Традиционно образ ломбарда связан с темнотой, отчаянием и нищетой. В Китае, как и везде эти места были последней надеждой бедных людей, которые могли обменять вещи на деньги, необходимые для еды. Но сейчас китайские ломбарды меняют свое лицо. Пыльные комнаты и деревянные счеты теперь заменены на современные помещения с компьютерами и хорошо одетых сотрудников. Клиентура также изменилась: это не только нуждающиеся люди, но и бизнесмены, которым срочно потребовались деньги. Ломбарды в Китае на сегодняшний день считаются одними из старейших финансовых учреждений. А сейчас они являются источником быстрого финансирования для микро - и малых предприятий.
Ван Цихун, типичный клиент ломбарда, владеет небольшой компанией в Тяньцзине, которая делает соломинки для питья. В октябре изменилась дата авансового платежа, поэтому Вану пришлось думать – как достать деньги в течение двух дней. «Сначала единственным выходом я видел возможность получения кредита в банке, - говорит он. – Но мне пришлось бы ждать неделю, прежде чем деньги поступили бы на мой счет». Ломбард же выдал ему деньги в течение нескольких минут после проверки - действительно ли он владеет квартирой, которую предложил в залог.
«Эффективность, удобство, гибкость и индивидуальный сервис делают ломбарды более предпочтительным финансовым каналом для физических лиц и предприятий», - поясняет миссию современных ломбардов Ян Цзинькун, заместитель генерального директора ломбарда «Хуася» (Huaxia) в Пекине. Этот ломбард, основанный в 1993 году, в настоящее время стал одним из крупнейших в Китае: только в одном Пекине действует 21 филиал этого ломбарда. Причем для удобства клиентов они открыты в вечернее время.
Все действующие сейчас в Китае ломбарды ведут свой отсчет примерно с начала девяностых годов XX века. После основания Китайской Народной Республики, они были запрещены, и их официально решили открывать только в 1989 году. Первые ломбарды открывались возле больниц или густонаселенных районов, куда люди несли ювелирные украшения, ценные вещи и бытовую технику, чтобы продолжить лечение или купить еды. «Раньше ломбард был знаком абсолютной нищеты и отчаяния. Но сейчас к нам приходят не те, кому надо хоть как-то выжить, – поясняет Ян. – Это возможность выхода из чрезвычайной ситуации, когда людям надо срочно что-то купить, но не хватает на это денег. Обычно у нас закладывают ценные вещи, которые выкупают через несколько дней».
Если раньше люди отдавали антиквариат и украшения из золота, то сейчас в основном несут бриллианты, предметы роскоши, включая часы и сумки. Произведения искусства и дорогие вина также начали появляться на полках китайских ломбардов. «Свое место у нас нашли также автомобили, недвижимость, ценные бумаги и даже задолженности», - говорит Ян Цзинькун. Ежемесячный процент для оставленного в залог дома составляет 3,2%, для автомобиля – 4%, а для остальных вещей – 4,7%.
Среди сотрудников ломбардов встречаются профессиональные оценщики ювелирных изделий, продавцы автомобилей, банковские сотрудники. У всех них накоплен достаточный опыт для того, чтобы оценить то, что предлагается в залог. «Самым трудным является выбор разумной цены, которую мы можем предложить клиенту, - рассказывает Ян. - Если цена слишком низкая, она не удовлетворит заказчика. Если клиент запрашивает слишком высокую цену, это чревато для нас рисками». Если подошел срок погашения кредита, а клиент не торопится с выкупом, тогда эти так называемые «мертвые пешки» ломбард продает. На этом этапе вещи и ювелирные украшения, проданные по цене, ниже магазинной, обретают новых владельцев. «Я купил две сумки «Шанель» в ломбарде на 50% ниже той цены, по который они продаются в официальных бутиках», - говорит Чжан Юси, 28-летний адвокат из Пекина.