18 октября в рамках форума «Мосинтерфин – 2012» прошел круглый стол «Глобальные проблемы ювелирной отрасли – 2012».
Дискуссию начал председатель Координационного Совета по развитию ювелирной отрасли в России, Председатель совета директоров ООО «Адамас» Столичный ювелирный завод» Андрей Сидоренко. Основная проблема развития отрасли, по его мнению, связана с неопределенной позицией государства по отношению к производителям ювелирной продукции. Последние, с одной стороны, действуют в рамках общей конкурентной среды, с другой – ограничены множеством контролирующих и ограничивающих норм. В первую очередь – обязанностью клеймить всю продукцию в Пробирной палате, возможности которой не соответствуют требованиям рынка: «Мы выпускаем не столько золота, сколько требует рынок, а столько – сколько может пропустить через себя Пробирная палата». Однако, решать проблемы производителей ювелирной продукции вполне можно и без ущерба для интересов государства, но для этого нужен диалог, результатом которого станет совместная стратегия развития отрасли.
Схожее мнение о проблемах отрасли высказали и другие выступающие."Мы проигрываем конкуренцию не на уровне качества продукции и эффективности производства, а на уровне законодательных ограничений", – так охарактеризовал ситуацию президент НП «Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий РС» Василий Власов, после чего призвал перестать ориентироваться на предрассудки прошлого: "Алмазы, золото, серебро – это никакие не валютные ценности, это такие же товары, как картошка и колбаса. Пора к этому привыкнуть".
По мнению представителей бизнеса, разработанный в Минфине пакет поправок к закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не столько решает наболевшие проблемы отрасли, сколько создает новые. Речь, в первую очередь, о введении новой контролирующей структуры - специальной федеральной службы с полномочиями осуществлять внеплановые проверки без санкции прокуратуры, а так же устанавливать на отдельных производствах постоянный контроль, что, по мнению участников рынка, является прямым коррупциогенным механизмом.
Заместитель директора НИИ «Проблем коррупции» Артем Кирьянов отверг претензии в провоцировании коррупции на том основании, что эти претензии "не укладываются в постановления правительства, регулирующие антикоррупционную экспертизу", а также назвал процедуру ОРВ Минэкономразвития, итогом которой стала отрицательная оценка законопроекта, выносимого Минфином, прямым коррупциогенным фактором.
Бизнес-сообщество поддержал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Он заявил, что против принятия правок к закону вслепую и хотел бы услышать обоснование предложенных норм закона от разработчиков, а также комментарии бизнеса. Для этого уже создан Экспертный совет по ювелирной отрасли, и 17 октября в Госдуме прошло его первое заседание."Новый законопроект ставит отрасль на грань выживания. Создание специальной Федеральной службы избыточно и противоречит как интересам бизнеса, так и задачам государства", – прокомментировал ситуацию Звагельский.
От разработчиков законопроекта на круглом столе выступил руководитель ФКУ «Пробирная палата России» Александр Маркин. Начал он с того, что в новом законопроекте отменено пробирование изделий на экспорт и изделий из серебра до 3 грамм – это то, чего многие годы добивались представители отрасли. По проводу тех поправок, которые вызвали недовольства в отрасли, он заявил, что "они не ущемляют бизнес, а направлены на защиту потребителей". Государственный контроль и другие формы регулирования должны, по его мнению, решить проблему контрафакта.
Однако, как оказалось, претензий по контрафакту к производителям ювелирной продукции нет. Председатель совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», Генеральный директор Московского завода специальных сплавов Александр Иванюк прокомментировал выступление Александра Маркина: "Претензии по контрафакту есть, но все они относятся к торговле или к таможне. Но в итоге в борьбе с контрафактом контролировать будут ювелирную промышленность, к которой нет претензий и которую никто не ловил на продаже поддельных изделий".
Общее настроение бизнес-сообщества выразил директор Костромской ювелирной фабрики «ТОПАЗ» Аркадий Гутерман: «Бизнесу нужны не новые контролирующие органы, а поддержка государства».
Несмотря на споры участников, ключевым лейтмотивом представителей бизнеса была идея о необходимости выработать единую стратегию развития отрасли, которая бы учитывала интересы власти и бизнеса. Уже на следующей неделе назначен ряд рабочих встреч по обсуждению проблем ювелирной отрасли, что стало еще одним шагом на пути к конструктивному диалогу между властью и бизнесом.
[ Ювелирные Известия ]
У бизнеса есть то, чего нет у других, но необходимо всем - деньги. Как показали последние события, и законодательная власть представляет, в основном, сообщество "бывших" (действующих) представителей того же бизнеса. Похоже бизнес побеждает, потому что отстаивать "интересы государства" просто некому. И какие могут быть споры участников (более трех лет!!!), когда цель всей этой шумихи совершенно ясна. И целый "ряд рабочих встреч" не поможет, потому что абсолютно прав в данной ситуации только заместитель директора НИИ «Проблем коррупции» Артем Кирьянов.