С одной стороны, намерения авторов законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понятны: ужесточить правила оборота драгметаллов и драгоценных камней, исключить возможность злоупотреблений, а попутно усилить надзор за всеми участниками рынка, которые используют драгметаллы и драгоценные камни в своей деятельности.
Выработанные меры могут привести к результатам, прямо противоположным заявленным. Например, предлагается создать новую федеральную службу, которая осуществляла бы контроль и надзор в сфере оборота драгметаллов и драгкамней и придать ей широкие полномочия. Например, проводить внеочередные проверки без санкции прокуратуры, а если при этом будут выявлены нарушения, то приостанавливать деятельность таких предприятий. Кроме того, предполагается создание на предприятиях, перечень которых определит правительство, постоянных постов контроля над технологическим процессом.
Эксперты ТПП РФ считают, что действующих закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и другие нормативные акты, касающиеся ювелирной отрасли, уже вводят избыточный режим регулирования отрасли, который сдерживает ее развитие. На предприятиях отрасли реализуется полный комплекс надзорных полномочий, позволяющих обеспечить реализацию государственных и общественных интересов. На этом фоне принятие законопроекта способно нанести государству ущерб, исчисляемый десятками миллионов рублей.
Они также указали, что с 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями и на них не распространяются ограничения и требования закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Однако это не означает, что отрасль не нуждается во внимании со стороны государства. В ней происходят процессы негативного характера, в частности, растет экспорт золота в виде сырья, в самой отрасли происходит замедление темпов роста, в то время как все большую долю внутреннего рынка занимает импортная продукция.
Тем не менее, говорится в письме на имя председателя правительства России, подписанном президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным и руководителями других объединений предпринимателей, указывается, что ювелирная отрасль является одной из наиболее привлекательных для инвесторов. В ней действует около 4,5 тыс. предприятий, на которых трудятся порядка 150 тыс. человек. Сюда следует также добавить около 30 тыс. торговых предприятий с таким же числом занятых. Поэтому принятие правительственных поправок затронет интересы более 300 тыс. человек, работающих в ювелирной отрасли.
Но при снижении административной нагрузки на отрасль она способна внести реальный вклад в достижение приоритетных показателей развития экономики страны. Во всем мире для производства ювелирных изделий расходуется порядка 60% всего добытого золота, но в России эта доля не превышает 25%. В 2011 году в стране было произведено 212 тонн золота, а на производство ювелирных изделий пошло только 70 тонн. Однако потенциал отрасли таков, что она может переработать 200 тонн золота, т. е. втрое больше, чем в 2011 году.
Но для того чтобы это стало реальностью, необходимо освободить отрасль от избыточных административных барьеров, а также снизить ввозные таможенные пошлины на производственное и лабораторное оборудование, тем более что российская промышленность способна удовлетворить потребность в нем только на 10%. Это позволит создать в ней порядка 100 тыс. новых высококвалифицированных рабочих мест в ближайшие два-три года.
Комфортные условия в сфере ювелирного производства позволят не только открывать новые высокотехнологичные производства, инвестировать в реконструкцию и техническую модернизацию предприятий, но и устанавливать отношения сотрудничества с иностранными производителями, создавать с ними стратегические альянсы, что даст мощный импульс развитию отечественной ювелирной промышленности.
Полный бред. В выигрыше - несколько десятков крупных игроков, в проигрыше действительно несколько сотен тысяч, не говоря уже о потребителях, на интересы которых крупному бизнесу вообще наплевать. Несколько лет - и все о том же. Не пора ли перестать болтать и привести законодательство в этой сфере в норму. Чтобы было всем хорошо, в первую очередь простым ювелирам, которые эти рабочие места создают своими руками. И россиянам, которые за свои кровные, могли бы приобрести качественную ювелирную продукцию.
Согласен. Пора прекратить монополию Минфина. Проблему нужно решать кардинально: если нужна служба - значит нужно создавать службу, а не вопить о "стагнации" и совать палки в колеса. С нашим менталитетом компромис невозможен - нужны силовые решения. Критерий один - все должно работать в интересах государства, которое, в свою очередь, должно обеспечить интересы всех остальных - но только в той мере, в какой это возможно. Посмотрите на Европу - вот где действительно не занимаются "болтовней", как мы годами, а решают проблемы.
забавный текст у второго гостя. сначала за свои бабки (заплатив налоги) купи оборудование, металл и камни, а потом работай на государство. причём оно ещё и претензии тебе высказывать будет о плохой работе - а ты виноват. а в европе я за последние 6 месяцев переработал 500 кг изумрудов и никто мне не указывал что и как мне делать. в россии переработку изумрудов можно увеличить раз в сто, если раз в сто уменьшить контроль. и что смешно: почему-то при полном отсутствии контроля за моей работой со стороны европейцев, ни одной претензии ко мне у потребителей нет. и все зарплаты, налоги и т. д. крутятся в европе. перед этим более десяти лет я пытался всё это делать по честному в россии. ни к чему кроме уголовных дел это не приводило.
А что понимать под контролем? Есть определенные правила (требования), которые уже установлены, и есть структура, контролирующая их исполнение. Нет правил - нет контроля. И Европу в этом плане не стоит сравнивать с Россией. У них свои подходы и пути решения, у нас - свои. Можно правила отменить - и вопрос будет снят. Но если правила "плохие" - однозначно нужно что-то предпринимать. Иначе проблема будет решаться бизнесом просто - плохо здесь, буду искать место, где лучше. У каждой страны свои проблемы, и, естественно - пути решения. Пример с Депардье - во Франции планируют повысить налог, и он уже ищет место в Бельгии.