Ювелиры вдохновляются живописью, ваянием и зодчеством

Раздел: Ювелиры и компании
16 ноября 2012 г.

Прой­дя пер­вый этап вос­хи­ще­ния укра­ше­ни­я­ми — блес­ком ме­тал­ла, свер­ка­ни­ем брил­ли­ан­то­вых гра­ней, на­сы­щен­но­стью от­тен­ков цвет­ных дра­го­цен­ных и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней, мод­ни­цы и на­чи­на­ю­щие кол­лек­ци­о­не­ры пе­ре­хо­дят к сле­ду­ю­ще­му — в изящ­ных ве­щи­цах ищут ин­тел­лек­ту­аль­ную идею.

Са­мый оче­вид­ный ва­ри­ант — от­сыл­ка к ху­до­же­ствен­ным про­из­ве­де­ни­ям. С од­ной сто­ро­ны, юве­лир­ное де­ло — ветвь при­клад­но­го ис­кус­ства. С дру­гой — коль­ца и оже­ре­лья, ти­а­ры и ко­лье, брас­ле­ты и серь­ги ча­сто и успеш­но «по­зи­ро­ва­ли» про­слав­лен­ным жи­во­пис­цам и скуль­пто­рам. «Де­вуш­ка с жем­чуж­ной се­реж­кой» и «Жен­щи­на, при­ме­ря­ю­щая оже­ре­лье» Вер­ме­е­ра. Па­рад­ные порт­ре­ты ки­сти Да­ви­да, где тща­тель­но вы­пи­са­ны ко­ро­на­ци­он­ные дра­го­цен­но­сти и ре­га­лии На­по­лео­на и Жо­зе­фи­ны, за­ка­зан­ные вен­це­нос­ной па­рой у Ма­ри-Этье­на Ни­то, ос­но­ва­те­ля ле­ген­дар­но­го До­ма Chaumet (кста­ти, в сво­ей по­след­ней на ны­неш­ний мо­мент кол­лек­ции Дом вос­про­из­вел мо­ти­вы им­пе­ра­тор­ских ко­ро­на­ци­он­ных ти­ар). Кар­ти­ны ху­дож­ни­ков belle époque, где да­мы выс­ше­го све­та и со­сто­я­тель­ные пред­ста­ви­тель­ни­цы бо­ге­мы де­мон­стри­ру­ют ми­ру не толь­ко свою кра­со­ту, но и ма­стер­ство порт­ных и юве­ли­ров. Порт­рет­ные этю­ды Ре­ну­а­ра и Сар­жен­та, Се­ро­ва и Вру­бе­ля — по­лот­на, где жем­чу­га и брил­ли­ан­ты на­пи­са­ны бег­лы­ми, но точ­ны­ми маз­ка­ми. Див­ные тво­ре­ния «ге­ния вен­ско­го се­цес­си­о­на» Клим­та, по­хо­жие на мо­за­и­ки из дра­го­цен­ных кам­ней.

Жи­во­пись

Климт вдох­но­вил мно­гих по­сле­до­ва­те­лей, в том чис­ле в юве­лир­ном де­ле: его пре­дель­но де­ко­ра­тив­ный стиль слов­но со­здан для ин­тер­пре­та­ций в при­клад­ном ис­кус­стве. Од­на из са­мых за­мет­ных «ва­ри­а­ций на те­му» — у со­оте­че­ствен­ни­ков вен­ца, ав­стрий­ской мар­ки Frey Wille, чей фир­мен­ный стиль — рос­пись го­ря­чей эма­лью. Не так дав­но мар­ка на­ча­ла де­ко­ри­ро­вать эма­ле­вые ми­ни­а­тю­ры, на­пи­сан­ные вруч­ную, брил­ли­ан­та­ми и оправ­лять в вы­со­ко­проб­ное зо­ло­то (о­но, кста­ти, да­ло на­зва­ние но­вой ли­нии — 18 Carat).

Стиль дру­го­го ма­сте­ра ар-ну­во — со­зда­те­ля ве­ли­ко­леп­ных пан­но и афиш к спек­так­лям Са­ры Бер­нар Аль­фон­са Му­хи — лег в ос­но­ву ди­зай­на укра­ше­ний ис­пан­ской мар­ки Masriera. Соз­дан­ные в слож­ной тех­ни­ке вит­раж­ной эма­ли, они на­по­ми­на­ют од­но­вре­мен­но и кру­же­во, и не­ве­со­мые на­брос­ки ак­ва­ре­лью, и рос­пись по стек­лу. Мо­ти­вы этих дра­го­цен­но­стей — цве­ты, на­се­ко­мые и утон­чен­ные длин­но­во­ло­сые ним­фы. Ха­рак­тер­ные при­е­мы жи­во­пис­ной рос­пи­си по фар­фо­ру ис­поль­зу­ет и од­на из ста­рей­ших в Ев­ро­пе фар­фо­ро­вых ма­ну­фак­тур — Meissen, ко­то­рая не так дав­но на­ча­ла вы­пус­кать юве­лир­ные укра­ше­ния: зо­ло­тые коль­ца, ку­ло­ны и серь­ги с рас­пис­ны­ми встав­ка­ми, при­кры­ты­ми «лин­за­ми» из гра­не­но­го квар­ца.

Скульп­ту­ра

Ис­поль­зо­ва­ние скульп­тур­ных при­е­мов для из­го­тов­ле­ния укра­ше­ний — тра­ди­ция столь же дав­няя, как и са­ми укра­ше­ния: перст­ни-ска­ра­беи на­хо­ди­ли еще в еги­пет­ских за­хо­ро­не­ни­ях, а в Сред­ние ве­ка в Ев­ро­пе ре­ли­ги­оз­ные лю­ди но­си­ли склад­ни, яв­ляв­шие со­бой под­лин­ные ше­дев­ры мик­роскульп­ту­ры из де­ре­ва, кам­ня или сло­но­вой ко­сти. В эпо­ху Воз­рож­де­ния юве­лир и ва­я­тель Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни про­сла­вил­ся сво­и­ми дра­го­цен­ны­ми скульп­ту­ра­ми из зо­ло­та и се­ребра.

Со­вре­мен­ные по­сле­до­ва­те­ли ста­рин­ных ма­сте­ров ис­поль­зу­ют те же ма­те­ри­а­лы. Па­риж­ский ма­стер Ли­дия Кур­тей вос­про­из­во­дит в сво­их под­вес­ках и серь­гах мо­ти­вы тра­ди­ци­он­ной аф­ри­кан­ской де­ре­вян­ной скульп­ту­ры, ин­кру­сти­руя де­ре­во зо­ло­том. Cartier со­зда­ет ко­лье с изу­ми­тель­ны­ми ани­ма­ли­сти­че­ски­ми ми­ни­а­тю­ра­ми из хал­це­до­на — на­при­мер, в по­след­ней кол­лек­ции это се­мей­ка бе­лых мед­ве­дей. Van Cleef & Arpels по пра­ву гор­дит­ся сво­и­ми фир­мен­ны­ми ше­дев­ра­ми — зо­ло­ты­ми фе­я­ми и ба­ле­ри­на­ми с ли­чи­ка­ми из брил­ли­ан­тов огран­ки «ро­за», в пла­тьях из сап­фи­ров, ру­би­нов и изу­мру­дов в ха­рак­тер­ной «не­ви­ди­мой за­креп­ке». В но­вой кол­лек­ции Palais de la Chance та­кие зо­ло­тые ста­ту­эт­ки изоб­ра­жа­ют зна­ки Зо­ди­а­ка — Де­ву, Во­до­лея и Близ­не­цов. Carrera y Carrera с по­ис­ти­не чел­ли­ни­ев­ской тон­ко­стью изоб­ра­жа­ет жи­вот­ных ре­аль­ных и вы­мыш­лен­ных, мор­ские ра­ко­ви­ны, пух­лых ан­ге­лоч­ков и фраг­мен­ты ба­ре­лье­фов ве­ли­ко­леп­но­го мав­зо­лея Та­дж-Ма­хал в Аг­ре (ли­ния Jasmín).

Ар­хи­тек­ту­ра

Ба­ре­льеф, мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра — это по­гра­нич­ный жанр на сты­ке ва­я­ния и зод­че­ства. Мо­ти­вы скульп­тур­но­го де­ко­ра древ­не­ва­ви­лон­ских во­рот Иштар во­пло­ти­лись в кол­лек­ции-2012 Babilon от ис­пан­ской мар­ки Magerit. А рос­сий­ский ма­стер Дмит­рий Гур­жий вдох­но­вил­ся оте­че­ствен­ной ар­хи­тек­ту­рой. В но­вой кол­лек­ции жен­ских укра­ше­ний Gourji, вы­пу­щен­ной этой осе­нью, не­сколь­ко раз­ных ли­ний. «Кон­струк­ти­визм» — брас­ле­ты и коль­ца по мо­ти­вам со­вет­ских ар­хи­тек­тур­ных ше­дев­ров: до­ма Мель­ни­ко­ва с ше­сти­уголь­ны­ми ок­на­ми, ра­дио­выш­ки ар­хи­тек­то­ра Шу­хо­ва, зда­ния Пла­не­та­рия. В ли­нии «Со­кро­ви­ща под­зе­ме­лья» в по­ли­ро­ван­ном и ма­то­вом зо­ло­те, де­ко­ри­ро­ван­ном брил­ли­ан­та­ми, жем­чу­гом, ру­би­на­ми и по­лу­дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, во­пло­ти­лись ба­ре­лье­фы и ре­шет­ки «Кур­ской» и дру­гих стан­ций мос­ков­ско­го мет­ро.

Дру­гой оте­че­ствен­ный юве­лир, Вла­ди­мир Мар­кин, по­пу­ля­ри­зи­ру­ет за­пад­ную ар­хи­тек­ту­ру. Па­ру лет на­зад он про­сла­вил­ся сво­ей кол­лек­ци­ей «Мо­сты» — коль­ца бе­ло­го зо­ло­та с брил­ли­ан­та­ми и сап­фи­ра­ми в фор­ме раз­вод­ных мо­стов. В но­вой кол­лек­ции Мар­ки­на — под­вес­ки из се­реб­ра или зо­ло­та. Вы­гля­дят они как круп­ные кре­сты, а при бли­жай­шем рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ют­ся сти­ли­зо­ван­ны­ми пла­на­ми из­вест­ней­ших сред­не­ве­ко­вых со­бо­ров Ев­ро­пы — фло­рен­тий­ско­го Сан­та-Ма­рия дель Фи­о­ре, лон­дон­ско­го Свя­то­го Павла, ру­ан­ско­го Сент-Пьер, пи­зан­ско­го Ду­о­мо, ве­не­ци­ан­ской ба­зи­ли­ки Сан-Мар­ко и дру­гих.

[ rbcdaily.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->