Правительство РФ поручило Минфину доработать законопроект, предусматривавший формирование федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, как следует из протокола рабочего совещания, состоявшегося 12 ноября у первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова.
Законопроект, предусматривавший формирование федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, после повторного отклонения Правительством РФ был отправлен в Минфин на доработку. Как следует из протокола рабочего совещания у первого заместителя председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, полномочия по контролю ювелирной отрасли было предложено вновь возложить на Пробирную палату.
Новый законопроект может нести ту же нагрузку на бизнес и иметь коррупционную составляющую, что и предыдущий. Несомненно, Правительство РФ поставило точку в инициативе Минфина создать новую федеральную службу по контролю за сферой драгоценных металлов и драгоценных камней, вновь делегировав функции контроля тем организациям, которые их осуществляли до вступления в силу закона №294-ФЗ, то есть Пробирной палате России и Гохрану.
Ювелирная продукция не представляет опасности для жизни и здоровья потребителей, поэтому государственный контроль за ее производством и обращением не можем быть более жестким, чем в отношении потенциально опасной, например табачной продукции, контроль в отношении которой осуществляется исключительно на стадии ее реализации в соответствии с законодательством о техническом регулировании. А поскольку контроль за обращением ювелирных изделий в розничной торговле уже осуществляется Роспотребнадзором, то введение еще одной контролирующей инстанции приведет к дублированию функций государственными органами.
Государственный же контроль по действующему законодательству осуществляется в целях соблюдения обязательных требований, которых в отношении ювелирной продукции, кроме требования о соблюдении установленной пробы, нет.
«Вероятно, по новому законопроекту госконтроль будут осуществлять не чиновники, которые представляют органы власти, а организация, пусть и государственная, но не являющаяся органом власти. Это может означать «приватизацию» государственной власти в руках сотрудников Пробирной палаты России, которые не являются должностными лицами государства», — говорят в Координационном совете по развитию ювелирной отрасли, куда входят такие организации, как ТПП, РСПП, ОПОРА, «Деловая Россия», Ассоциация «Гильдия ювелиров России», Союз ДМДК.
По мнению «Гильдии ювелиров», бизнесу нужны не новые контролирующие органы, а поддержка государства — отрасль готова дать 100 тысяч новых рабочих мест в регионах России, инвестировать в производства, увеличить экспорт и объемы переработки золота в ювелирных изделиях с нынешних 150 до 200 тонн в год.
Справка
Ювелирное сообщество неоднократно указывает на то, что тотальное регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней избыточно; необходимо разделить сферы оборота и сегментировать действующее законодательство, установив государственный контроль лишь там, где существуют обязательные требования в отношении продукции, потенциально опасной для потребителей.
С одной стороны, Российская Федерация является участником международной организации ФАТФ, которая требует осуществления мероприятий по противодействию легализации незаконных доходов и финансированию терроризма. С другой — драгоценные металлы и драгоценные камни с 2003 года не являются валютными ценностями (уже по требованию другой международной организации — ВТО) и потому находятся в свободном обороте. Что касается требований ФАТФ, то противодействие террористической деятельности и легализации незаконных доходов осуществляется не путем осуществления государственного контроля, а путем проведения особых мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно — путем идентификации участников сделок и информирования Росфинмониторинга о сомнительных сделках. В соответствии с руководством ФАТФ по производству и торговле ювелирными изделиями контролю подлежат сделки за наличный расчет на сумму свыше 15000 долларов или евро.
Ювелирные изделия уже давно превратились в обычные товары народного потребления. Инструментами для отмывания доходов можно считать лишь золотые слитки и особо ценные драгоценные камни — алмазы и бриллианты.
[ Ювелирные Известия ]