Получив элегантное приглашение на частный вечер, посвященный запуску в Швейцарии марки эксклюзивных ювелирных изделий Ilgiz F., мы, честно говоря, никак не отреагировали и уж точно не распознали под этим именем «нашего» человека. Но решили навести справки, после чего, уже в предвкушении встречи с чем-то из ряда вон выходящим, отправились на презентацию.
Наши надежды оправдались. Каждое из уникальных изделий, выставленных в витринах известного женевского бутика, - настоящее произведение искусства в миниатюре. Некоторые напоминают полотна Ван Гога с его маками и ирисами, другие – раннего, тогда еще штучного, Cartier, третьи – неповторимого Фаберже. И при этом создания Ильгиза Фазулзянова, – выражение такой яркой индивидуальности, что, увидев раз, их уже ни с кем и с чем не перепутаешь. Эмаль в сочетании с Обратите внимание на уши (© Nasha Gazeta.ch)драгоценными камнями, строгие линии арт-деко и экзотические сюжеты, совмещение традиций и современности – мотивы самые разные, но объединяют их все безупречный вкус и мастерское исполнение.
Кто же такой Ильгиз Фазулзянов? Он родился в 1968 году в городе Зеленодольске, в Татарстане. Там же в 1990 году окончил художественное училище с дипломом дизайнера-проектировщика. Писал пейзажи, работал с шелком, открыл в Казани витражную мастерскую.
После витражей и батика перешел к ювелирным изделиям и понял, что в этом и есть его призвание. Ювелир-самоучка, он начал осваивать новую профессию с нуля – от создания эскизов до технологий. В 1992 Ильгиз создал собственный бренд - Ilgiz F., а уже через два года к нему пришел первый международный успех - в 1994 году в Пакистане он получил Grand-Prix на международном конкурсе молодых ювелиров мусульманских стран. После этого он несколько раз выставлялся во Франции, где снискал восторженные отклики избалованной французской прессы и деловые предложения от солидных экспертов. Даже в Картье предлагали сотрудничество, но Ильгиз предпочел независимость, да и потенциальные партнеры со временем передумали – слишком много в изделиях Ильгиза ручной работы.
В 2009 году специалисты Christie’Кулон со снегирямиs в Лондоне и Bonham’s в Нью-Йорке предложили мастеру выставить его изделия на аукцион. В 2011-м Юрий Башмет организовал его персональную выставку в Сочи, во время Международного фестиваля искусств, для которого Ильгиз изготовил почетный приз. В том же году он выиграл престижную профессиональную премию, эквивалент Оскара в области ювелирного искусства – International Jewelry Design Excellence Award в Гонконге. В 2012 году одно из его изделий на тему красных маков было представлено в качестве лота на традиционном балу Красного Креста в Женеве, а в апреле его компания была среди участников биеннале в Монако.
Именно там он получил предложение от Les Ambassadeurs выставиться в Женеве.
- Пока что контракт подписан на шесть месяцев, а там посмотрим, - поделилась с Нашей Газетой.ch жена ювелира, Дина. – В России работать становится все сложнее, ведь это единственная страна, где золото для ювелирки рассматривается как валютный резерв, от этого возникают постоянные проблемы с ввозом и вывозом.
Из недолгого разговора с Диной, врачом-педиатром по образованию, мамой троих детей, стало ясно, что для Ильгиза она – не только жена, но и муза, администратор, переводчик, пиарщик…
- Дина, а какую из всех многочисленных выполняемых Вами функций Вы считаете главной?
- Я его кормлю! – В ответ на наше недоумение поясняет: Он же работает по двенадцать часов подряд, если не напомнить, что надо поесть, так и не поест!
Дождавшись, когда Ильгиз Драгоценный жукпообщается с пришедшей на вернисаж многочисленной публикой и пофотографируется с элегантными моделями, мы все же смогли задать ему глобальный вопрос – о состоянии современного ювелирного искусства.
- К сожалению, современные ювелиры слишком доверились компьютерам, а изделия, выпускаемые тысячными партиями, называют эксклюзивом, - ответил он с нескрываемой горечью. – Конечно, современные технологии могут снизить себестоимость, увеличить объемы производства. Но в России, например, по современным технологиям мы можем делать только итальянские модели, так что будущее отечественного ювелирного искусства - за творческим дизайном.