ди­мо­му, ста­нет пред­ме­том об­суж­де­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми го­су­дар­ства за «круг­лым сто­лом» в Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, со­об­щил Рус­ской юве­лир­ной се­ти глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла, про­фес­сор Вла­ди­слав ШИНКАРЕНКО.

Пред­мет­но за­ни­ма­ясь мно­гие го­ды на­у­кой и про­из­вод­ством вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных про­мыш­лен­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а в по­след­нее вре­мя и раз­ра­бот­кой пред­ло­же­ний по усо­вер­шен­ство­ва­нию нор­ма­тив­ной ба­зы для раз­ви­тия про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обес­пе­чи­ва­ю­щих мо­дер­ни­за­цию важ­ней­ших от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти Рос­сии, ав­тор, по пред­ло­же­нию ре­дак­ции, по­де­лил­ся с чи­та­те­ля­ми жур­на­ла сво­им мне­ни­ем по не­об­хо­ди­мым из­ме­не­ни­ям в не­ко­то­рые за­ко­но­да­тель­ные ак­ты.

Ре­дак­ция на­де­ет­ся на ак­тив­ное уча­стие в об­суж­де­нии этой ак­ту­аль­ной про­бле­мы чи­та­те­лей жур­на­ла.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ


По вне­се­нию из­ме­не­ний в за­кон 41-ФЗ
«О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


I. Пункт 1 ста­тьи 20 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«До­бы­ты­е дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы­, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям тех­ни­че­ской про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­ло­в или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

 

Пред­ло­же­ние от­но­сит­ся толь­ко к про­из­вод­ству тех­ни­че­ской про­дук­ци­и из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Т.е. все до­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке по­сту­пать на аф­фи­наж­ные за­во­ды, как это и преду­смот­ре­но дей­ству­ю­щей ре­дак­ци­ей за­ко­на.

В со­от­вет­ствии со ста­тьей 1 За­ко­на под «про­из­вод­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов» по­ни­ма­ет­ся «из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из до­бы­тых ком­плекс­ных руд, кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а так­же из ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы; аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов». При этом под «аф­фи­на­жем дра­го­цен­ных ме­тал­лов» по­ни­ма­ет­ся «про­цесс очист­ки из­вле­чен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ствен­ным стан­дар­там и тех­ни­че­ским усло­ви­ям, дей­ству­ю­щим на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или меж­ду­на­род­ным стан­дар­там».

Из ука­зан­ной нор­мы сле­ду­ет, что сам про­цесс про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов яв­ля­ет­ся мно­го­ста­дий­ным и вклю­ча­ет в се­бя в том чис­ле ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­ни­че­ских, хи­ми­че­ских, ме­тал­лур­ги­че­ских и дру­гих про­цес­сов с це­лью из­вле­че­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же аф­фи­наж, ко­то­рый яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ным эта­пом про­из­вод­ства, при­ме­ня­е­мым в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся очист­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, а так­же до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, от­ве­ча­ю­ще­го тре­бо­ва­ни­ям на аф­фи­ни­ро­ван­ные ме­тал­лы.

В то же вре­мя, под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в со­от­вет­ствии с опре­де­ле­ни­ем, ука­зан­ным в За­ко­не, по­ни­ма­ют­ся так­же и про­мыш­лен­ные про­дук­ты, и хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, ко­то­рые, без­услов­но, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том про­из­вод­ства. С точ­ки зре­ния фор­му­ли­ров­ки пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на дра­го­цен­ные ме­тал­лы в этом ви­де так­же бу­дут яв­лять­ся «про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми».

Та­ким об­ра­зом, под тер­ми­ном «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы», ис­хо­дя из су­ще­ству­ю­щих фор­му­ли­ро­вок За­ко­на, мож­но по­ни­мать не толь­ко дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ста­тье 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние), но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­ве­ден­ной из них го­то­вой про­дук­ции (хи­ми­че­ских со­еди­не­ний с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­де­лий из них), а так­же аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Сле­до­ва­тель­но, су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на не да­ет чет­ко­го по­ни­ма­ния, ка­кие кон­крет­но дра­го­цен­ные ме­тал­лы долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять­ся на аф­фи­наж, и да­ет воз­мож­ность дво­я­ко­го тол­ко­ва­ния (в том чис­ле тол­ко­ва­ния, про­ти­во­ре­ча­ще­го здра­во­му смыслу, но при этом, с фор­маль­ной точ­ки зре­ния, со­от­вет­ству­ю­ще­го За­ко­ну).

Кро­ме то­го, да­же ес­ли тол­ко­вать по­ня­тие «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» уз­ко, как дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ста­тье 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, а так­же из ло­ма и от­хо­дов), на­прав­ле­ние та­ких про­из­ве­ден­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на аф­фи­наж во мно­гих слу­ча­ях яв­ля­ет­ся не­це­ле­со­об­раз­ным по сле­ду­ю­щим при­чи­нам.

В на­сто­я­щее вре­мя в ми­ре око­ло се­ми­де­ся­ти пя­ти про­цен­тов про­из­во­ди­мых дра­го­цен­ных ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти в ви­де хи­ми­че­ских со­еди­не­ний или в ви­де спла­вов с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, от­лич­ным от 99,99%. Для про­из­вод­ства ука­зан­ной про­дук­ции, с точ­ки зре­ния тех­но­ло­гий про­из­вод­ства, мо­гут ис­поль­зо­вать­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы в раз­лич­ных ви­дах, а не толь­ко в аф­фи­ни­ро­ван­ном. Су­ще­ству­ют со­вре­мен­ные ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие по­лу­чать про­дук­цию, со­дер­жа­щую дра­го­цен­ные ме­тал­лы, из вто­рич­но­го сы­рья, ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ми­нуя ста­дию про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов (в т.ч. слит­ков).

У про­из­во­ди­те­ля про­мыш­лен­ных из­де­лий, как пра­ви­ло, есть ана­ли­ти­че­ская служ­ба, обес­пе­чи­ва­ю­щая кон­троль за пол­ным со­от­вет­стви­ем па­ра­мет­ров из­де­лия тре­бо­ва­ни­ям по­тре­би­те­ля. При не­об­хо­ди­мо­сти про­из­во­ди­тель об­ра­ща­ет­ся в ла­бо­ра­то­рию, ат­те­сто­ван­ную на тех­ни­че­скую ком­пе­тент­ность и не­за­ви­си­мо­сть.

Од­на­ко в на­сто­я­щее вре­мя та­кие тех­но­ло­ги­че­ские схе­мы на­хо­дят­ся в фор­маль­ном про­ти­во­ре­чии с тре­бо­ва­ни­я­ми дей­ству­ю­щей нор­ма­тив­ной ба­зы. Ком­па­нии, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обя­за­ны пре­ры­вать тех­но­ло­ги­че­скую це­поч­ку на пред­при­я­тии и на­прав­лять из­вле­чен­ные ме­тал­лы при пер­вич­ной об­ра­бот­ке сы­рья на аф­фи­наж­ный за­вод и впо­след­ствии, уже из по­лу­чен­ных аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов, сно­ва из­го­тав­ли­вать спла­вы и про­из­во­дить го­то­вую про­дук­цию.

При этом в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ем ча­сти 4 ста­тьи 4 За­ко­на аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ществ­лять толь­ко ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. То есть в со­от­вет­ствии с За­ко­ном про­из­вод­ство из от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­дук­ции, со­от­вет­ству­ю­щей рос­сий­ским тех­ни­че­ским усло­ви­ям и меж­ду­на­род­ным стан­дар­там, яв­ля­ет­ся аф­фи­на­жем и долж­но вы­пол­нять­ся ис­клю­чи­тель­но на аф­фи­наж­ных пред­при­я­ти­ях. В свя­зи с чем ор­га­ни­за­ции, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми для очист­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой за­каз­чи­ком, вы­нуж­де­ны вклю­чать в тех­но­ло­ги­че­скую схе­му из­лиш­нюю опе­ра­цию и на­прав­лять из­вле­чен­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы на аф­фи­наж­ные за­во­ды.

Та­ким об­ра­зом, ком­па­нии вы­нуж­де­ны не­сти до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, сда­вая от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­ме­жу­точ­ные про­дук­ты на аф­фи­наж­ные пред­при­я­тия для про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов (по­рош­ка и слит­ков) и лишь за­тем про­из­во­дить из них про­дук­цию для про­мыш­лен­ных по­тре­би­те­лей, что не­рен­та­бель­но, а с тех­но­ло­ги­че­ской сто­ро­ны яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ным.

Пред­ла­га­е­мая в за­ко­но­про­ек­те ре­дак­ция пунк­та 1 ста­тьи 20 устра­нит дво­я­кое тол­ко­ва­ние по­ня­тия «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» и не­точ­но­сти в тол­ко­ва­нии воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния соб­ствен­ни­ка­ми та­ки­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, а так­же поз­во­лит соб­ствен­ни­кам осу­ществ­лять опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми бо­лее эф­фек­тив­но, с точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки и про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий.

Кро­ме то­го, вне­се­ние вы­ше­ука­зан­ных из­ме­не­ний поз­во­лит ор­га­ни­за­ци­ям, за­ни­ма­ю­щим­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щим со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми по очист­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­нию их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой для про­из­вод­ства про­дук­ции тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, сни­зить се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, по­вы­сить обо­рот и со­кра­тить сро­ки про­из­вод­ства про­дук­ции. Та­кое про­из­вод­ство про­дук­ции бу­дет яв­лять­ся бо­лее эко­но­мич­ным, в том чис­ле с точ­ки зре­ния со­хра­не­ния со­дер­жа­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сы­рье, и поз­во­лит из­бе­жать тех­но­ло­ги­че­ских по­терь дра­го­цен­ных ме­тал­лов при аф­фи­на­же, т.е. по­вы­сит кон­ку­рент­ные воз­мож­но­сти пред­при­я­тий.

II.Пункт 3 ста­тьи 20 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, не под­ле­жа­щие аф­фи­на­жу са­мо­род­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же дра­го­цен­ные кам­ни учи­ты­ва­ют­ся на ба­лан­се их вла­дель­цев и по­сту­па­ют в граж­дан­ский обо­рот в со­от­вет­ствии с пра­ва­ми вла­дель­цев, уста­нав­ли­ва­е­мы­ми Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Из­ме­не­ния в пункт 3 ста­тьи 20 За­ко­на ис­клю­ча­ют спе­ци­аль­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние для аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, не под­ле­жа­щих аф­фи­на­жу са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые бу­дут по­сту­пать в граж­дан­ский обо­рот не в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми, уста­нав­ли­ва­е­мы­ми За­ко­ном и до­го­во­ра­ми, а в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

При этом со­хра­ня­ет­ся пре­иму­ще­ствен­ное пра­во по­куп­ки ука­зан­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов для по­пол­не­ния Го­хра­на и со­от­вет­ству­ю­щих фон­дов субъ­ек­тов Рос­сий­ской при усло­вии аван­си­ро­ва­ния эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

III. Пункт 2 ста­тьи 22 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».


Пункт 2 ста­тьи 22 в дей­ству­ю­щей ре­дак­ции За­ко­на со­дер­жит нор­му об эмис­сии го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), обес­пе­чен­ных зо­ло­том. Во ис­пол­не­ние ука­зан­ной нор­мы бы­ло при­ня­то По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 27 июля 1998 го­да №861 «О ге­не­раль­ных усло­ви­ях эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том», а так­же при­каз Мин­фи­на РФ от 28 ок­тяб­ря 1998 го­да №48н «Об утвер­жде­ния усло­вий эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том».

Пред­по­ла­га­лось, что дан­ные об­ли­га­ции (сер­ти­фи­ка­ты на дан­ные об­ли­га­ции) бу­дут предо­став­лять­ся субъ­ек­там до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов (не­дро­поль­зо­ва­те­лям) в об­мен на по­став­ку (о­бя­за­тель­ство о по­став­ке) не­ко­то­ро­го фик­си­ро­ван­но­го ко­ли­че­ства драг­ме­тал­лов в ГОХРАН Рос­сии.

Недро­поль­зо­ва­те­ли, в свою оче­редь, мог­ли бы ис­поль­зо­вать ука­зан­ные сер­ти­фи­ка­ты для пред­ва­ри­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния до­бы­чи драг­ме­тал­лов, про­да­вая их юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в при­об­ре­те­нии драг­ме­тал­лов. По­га­ше­ние сер­ти­фи­ка­тов пред­по­ла­га­лось до­бы­тым зо­ло­том, по­став­лен­ным в ГОХРАН Рос­сии по ра­нее за­клю­чен­ным до­го­во­рам с не­дро­поль­зо­ва­те­ля­ми.

Оче­вид­но, ука­зан­ная нор­ма на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на по­яви­лась в свя­зи с се­рьез­ным де­фи­ци­том в фи­нан­си­ро­ва­нии се­зон­ной зо­ло­то­до­бы­чи. Кро­ме то­го, опре­де­лен­ную роль на внут­рен­нем рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов пред­по­ла­га­ло иг­рать са­мо го­су­дар­ство в ли­це ГОХРАНа Рос­сии.
 

Од­на­ко даль­ней­шие со­бы­тия не поз­во­ли­ли за­пу­стить ме­ха­низм об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, но­ми­ни­ро­ван­ных в дра­го­цен­ных ме­тал­лах, в том ви­де, как это пред­по­ла­га­лось в со­от­вет­ствии с ука­зан­ной нор­мой за­ко­на. Во-пер­вых, по­ме­шал кри­зис 1998 го­да, ко­то­рый при­вел к то­му, что по­ку­па­те­лей на дан­ные сер­ти­фи­ка­ты про­сто не на­шлось. Во-вто­рых, роль ин­сти­ту­тов, осу­ществ­ля­ю­щих се­зон­ное фи­нан­си­ро­ва­ние зо­ло­то­до­бы­чи в Рос­сии, взя­ли на се­бя ком­мер­че­ские бан­ки. В-тре­тьих, в со­от­вет­ствии с но­вой ре­дак­ци­ей Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» дра­го­цен­ные ме­тал­лы на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пе­ре­ста­ли быть ва­лют­ной цен­но­стью и роль Пра­ви­тель­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии дан­но­го рын­ка бы­ла су­ще­ствен­но сни­же­на. В-чет­вер­тых, за­куп­ки драг­ме­тал­лов в го­су­дар­ствен­ные фон­ды ста­ли осу­ществ­лять­ся за на­лич­ный рас­чет не­по­сред­ствен­но за до­бы­тый ме­талл. В на­сто­я­щее вре­мя та­ки­ми за­куп­ка­ми за­ни­ма­ет­ся Банк Рос­сии, ко­то­рый толь­ко в 2009 го­ду при­об­рел у субъ­ек­тов рын­ка бо­лее 123 из 205 до­бы­тых тонн зо­ло­та (дан­ные за 2010 год по­ка не до­ступ­ны) и пла­ни­ру­ет осу­ществ­лять дан­ные за­куп­ки в даль­ней­шем.

Од­на­ко, не­смот­ря на про­изо­шед­шие из­ме­не­ния, уста­рев­шая нор­ма в За­ко­не оста­лась без из­ме­не­ния. В на­сто­я­щее вре­мя она бло­ки­ру­ет воз­мож­ность со­зда­ния в Рос­сии ци­ви­ли­зо­ван­но­го рын­ка цен­ных бу­маг, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. По су­ти де­ла у ин­сти­ту­ци­о­наль­ных ин­ве­сто­ров и у фи­зи­че­ских лиц име­ет­ся очень огра­ни­чен­ное чис­ло ин­стру­мен­тов ин­ве­сти­ро­ва­ния в дра­го­цен­ные ме­тал­лы – это слит­ки драг­ме­тал­лов (при­об­ре­те­ние их со­пря­же­но с упла­той НДС 18%), мо­не­ты из драг­ме­тал­лов (и­ме­ют не­вы­со­кую лик­вид­ность и огра­ни­чен­но об­ра­ща­е­мы) и обез­ли­чен­ные ме­тал­ли­че­ские сче­та (не об­ра­ща­е­мы в прин­ци­пе). Из бир­же­вых ин­стру­мен­тов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­сут­ству­ют толь­ко рас­чет­ные фью­черсы на зо­ло­то и се­ребро, ко­то­рые не име­ют от­но­ше­ния к по­став­кам драг­ме­тал­лов и зо­ло­том и се­реб­ром не обес­пе­че­ны.

Пред­ла­га­е­мая ре­дак­ция пунк­та 2 ста­тьи 22 поз­во­лит, с од­ной сто­ро­ны, дать раз­ви­тие в Рос­сии рын­ку цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и, с дру­гой сто­ро­ны, не огра­ни­чи­ва­ет го­су­дар­ство в воз­мож­но­сти эми­ти­ро­вать об­ли­га­ции, но­ми­ни­ро­ван­ные в драг­ме­тал­лах. При этом пер­спек­ти­вы учре­жде­ния и су­ще­ство­ва­ния на­ци­о­наль­ных фон­дов ETF, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, очень ши­ро­ки, так как Рос­сия за­ни­ма­ет од­но из ли­ди­ру­ю­щих мест в чис­ле зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих стран, а у на­се­ле­ния име­ет­ся ре­аль­ный пла­те­же­спо­соб­ный спрос на дан­ный ин­стру­мент ин­ве­сти­ро­ва­ния.

IV. Пункт 3 ста­тьи 29 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«С­по­соб транс­пор­ти­ров­ки за­кон­но при­об­ре­тен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них, на­хо­дя­щих­ся в соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц и не име­ю­щих за­ко­но­да­тель­ных огра­ни­че­ний по их обо­ро­ту, опре­де­ля­ет соб­ствен­ник дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них».

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки глав­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция за­трат субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, в том чис­ле и на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и из­де­лий из них.
В на­сто­я­щее вре­мя дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­гут на­хо­дить­ся, в том чис­ле и в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц.

На рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней ста­биль­но су­ще­ству­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Оче­вид­но, что в сво­ей де­я­тель­но­сти участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в том чис­ле про­из­во­ди­те­ли про­мыш­лен­ных из­де­лий, опе­ри­руя, как пра­ви­ло, не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми то­ва­ра, не все­гда в со­сто­я­нии вы­пол­нить тре­бо­ва­ния на­сто­я­ще­го за­ко­на.

Тре­бо­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства транс­пор­ти­ро­вать дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же про­дук­цию из них ис­клю­чи­тель­но спе­ци­аль­ным транс­пор­том, обо­ру­до­ван­ным со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ной охра­ны, из­ло­жен­ное в пунк­те 3 ста­тьи 29 За­ко­на на­ру­ша­ет пра­ва соб­ствен­ни­ка, га­ран­ти­ро­ван­ные Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции по срав­не­нию с по­тен­ци­аль­ны­ми стра­на­ми-кон­ку­рен­та­ми, что осо­бен­но важ­но в усло­ви­ях вступ­ле­ния Рос­сии в ВТО. Сле­ду­ет от­ме­тить, что прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях соб­ствен­ник страху­ет пе­ре­ме­ща­е­мый то­вар.

По вне­се­нию из­ме­не­ний в за­кон ФЗ-115 «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем,
и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма»


Под­пункт 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 из­ло­жить в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции.

«скуп­ка, куп­ля-про­да­жа слит­ков аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, юве­лир­ных из­де­лий из них и ло­ма та­ких из­де­лий».

Вы­ше бы­ло от­ме­че­но, что со­глас­но ста­тьи 1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, юве­лир­ных и иных из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

Та­ким об­ра­зом, в под­пунк­те 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на № 115-ФЗ кон­крет­но не ука­за­но, с ка­ким со­дер­жа­ни­ем по ос­нов­но­му ком­по­нен­ту и в ка­ком со­сто­я­нии, ви­де (са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях) долж­ны на­хо­дить­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а к под­ле­жа­щим обя­за­тель­но­му кон­тро­лю пря­мо от­но­сят­ся опе­ра­ции в ви­де куп­ли-про­да­жи юве­лир­ных из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ло­ма та­ких из­де­лий.

Со­глас­но ста­тьи 15.27 Ко­дек­са РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, не­ис­пол­не­ние ор­га­ни­за­ци­ей за­ко­но­да­тель­ства о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, вле­чет на­ло­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа на юри­ди­че­ских лиц – от пя­ти­де­ся­ти ты­сяч до пя­ти­сот ты­сяч руб­лей или ад­ми­ни­стра­тив­ное при­оста­нов­ле­ние де­я­тель­но­сти на срок до де­вя­но­ста су­ток.

С це­лью ис­клю­чить воз­мож­ность при­вле­че­ния к ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти по ука­зан­ной ста­тье, пред­при­я­тия на­прав­ля­ют в Рос­фин­мо­ни­то­ринг со­об­ще­ния по всей про­из­ве­ден­ной про­дук­ции, в том чис­ле из­де­ли­ям тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ных от­рас­лях про­мыш­лен­но­сти, учре­жде­ни­ях здра­во­охра­не­ния.

При этом пред­при­я­тия дуб­ли­ру­ют со­об­ще­ния на пер­во­на­чаль­ную по­куп­ку сы­рья, ма­те­ри­а­лов, по­лу­фаб­ри­ка­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и по­сле­ду­ю­щую про­да­жу из­де­лий тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния из дра­го­цен­ных ме­тал­лов без уче­та про­цент­но­го со­дер­жа­ния по ос­нов­но­му ком­по­нен­ту, ко­то­рый со­став­ля­ет в ли­га­тур­ной мас­се от 0,1% до 99,99%.

Кро­ме то­го, со­глас­но пись­му Про­бир­ной па­ла­ты Рос­сии от 17.03.2009 №40-16-13/433 «О на­прав­ле­нии ин­фор­ма­ции – Пе­реч­ня ти­по­вых во­про­сов по при­ме­не­нию не­ко­то­рых норм Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 07.08.2001 №115-ФЗ «О про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма», обя­за­тель­но­му кон­тро­лю под­ле­жат с од­ной сто­ро­ны – пе­ре­да­ча то­ва­ра (о­пе­ра­ция с иму­ще­ством), с дру­гой сто­ро­ны – пла­те­жи за то­вар (о­пе­ра­ции с де­неж­ны­ми сред­ства­ми), а так­же вво­дит­ся сум­ми­ро­ван­ный за пе­ри­од до 5 лет (срок хра­не­ния пер­вич­ных до­ку­мен­тов бух­гал­тер­ско­го уче­та) прин­цип уче­та опе­ра­ций, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му кон­тро­лю, до до­сти­же­ния сум­мы пла­те­жа или сто­и­мо­сти то­ва­ра 600 000 руб­лей.

Та­ким об­ра­зом, дей­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка под­пунк­та 4 пунк­та 1 ста­тьи 6 Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, с уче­том вы­со­кой сто­и­мо­сти дра­го­цен­ных ме­тал­лов, при­во­дит к не­об­хо­ди­мо­сти на­прав­ле­ния пред­при­я­ти­я­ми и их контр­аген­та­ми дуб­ли­ру­ю­щих со­об­ще­ний в Рос­фин­мо­ни­то­ринг по всем опе­ра­ци­ям по по­куп­ке, опла­те сы­рья, ма­те­ри­а­лов, по­лу­фаб­ри­ка­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, и по­сле­ду­ю­щей про­да­же, опла­те из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. В свя­зи с этим толь­ко по од­ной сдел­ке куп­ли-про­да­жи ко­ли­че­ство со­об­ще­ний в Рос­фин­мо­ни­то­ринг, на­прав­ля­е­мых пред­при­я­ти­ем и его контр­аген­та­ми, мо­жет до­сти­гать вось­ми по фор­ме 3-СПД, со­дер­жа­щей 735 рек­ви­зи­тов.

Воз­ник­шая си­ту­а­ция, ко­то­рая не свя­за­на с про­ти­во­дей­стви­ем ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма, при­во­дит к уве­ли­че­нию управ­лен­че­ско­го пер­со­на­ла, до­пол­ни­тель­ных за­трат, свя­зан­ных с ор­га­ни­за­ци­ей внут­рен­не­го кон­тро­ля, ко­то­рый по объ­е­му до­ку­мен­та­ции со­по­ста­вим с бух­гал­тер­ским и на­ло­го­вым уче­том и от­чет­но­стью.

В то же вре­мя дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством и под­за­кон­ны­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми уже опре­де­ле­ны ос­нов­ные ви­ды, фор­мы го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля и от­чет­но­сти при про­из­вод­стве и об­ра­ще­нии дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

Так, со­глас­но При­ка­зу Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ от 16.06.2003 №51Н «О спе­ци­аль­ном уче­те ор­га­ни­за­ций и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, осу­ществ­ля­ю­щих опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми», При­ка­зу Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов РФ от 29.08.2001 №68Н «Об утвер­жде­нии ин­струк­ции о по­ряд­ке уче­та и хра­не­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней, про­дук­ции из них и ве­де­ния от­чет­но­сти при их про­из­вод­стве, ис­поль­зо­ва­нии и об­ра­ще­нии», все ор­га­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щие опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, сто­ят на спе­ци­аль­ном уче­те в го­су­дар­ствен­ных ин­спек­ци­ях про­бир­но­го над­зо­ра Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной про­бир­ной па­ла­ты и пред­став­ля­ют не­об­хо­ди­мую от­чет­ность при их про­из­вод­стве и об­ра­ще­нии.

Кро­ме то­го, со­глас­но По­ло­же­нию о со­вер­ше­нии кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и по­ряд­ке про­ве­де­ния бан­ков­ских опе­ра­ций с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми от 01.11.1996 №50, утвер­жден­но­го При­ка­зом ЦБ РФ от 01.11.1996 №02-400, к ин­ве­сти­ци­он­ным дра­го­цен­ным ме­тал­лам, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся при со­вер­ше­нии бан­ков­ских (фи­нан­со­вых) опе­ра­ций, от­но­сят­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы ис­клю­чи­тель­но в аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де – слит­ки зо­ло­та, се­ребра, пла­ти­ны и пал­ла­дия.

С уче­том вы­ше­из­ло­жен­но­го, ука­зан­ные до­пол­не­ния, кон­кре­ти­зи­ру­ю­щие один аб­зац Фе­де­раль­но­го за­ко­на №115-ФЗ, не при­ве­дут к сни­же­нию уров­ня го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции о про­ти­во­дей­ствии ле­га­ли­за­ции (от­мы­ва­нию) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным пу­тем, и фи­нан­си­ро­ва­нию тер­ро­риз­ма.

Ак­ту­аль­ность дан­но­го во­про­са обу­слов­ле­на и тем, что в усло­ви­ях гло­баль­ной кон­ку­рен­ции и про­тек­ци­о­низ­ма при­вле­че­ние пред­при­я­тия к от­вет­ствен­но­сти по ст.15.27. Ко­дек­са РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях за на­ру­ше­ние сро­ка на­прав­ле­ния да­же од­но­го со­об­ще­ния фор­мы 3-СПД мо­жет сфор­ми­ро­вать пре­пят­ствия для осу­ществ­ле­ния про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти и по­ста­вок про­мыш­лен­ной про­дук­ции, в том чис­ле ино­стран­ным контр­аген­там.

По­ло­жи­тель­ное ре­ше­ние поз­во­лит устра­нить ис­кус­ствен­ные труд­но­сти для ра­бо­ты рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей про­мыш­лен­ной про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и в то же вре­мя оп­ти­ми­зи­ро­вать осу­ществ­ле­ние го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля, сни­зить се­бе­сто­и­мость и по­вы­сить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность про­дук­ции тех­ни­че­ско­го и ме­ди­цин­ско­го на­зна­че­ния из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­во­ди­мой про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

[ Журнал Драгоценные металлы. Драгоценные камни ]

  • 30 января 2013 г.:

    Готовили проект еще те знатоки ... Форма 3-СПД давно отменена.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->