Много лет назад я сидел в одном из парижских ресторанов с личным советником ныне покойного президента Египта Анвара Садата профессором Ахмедом Эль-Омаром, который покупал у меня редкие, необычные камни и с годами стал моим другом. Мы говорили по-английски, и тут к нашему столику подходит женщина. Она представилась как миссис Дюк, сказала, что услышала египетский акцент моего собеседника, и ей захотелось поведать нам одну историю. Вот, что она рассказала: «У нас с мужем в Египте было большое предприятие по пошиву нижнего белья. В 1967 году нам пришлось уезжать из нассеровского Египта с пустыми руками, оставив там практически все свое имущество. К счастью, мне удалось взять с собой один чрезвычайно крупный бриллиант. Именно благодаря тому бриллианту я смогла купить квартиру, позаботиться о муже, который сильно заболел после депортации, и начать новую жизнь – все это благодаря тому бриллианту».
Мы слышали много трогательных историй о бриллиантах, спасших жизнь евреям в годы Второй мировой войны за счет своего легкого веса и высокой стоимости. Но тот факт, что у бриллианта есть много более значимых качеств в дополнение к его исключительной красоте, подтверждается не только войнами. Преимущество бриллиантов как ценного актива раскрывается еще и в периоды глобальных финансовых потрясений. Например, в 2008 году мы столкнулись с глобальным экономическим кризисом, приведшим к потере у населения доверия к акциям, облигациям, валюте, банкам. Граждане Соединенных Штатов, отложившие деньги «на черный день», проснувшись в одно прекрасное утро, узнали, что их сбережения, на которые они так рассчитывали, буквально испарились с их банковских счетов. Жители красивых домов очутились на улице. Твердый капитал ушел из под ног не только физических лиц. Проблемы начались у целых стран – они оказались на грани банкротства. Ситуация на фондовом рынке стала неясной, нестабильной. Пошатнулось доверие к валюте, ценным бумагам. Взбунтовавшись, люди стали выходить на улицы, президенты – уходить в отставку, мир захлестнула волна перемен. В такие времена растет интерес к ценностям, которые можно положить в карман. Те, кто вкладывал в недвижимость, потеряли половину своих денег. Те, кто вкладывал в NASDAQ, тоже потеряли половину. Те, кто вкладывал свой капитал в банк Lehmann Brothers', потеряли все, что вложили. А вот те, кто вкладывал в бриллианты, сейчас получают свои вложения обратно и даже с прибылью.
Кризисы, вообще-то, всегда приводили к активизации торговли бриллиантами. Мы все до сих пор помним период после террористической атаки 11 сентября 2001 года. Все волновались, что американцы, которые, как известно, очень любят тратить деньги, в этот раз воздержатся от рождественского шопинга. И тем не менее, по мере приближения праздника мы с удивлением наблюдали, как наплыв покупателей только растет, кассовые аппараты весело звенят, и в итоге рождественский сезон получился очень удачным, в очередной раз доказав, что в кризисные времена люди тянутся к бриллиантам. Рассматривая вопрос привлекательности бриллианта как объекта инвестиций, нам стоит внимательно взглянуть на текущую ситуацию. Источники алмазного сырья истощаются, новых на горизонте не видно, и пройдет много лет, пока таковые вольются в цепочку производства бриллиантов. Более того, параллельно растущему спросу на конечный продукт, из-за которого цены тянутся вверх, стремительно развиваются новые рынки в Индии и Китае. Кроме того что бриллианты представляют собой доступный, легко транспортируемый и сохраняющий свою стоимость актив, они еще и относительно недороги. Например, цена бриллианта весом 1 карат группы цвета F и группы чистоты VS ниже цены сумочки от Chanel или Hermes. И если к роскошной сумочке нельзя относиться как к объекту инвестиций – через год ее выбросят или упрячут в шкаф, – бриллианты, как говорится в знаменитом рекламном слогане, это навсегда. Их предают из поколения в поколение или продают по первоначальной цене, а то и выше.
Мир бриллиантов 2012 года совершенно не похож на мир бриллиантов, скажем, 2002 года и уж тем более на мир бриллиантов 1992 года, не говоря уже о годе 1982-м. Динамика очень выразительная. В прошлом при нормальной ситуации на рынке продать можно было все, что угодно. Сегодня одни вещи продаются, а другие нет. Сегодня мир бриллиантов это мир отдельных позиций и разнообразных ниш. У всех из них своя судьба и своя удача. По этой причине, если у диамантера много товара, он не может быть уверен, что этот товар пойдет – ведь он может оказаться не тем, что нужно, то есть не тем, на что есть спрос на теперешнем рынке. И если не любой камень годится в продажу, то тем более не любой камень годится в качестве объекта инвестиций. Мелкий бриллиант и, например, крупный голубой – вовсе не одно и тоже. Оба бриллианты, но это два разных объекта. Один из лекторов геммологического симпозиума сообщил нам о том, что в 2007 году во Франции бриллиант весом 6,5 карата фантазийного ярко-голубого цвета был продан за 2,7 млн. евро. Сегодня он стоит в три раза больше. Описанный ей камень относится к редким, а, значит, представляет собой подходящий объект для инвестиций. Стоимость необычных бриллиантов – голубых и розовых – постоянно растет.
Идея приобретения бриллиантов в качестве объектов капиталовложений набирает силу. Как мы видим, за последние месяцы появились компании, предлагающие вкладывать в бриллианты. Это новшество говорит о том, что они пытаются адаптировать свои инвестиционные портфели к новой ситуации. В статье «Бриллианты. Надежный объект инвестиций» во французском журнале Bilan сообщалось, что в Женеве состоялась встреча ведущих инвестиционных консультантов, где они выразили живейший интерес к бриллиантам как к объекту инвестиций. Участники встречи согласились с тем, что 2012-й можно считать благоприятным годом для вложений в материальные активы. Статья напоминает, что стоимость бриллианта в 14 тысяч раз превышает стоимость золота: грамм золота стоит 57 долларов, а грамм бриллианта – 725 тысяч долларов. В статье также говорится о том, что основатель женевской консалтинговой компании Elite Advisers Мишель Тамизье (Michel Tamisier), ранее предпочитавший инвестиции в вино и наручные часы, открыл фонд инвестиций в бриллианты Divine Jewels, предлагая своим клиентам прибыль до 10 % в год.
Американсккий бренд Harry Winston, который уже продемонстрировал свою способность к широким горизонтам планирования, заняв позиции во всей цепочке добавленной стоимости в алмазной промышленности от добычи сырья (канадский рудник Диавик) до реализации бриллиантовых украшений в американских розничных сетях, учредил совместно с компанией Diamond Asset Advisors фонд инвестиций в бриллианты. Фонд передает бриллианты на консигнацию компании Harry Winston, которая устанавливает их в наручные часы или украшения и реализует на рынке. В Дубае также учрежден очень крупный фонд инвестиций в бриллианты с ориентацией на рынок редких камней. И это всего лишь несколько примеров.
У инвесторов сегодня есть ряд очень интересных вариантов. С точки зрения открытости, сегодня есть публичная площадка – Интернет, которая обеспечивает высокий уровень доступа к подробной информации и к предложению камней со всех уголков планеты. С точки зрения эксклюзивности, представляющей особый интерес, есть аукционы, представляющие собой привлекательную площадку для приобретения редких бриллиантов. И там, и там покупателю необходимы знания о способах искусственной обработки и об имитациях плюс осторожный подход к вопросу правильной идентификации камней: нужно внимательно изучать информацию на сайтах геммологических лабораторий, проверять соответствие камня данным, указанным в сертификате, со всей тщательностью подходить к выбору аукциона и к предмету приобретения. В XXI веке бриллиант уже не какой-то анонимный камень. Каждый камень может быть полностью идентифицирован, что позволяет банкам покупать и продавать его со всей уверенностью и с полной выкладкой его характеристик. В любом случае, можно предположить, что в таком хрупком мире, как теперешний, когда люди ищут пути диверсификации своих инвестиционных портфелей, курс на бриллианты вполне подходящий.
Статья первоначально опубликована в 206-м номере журнала HaYahalom
[ Израильский Институт Алмазов ]