Гарри Леви: Синтетические алмазы природным не угроза

Раздел: Драгоценные камни
22 ноября 2012 г.

Ши­ра Ами
Пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи Гар­ри Ле­ви на кон­фе­рен­ции CIBJO

Еще не по­до­зре­вая, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы вско­ре ста­нут те­мой но­мер один всех от­рас­ле­вых но­во­стей, пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи (London Diamond Bourse) Гар­ри Ле­ви (Harry Levy) во вре­мя кон­фе­рен­ции Меж­ду­на­род­ной кон­фе­де­ра­ции юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти (CIBJO – Confédération Internationale de la Bijouterie, Joaillerie et Orfèvrerie) дал на­ше­му жур­на­лу ин­тер­вью, по­свя­тив зна­чи­тель­ную его часть по­пыт­ке смяг­чить рез­ко от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние от­рас­ли к тор­гов­ле син­те­ти­че­ски­ми ал­ма­за­ми. Речь, без­услов­но, шла ис­клю­чи­тель­но о ле­галь­ной тор­гов­ле кам­ня­ми ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния, пол­но­стью со­от­вет­ству­ю­щей всем стро­гим пра­ви­лам ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­лей.

Из Ма­ш­хада в Лон­дон че­рез Ин­дию и Па­ле­сти­ну – путь не­близ­кий. В свое вре­мя его про­де­ла­ли пред­ки Гар­ри Ле­ви – ди­на­стия тор­гов­цев пер­сид­ски­ми ков­ра­ми с мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­ей. Ны­неш­ний пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи ро­дом из этой ди­на­стии. Гар­ри Ле­ви дав­ным-дав­но уже не ре­бе­нок, но в его гла­зах по-преж­не­му ино­гда за­жи­га­ют­ся ка­кие-то ка­приз­ные огонь­ки, а в те­ле его все так­же бур­лит мо­ло­дая кро­вь: на про­хо­див­шей в Ита­лии кон­фе­рен­ции CIBJO не бы­ло че­ло­ве­ка бо­лее жи­во­го и энер­гич­но­го, чем он.

Исто­рия 73-лет­не­го Гар­ри Ле­ви на­ча­лась за­дол­го до его рож­де­ния. Его пред­ки жи­ли в пер­сид­ском Ма­ш­хаде – свя­том для му­суль­ман-ши­и­тов го­ро­де на се­ве­ро-во­сто­ке Ира­на, на гра­ни­це с Бу­ха­рой. В те да­ле­кие вре­ме­на му­суль­ма­не взбун­то­ва­лись про­тив про­жи­вав­ших в го­ро­де ев­ре­ев. Кле­ве­та на ев­ре­ев, как рас­ска­зал нам Гар­ри Ле­ви, пе­ре­да­ва­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Мест­ный имам ска­зал ев­ре­ям, что он не в си­лах им по­мочь, ес­ли толь­ко они не при­мут ис­лам. Од­ни уеха­ли, дру­гие при­ня­ли ис­лам и ста­ли жить как му­суль­ма­не. Ма­ш­хад­ские мар­ра­ны тай­но ис­по­ве­до­ва­ли иуда­изм в те­че­ние 120 лет. Они не­за­мет­но де­ла­ли об­ре­за­ние сво­им сы­но­вьям, со­вер­ша­ли омо­ве­ние в ми­кве, ко­шер­но за­би­ва­ли скот. На лю­дях они ча­сто по­се­ща­ли ме­четь, да­же со­вер­ша­ли па­лом­ни­че­ства в Мек­ку – че­рез Ие­ру­са­лим, ко­неч­но. Что­бы не сме­ши­вать­ся с му­суль­ма­на­ми, о бу­ду­щих бра­ках сво­их де­тей до­го­ва­ри­ва­лись еще до их рож­де­ния. Од­на­ж­ды пра­пра­дед Гар­ри Ле­ви услы­шал в ме­че­ти, как лю­ди у не­го за спи­ной ше­по­том го­во­ри­ли о том, что он не на­сто­я­щий му­суль­ма­нин и тай­но со­блю­да­ет иудей­ские за­по­ве­ди. При­дя до­мой, он тут же рас­по­ря­дил­ся со­би­рать ве­щи: нуж­но бы­ло сроч­но уез­жать в Па­ле­сти­ну. Шел 1922-й год. Се­мья Ле­ви по­ки­ну­ла Ма­ш­хад, взяв с со­бой толь­ко то, что мож­но бы­ло уне­сти, бро­сив свои до­ма и участ­ки зем­ли. То­гдаш­ний шах ча­сто брал ев­ре­ев на служ­бу охра­нять каз­ну, за ни­ми за­кре­пи­лась ре­пу­та­ция чест­ных тор­гов­цев. По при­бы­тии в Па­ле­сти­ну се­мья по­се­ли­лась в Бу­хар­ском квар­та­ле Ие­ру­са­ли­ма. Па­ле­сти­на в то вре­мя вхо­ди­ла в со­став Осман­ской им­пе­рии. Най­ти за­ра­бо­ток бы­ло очень труд­но. Отец се­мей­ства от­пра­вил сво­е­го 16-лет­не­го сы­на Еху­ду в Ин­дию к сво­им дво­ю­род­ным бра­тьям тор­го­вать ков­ра­ми и ме­ха­ми. Семь лет спу­стя Еху­да же­нил­ся на уро­жен­ке Ма­ш­хада Хан­не Ко­эн-Аа­ро­нов. В 1934 го­ду Еху­да и Хан­на Ле­ви пе­ре­еха­ли в Лон­дон, увле­чен­ные слу­ха­ми о про­цве­та­ю­щей там тор­гов­ле ков­ра­ми. Од­на­ко вско­ре они по­ня­ли, что не­ми­ну­е­мо раз­ра­зит­ся вой­на, и в 1939 го­ду ре­ши­ли вер­нуть­ся на­зад в Па­ле­сти­ну. При­е­хав на три ме­ся­ца, оста­лись на шесть лет и уеха­ли из-за стра­ха но­вой вой­ны – те­перь уже в Па­ле­сти­не. Сы­ну Еху­ды и Хан­ны, Гар­ри, бы­ло в то вре­мя семь лет.

От ков­ров к ал­ма­зам

Еху­да Ле­ви стал за­ни­мать­ся ал­ма­за­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и вско­ре был при­нят в чле­ны Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, ко­то­рую ос­но­ва­ли диа­ман­те­ры, бе­жав­шие из Бель­гии и Гол­лан­дии че­рез Фран­цию. Та­к­же как из­ра­иль­ская и бель­гий­ская, ал­маз­ная бир­жа в Лон­до­не на­чи­на­лась в ко­фей­не. Гар­ри Ле­ви по­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра по фи­ло­со­фии и сте­пень ма­ги­стра по ма­те­ма­ти­ке, пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­че­ские дис­ци­пли­ны в «По­ли­тех­ни­о­не» (Polytechnion). Он, од­на­ко, быст­ро по­нял, ка­кая сто­ро­на хле­ба на­ма­за­на мас­лом, и ре­шил пой­ти по сто­пам сво­е­го от­ца, т.е. за­нять­ся тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

В 1965 го­ду Гар­ри Ле­ви при­ня­ли в чле­ны Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, к то­му вре­ме­ни на­счи­ты­вав­шей в сво­их ря­дах уже око­ло 400 че­ло­век. Че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев его из­бра­ли в прав­ле­ние. «Ме­ня вы­бра­ли не­смот­ря на мо­ло­дой воз­раст, по­то­му что я знал ан­глий­ский, – вспо­ми­на­ет он с улыб­кой на ли­це. – Тут же мне да­ли под­пи­сать со­гла­ше­ние о не­раз­гла­ше­нии. Ко­гда я вы­шел с пер­во­го за­се­да­ния, ме­ня ста­ли рас­спра­ши­вать: что там бы­ло? Я от­ве­чаю: во-пер­вых, я под­пи­сал со­гла­ше­ние о не­раз­гла­ше­нии. Во-вто­рых, я не по­нял ни еди­но­го сло­ва – все го­во­ри­ли на идиш...» В 90-е го­ды Гар­ри Ле­ви за­нял­ся брил­ли­ан­та­ми. У не­го есть своя фир­ма в Лон­до­не. Она тор­гу­ет брил­ли­ан­та­ми и дру­ги­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. В свое вре­мя он был пре­зи­ден­том Бри­тан­ской ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров (BJA – British Jewelers Association), за­ни­мал так­же долж­ность пред­се­да­те­ля и за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля ко­мис­сии CIBJO по цвет­ным кам­ням. Ру­ко­во­дил и дру­ги­ми ко­мис­си­я­ми CIBJO – ла­бо­ра­тор­ной ко­мис­си­ей и ко­мис­си­ей по брил­ли­ан­там. В по­след­ней он до сих пор на по­сту за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля (сей­час ей ру­ко­во­дит ди­рек­тор-рас­по­ря­ди­тель Из­ра­иль­ской ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов Уди Шейн­таль).

Лон­дон­ская бир­жа

Об ал­маз­ной бир­же в Лон­до­не Гар­ри Ле­ви го­во­рит с боль­шой гор­до­стью. Ее тор­го­вый зал он счи­та­ет са­мым пе­ре­до­вым и са­мым кра­си­вым в ми­ре.

Ес­ли су­дить по крат­кой ис­то­рии Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, ее судь­ба во мно­гом схо­жа с судь­бой Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи. ЛАБ бы­ла ос­но­ва­на в 40-е го­ды ХХ ве­ка бе­жен­ца­ми из Бель­гии. По­на­ча­лу бир­жа раз­ме­ща­лась в ко­фей­не на Гре­вилл-ст­рит (Greville Street) не­да­ле­ко от Хэт­тон-гар­ден (Hatton Garden). В пер­вый год пре­зи­ден­том бир­жи был из­бран Макс Лэк (Max Lack). Он за­ни­мал этот пост вплоть до 1982 го­да, был удо­сто­ен зва­ния по­чет­но­го пре­зи­ден­та. Бир­жа не­сколь­ко раз пе­ре­ез­жа­ла, чис­ло ее чле­нов рос­ло, до­стиг­нув пи­ка в пе­ри­од с 1960 по 1980 гг. То­гда в ря­дах чле­нов ЛАБ на­счи­ты­ва­лось 700 че­ло­век. В то вре­мя бы­ла учре­жде­на ана­ло­гич­ная ор­га­ни­за­ция – Лон­дон­ский ал­маз­ный клуб (London Diamond Club). Чле­ны клу­ба за­ни­ма­лись тор­гов­лей ал­маз­ным сы­рьем, чле­ны бир­жи – го­то­вы­ми брил­ли­ан­та­ми. В 1994 го­ду про­изо­шло объ­еди­не­ние бир­жи и клу­ба в од­ну об­щую ор­га­ни­за­цию под на­зва­ни­ем «Лон­дон­ская ал­маз­ная бир­жа и клуб». Не­дав­но на­име­но­ва­ние со­кра­ти­ли до пер­во­на­чаль­но­го – «Лон­дон­ская ал­маз­ная бир­жа».

Но­вый мир

Не­взи­рая на свои го­ды Гар­ри Ле­ви в во­про­сах ин­но­ва­ций и пе­ре­до­во­го мыш­ле­ния даст фо­ру мно­гим мо­ло­дым, пред­по­чи­та­ю­щим дер­жать­ся кон­сер­ва­тив­но­го под­хо­да, до­ми­ни­ру­ю­ще­го се­го­дня в ал­маз­ной от­рас­ли. «Во­круг нас но­вый мир, – рас­суж­да­ет Гар­ри Ле­ви, – а мы в ал­маз­ной от­рас­ли про­дол­жа­ем жить в ста­ром ми­ре да­же не­смот­ря на то, что со­вре­мен­ны внут­ри се­бя. Во­круг нас – в но­вом ми­ре – син­те­ти­че­ские брил­ли­ан­ты уже ста­ли про­дук­том, вос­тре­бо­ван­ным на рын­ке, жиз­не­спо­соб­ным. Диа­ман­те­ры-кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ют про­тив это­го. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но мне­ние, что мы долж­ны бой­ко­ти­ро­вать как этот про­дукт, так и тех, кто име­ет с ним де­ло, что им не ме­сто на бир­же. Син­те­ти­че­ский ка­мень во всех от­но­ше­ни­ях иден­ти­чен при­род­но­му ал­ма­зу. Нам нуж­но ра­бо­тать с про­из­во­ди­те­ля­ми «син­те­ти­ки», а не от­но­сить­ся к ним как к вра­гу у во­рот.

Искус­ствен­но вы­ра­щен­ные жем­чу­жи­ны не уби­ли тор­гов­лю жем­чу­гом. До­бы­ча при­род­но­го жем­чу­га умер­ла есте­ствен­ной смер­тью из-за за­гряз­не­ния вод­ных ре­сур­сов, при­вед­ше­го к со­кра­ще­нию при­род­ных за­па­сов, а так­же по дру­гим при­чи­нам. Без куль­ти­ви­ро­ван­ных жем­чу­жин тор­гов­ля жем­чу­гом уже дав­но бы ис­чез­ла. Син­те­ти­че­ские ал­ма­зы не име­ют сво­ей це­лью за­ме­нить со­бой при­род­ные – это­го ни­ко­гда не бу­дет. Син­те­ти­че­ским ал­ма­зам точ­но так­же угро­жа­ют под­дел­ки. Син­те­ти­че­ские кам­ни ни­ко­гда не ме­ша­ли при­род­ным дра­го­цен­ным кам­ням. Под­дер­жи­вать ле­галь­ность тор­гов­ли, ин­фор­ми­ро­вать по­ку­па­те­ля, пол­но­стью со­блю­дать стро­гое раз­гра­ни­че­ние меж­ду дву­мя ти­па­ми – вот, что важ­но. Пре­крас­ный ме­тод ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­ля – до­пу­ще­ние «син­те­ти­ки» к гем­мо­ло­ги­че­ской оцен­ке. Это этап, ко­то­рый нуж­но прой­ти. Борь­ба с син­те­ти­че­ски­ми ал­ма­за­ми – су­щий ана­хро­низм. По­ра ее пре­кра­тить и на­чать смот­реть в бу­ду­щее».

Ста­тья на­пи­са­на Ши­рой Ами и пер­во­на­чаль­но опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле HaYahalom

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->