Самый очевидный вариант — отсылка к художественным произведениям. С одной стороны, ювелирное дело — ветвь прикладного искусства. С другой — кольца и ожерелья, тиары и колье, браслеты и серьги часто и успешно «позировали» прославленным живописцам и скульпторам. «Девушка с жемчужной сережкой» и «Женщина, примеряющая ожерелье» Вермеера. Парадные портреты кисти Давида, где тщательно выписаны коронационные драгоценности и регалии Наполеона и Жозефины, заказанные венценосной парой у Мари-Этьена Нито, основателя легендарного Дома Chaumet (кстати, в своей последней на нынешний момент коллекции Дом воспроизвел мотивы императорских коронационных тиар). Картины художников belle époque, где дамы высшего света и состоятельные представительницы богемы демонстрируют миру не только свою красоту, но и мастерство портных и ювелиров. Портретные этюды Ренуара и Саржента, Серова и Врубеля — полотна, где жемчуга и бриллианты написаны беглыми, но точными мазками. Дивные творения «гения венского сецессиона» Климта, похожие на мозаики из драгоценных камней.
Живопись
Климт вдохновил многих последователей, в том числе в ювелирном деле: его предельно декоративный стиль словно создан для интерпретаций в прикладном искусстве. Одна из самых заметных «вариаций на тему» — у соотечественников венца, австрийской марки Frey Wille, чей фирменный стиль — роспись горячей эмалью. Не так давно марка начала декорировать эмалевые миниатюры, написанные вручную, бриллиантами и оправлять в высокопробное золото (оно, кстати, дало название новой линии — 18 Carat).
Стиль другого мастера ар-нуво — создателя великолепных панно и афиш к спектаклям Сары Бернар Альфонса Мухи — лег в основу дизайна украшений испанской марки Masriera. Созданные в сложной технике витражной эмали, они напоминают одновременно и кружево, и невесомые наброски акварелью, и роспись по стеклу. Мотивы этих драгоценностей — цветы, насекомые и утонченные длинноволосые нимфы. Характерные приемы живописной росписи по фарфору использует и одна из старейших в Европе фарфоровых мануфактур — Meissen, которая не так давно начала выпускать ювелирные украшения: золотые кольца, кулоны и серьги с расписными вставками, прикрытыми «линзами» из граненого кварца.
Скульптура
Использование скульптурных приемов для изготовления украшений — традиция столь же давняя, как и сами украшения: перстни-скарабеи находили еще в египетских захоронениях, а в Средние века в Европе религиозные люди носили складни, являвшие собой подлинные шедевры микроскульптуры из дерева, камня или слоновой кости. В эпоху Возрождения ювелир и ваятель Бенвенуто Челлини прославился своими драгоценными скульптурами из золота и серебра.
Современные последователи старинных мастеров используют те же материалы. Парижский мастер Лидия Куртей воспроизводит в своих подвесках и серьгах мотивы традиционной африканской деревянной скульптуры, инкрустируя дерево золотом. Cartier создает колье с изумительными анималистическими миниатюрами из халцедона — например, в последней коллекции это семейка белых медведей. Van Cleef & Arpels по праву гордится своими фирменными шедеврами — золотыми феями и балеринами с личиками из бриллиантов огранки «роза», в платьях из сапфиров, рубинов и изумрудов в характерной «невидимой закрепке». В новой коллекции Palais de la Chance такие золотые статуэтки изображают знаки Зодиака — Деву, Водолея и Близнецов. Carrera y Carrera с поистине челлиниевской тонкостью изображает животных реальных и вымышленных, морские раковины, пухлых ангелочков и фрагменты барельефов великолепного мавзолея Тадж-Махал в Агре (линия Jasmín).
Архитектура
Барельеф, монументальная скульптура — это пограничный жанр на стыке ваяния и зодчества. Мотивы скульптурного декора древневавилонских ворот Иштар воплотились в коллекции-2012 Babilon от испанской марки Magerit. А российский мастер Дмитрий Гуржий вдохновился отечественной архитектурой. В новой коллекции женских украшений Gourji, выпущенной этой осенью, несколько разных линий. «Конструктивизм» — браслеты и кольца по мотивам советских архитектурных шедевров: дома Мельникова с шестиугольными окнами, радиовышки архитектора Шухова, здания Планетария. В линии «Сокровища подземелья» в полированном и матовом золоте, декорированном бриллиантами, жемчугом, рубинами и полудрагоценными камнями, воплотились барельефы и решетки «Курской» и других станций московского метро.
Другой отечественный ювелир, Владимир Маркин, популяризирует западную архитектуру. Пару лет назад он прославился своей коллекцией «Мосты» — кольца белого золота с бриллиантами и сапфирами в форме разводных мостов. В новой коллекции Маркина — подвески из серебра или золота. Выглядят они как крупные кресты, а при ближайшем рассмотрении оказываются стилизованными планами известнейших средневековых соборов Европы — флорентийского Санта-Мария дель Фиоре, лондонского Святого Павла, руанского Сент-Пьер, пизанского Дуомо, венецианской базилики Сан-Марко и других.