Ювелирная промышленность: площадка для рывка

Раздел: Власть
17 декабря 2012 г.

По­прав­ки в за­ко­но­да­тель­ство, ре­гу­ли­ру­ю­щее обо­рот дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, мо­гут при­ве­сти к стаг­на­ции и ухуд­ше­нию по­ло­же­ния в юве­лир­ной от­рас­ли Рос­сии. Так счи­та­ют в Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­те РФ, экс­пер­ты ко­то­рой тща­тель­но про­ана­ли­зи­ро­ва­ли за­ко­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния, раз­ра­бо­тан­ные ис­пол­ни­тель­ной вла­стью. При­ня­тие по­пра­вок при­ве­дет к су­ще­ствен­но­му уве­ли­че­нию ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров, не­га­тив­но от­ра­зит­ся как на про­из­вод­стве, так и на сбы­те юве­лир­ных из­де­лий. В то же вре­мя эта от­расль спо­соб­на зна­чи­тель­но уве­ли­чить объ­е­мы не­сы­рье­во­го экс­пор­та Рос­сии.

С од­ной сто­ро­ны, на­ме­ре­ния ав­то­ров за­ко­но­про­ек­та «О вне­се­нии из­ме­не­ний в от­дель­ные за­ко­но­да­тель­ные ак­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» по­нят­ны: уже­сто­чить пра­ви­ла обо­ро­та драг­ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней, ис­клю­чить воз­мож­ность зло­упо­треб­ле­ний, а по­пут­но уси­лить над­зор за все­ми участ­ни­ка­ми рын­ка, ко­то­рые ис­поль­зу­ют драг­ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни в сво­ей де­я­тель­но­сти.

Вы­ра­бо­тан­ные ме­ры мо­гут при­ве­сти к ре­зуль­та­там, пря­мо про­ти­во­по­лож­ным за­яв­лен­ным. На­при­мер, пред­ла­га­ет­ся со­здать но­вую фе­де­раль­ную служ­бу, ко­то­рая осу­ществ­ля­ла бы кон­троль и над­зор в сфе­ре обо­ро­та драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней и при­дать ей ши­ро­кие пол­но­мо­чия. На­при­мер, про­во­дить вне­оче­ред­ные про­вер­ки без санк­ции про­ку­ра­ту­ры, а ес­ли при этом бу­дут вы­яв­ле­ны на­ру­ше­ния, то при­оста­нав­ли­вать де­я­тель­ность та­ких пред­при­я­тий. Кро­ме то­го, пред­по­ла­га­ет­ся со­зда­ние на пред­при­я­ти­ях, пе­ре­чень ко­то­рых опре­де­лит пра­ви­тель­ство, по­сто­ян­ных по­стов кон­тро­ля над тех­но­ло­ги­че­ским про­цес­сом.

Экс­пер­ты ТПП РФ счи­та­ют, что дей­ству­ю­щих за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» и дру­гие нор­ма­тив­ные ак­ты, ка­са­ю­щи­е­ся юве­лир­ной от­рас­ли, уже вво­дят из­бы­точ­ный ре­жим ре­гу­ли­ро­ва­ния от­рас­ли, ко­то­рый сдер­жи­ва­ет ее раз­ви­тие. На пред­при­я­ти­ях от­рас­ли ре­а­ли­зу­ет­ся пол­ный ком­плекс над­зор­ных пол­но­мо­чий, поз­во­ля­ю­щих обес­пе­чить ре­а­ли­за­цию го­су­дар­ствен­ных и об­ще­ствен­ных ин­те­ре­сов. На этом фо­не при­ня­тие за­ко­но­про­ек­та спо­соб­но на­не­сти го­су­дар­ству ущерб, ис­чис­ля­е­мый де­сят­ка­ми мил­ли­о­нов руб­лей.

Они так­же ука­за­ли, что с 2003 го­да дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и на них не рас­про­стра­ня­ют­ся огра­ни­че­ния и тре­бо­ва­ния за­ко­на «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле».

Од­на­ко это не озна­ча­ет, что от­расль не нуж­да­ет­ся во вни­ма­нии со сто­ро­ны го­су­дар­ства. В ней про­ис­хо­дят про­цес­сы не­га­тив­но­го ха­рак­те­ра, в част­но­сти, рас­тет экс­порт зо­ло­та в ви­де сы­рья, в са­мой от­рас­ли про­ис­хо­дит за­мед­ле­ние тем­пов ро­ста, в то вре­мя как все боль­шую до­лю внут­рен­не­го рын­ка за­ни­ма­ет им­порт­ная про­дук­ция.

Тем не ме­нее, го­во­рит­ся в пись­ме на имя пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства Рос­сии, под­пи­сан­ном пре­зи­ден­том ТПП РФ Сер­ге­ем Ка­ты­ри­ным и ру­ко­во­ди­те­ля­ми дру­гих объ­еди­не­ний пред­при­ни­ма­те­лей, ука­зы­ва­ет­ся, что юве­лир­ная от­расль яв­ля­ет­ся од­ной из наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ных для ин­ве­сто­ров. В ней дей­ству­ет око­ло 4,5 тыс. пред­при­я­тий, на ко­то­рых тру­дят­ся по­ряд­ка 150 тыс. че­ло­век. Сю­да сле­ду­ет так­же до­ба­вить око­ло 30 тыс. тор­го­вых пред­при­я­тий с та­ким же чис­лом за­ня­тых. По­это­му при­ня­тие пра­ви­тель­ствен­ных по­пра­вок за­тро­нет ин­те­ре­сы бо­лее 300 тыс. че­ло­век, ра­бо­та­ю­щих в юве­лир­ной от­рас­ли.

Но при сни­же­нии ад­ми­ни­стра­тив­ной на­груз­ки на от­расль она спо­соб­на вне­сти ре­аль­ный вклад в до­сти­же­ние при­о­ри­тет­ных по­ка­за­те­лей раз­ви­тия эко­но­ми­ки стра­ны. Во всем ми­ре для про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий рас­хо­ду­ет­ся по­ряд­ка 60% все­го до­бы­то­го зо­ло­та, но в Рос­сии эта до­ля не пре­вы­ша­ет 25%. В 2011 го­ду в стра­не бы­ло про­из­ве­де­но 212 тонн зо­ло­та, а на про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий пошло толь­ко 70 тонн. Од­на­ко по­тен­ци­ал от­рас­ли та­ков, что она мо­жет пе­ре­ра­бо­тать 200 тонн зо­ло­та, т. е. втрое боль­ше, чем в 2011 го­ду.

Но для то­го что­бы это ста­ло ре­аль­но­стью, не­об­хо­ди­мо осво­бо­дить от­расль от из­бы­точ­ных ад­ми­ни­стра­тив­ных ба­рье­ров, а так­же сни­зить ввоз­ные та­мо­жен­ные по­шли­ны на про­из­вод­ствен­ное и ла­бо­ра­тор­ное обо­ру­до­ва­ние, тем бо­лее что рос­сий­ская про­мыш­лен­ность спо­соб­на удо­вле­тво­рить по­треб­ность в нем толь­ко на 10%. Это поз­во­лит со­здать в ней по­ряд­ка 100 тыс. но­вых вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих мест в бли­жай­шие два-три го­да.

Ком­форт­ные усло­вия в сфе­ре юве­лир­но­го про­из­вод­ства поз­во­лят не толь­ко от­кры­вать но­вые вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные про­из­вод­ства, ин­ве­сти­ро­вать в ре­кон­струк­цию и тех­ни­че­скую мо­дер­ни­за­цию пред­при­я­тий, но и уста­нав­ли­вать от­но­ше­ния со­труд­ни­че­ства с ино­стран­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми, со­зда­вать с ни­ми стра­те­ги­че­ские аль­ян­сы, что даст мощ­ный им­пульс раз­ви­тию оте­че­ствен­ной юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти.

[ tpp-inform.ru ]

  • 18 декабря 2012 г.:

    Полный бред. В выигрыше - несколько десятков крупных игроков, в проигрыше действительно несколько сотен тысяч, не говоря уже о потребителях, на интересы которых крупному бизнесу вообще наплевать. Несколько лет - и все о том же. Не пора ли перестать болтать и привести законодательство в этой сфере в норму. Чтобы было всем хорошо, в первую очередь простым ювелирам, которые эти рабочие места создают своими руками. И россиянам, которые за свои кровные, могли бы приобрести качественную ювелирную продукцию.

  • 19 декабря 2012 г.:

    Согласен. Пора прекратить монополию Минфина. Проблему нужно решать кардинально: если нужна служба - значит нужно создавать службу, а не вопить о "стагнации" и совать палки в колеса. С нашим менталитетом компромис невозможен - нужны силовые решения. Критерий один - все должно работать в интересах государства, которое, в свою очередь, должно обеспечить интересы всех остальных - но только в той мере, в какой это возможно. Посмотрите на Европу - вот где действительно не занимаются "болтовней", как мы годами, а решают проблемы.

  • 20 декабря 2012 г.:

    забавный текст у второго гостя. сначала за свои бабки (заплатив налоги) купи оборудование, металл и камни, а потом работай на государство. причём оно ещё и претензии тебе высказывать будет о плохой работе - а ты виноват. а в европе я за последние 6 месяцев переработал 500 кг изумрудов и никто мне не указывал что и как мне делать. в россии переработку изумрудов можно увеличить раз в сто, если раз в сто уменьшить контроль. и что смешно: почему-то при полном отсутствии контроля за моей работой со стороны европейцев, ни одной претензии ко мне у потребителей нет. и все зарплаты, налоги и т. д. крутятся в европе. перед этим более десяти лет я пытался всё это делать по честному в россии. ни к чему кроме уголовных дел это не приводило.

  • 20 декабря 2012 г.:

    А что понимать под контролем? Есть определенные правила (требования), которые уже установлены, и есть структура, контролирующая их исполнение. Нет правил - нет контроля. И Европу в этом плане не стоит сравнивать с Россией. У них свои подходы и пути решения, у нас - свои. Можно правила отменить - и вопрос будет снят. Но если правила "плохие" - однозначно нужно что-то предпринимать. Иначе проблема будет решаться бизнесом просто - плохо здесь, буду искать место, где лучше. У каждой страны свои проблемы, и, естественно - пути решения. Пример с Депардье - во Франции планируют повысить налог, и он уже ищет место в Бельгии.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->