Самые острые, драгоценные идеи и передовые технологии в ювелирном деле сегодня приходят с Востока — Дальнего, а не Ближнего. Итальянцы, считавшиеся лидерами ювелирного дизайна начиная с 1960-х годов, сейчас могут сколько угодно закатывать глаза и рассуждать о важности понятия "Сделано в Европе" и о том, что китайцам никогда не постичь высокий итальянский вкус. На самом деле Китай, Гонконг, Япония и Индия давно стали лидерами мирового ювелирного производства.
Индийские компании, раньше занимавшиеся только огранкой и продажей мелких бриллиантов, теперь скупают прославленные европейские бренды, а художники-ювелиры из Гонконга завоевывают все мыслимые призы и проводят свои выставки в крупнейших музеях. Не говоря уже о том, что производство подавляющего большинства европейских марок переехало в Азию — и причина тому не только относительная дешевизна работы, но и ее качество.Европейцы привыкли считать, что на Востоке никто ничего не может придумать, все только копируют. Даже этот тезис сегодня не совсем верен. Конечно, в Китае и сейчас есть множество фабрик, где счет идет на десятки тысяч сделанных на потоке изделий и где могут изготовить миллион экземпляров чего угодно, хоть Bvlgari, хоть Tiffany & Co. Но есть там и то, что уже давно практически отсутствует в Европе,— индивидуальное производство высокохудожественных и очень дорогих украшений.
Как раз в Гонконге современные миллиардеры, которым красота и редкость вещи важнее громкого имени, реализуют свои ювелирные фантазии.
Роль главного художника Востока взял на себя Уоллес Чан. Его украшения и скульптуры продаются на аукционах и выставляются в лучших музеях. За его ювелирными произведениями (едва ли не самыми дорогими в мире) охотятся коллекционеры, давно наигравшиеся в бренды и тренды. Свои вещи Чан создает из титана с добавлением золотых элементов. Это могут быть тонкие прожилки на крыльях бабочек или всполохи желтого огня в композиции "Рождение света". Титан, несмотря на свою привлекательность — легкость, пластичность, способность менять при нагревании цвет,— металл крайне коварный. Умением работать с ним может похвастаться далеко не каждый ювелир. Уоллес Чан — может.
Не менее великий художник из Гонконга — Эдмонд Чин. Именно с ним работал Уоллес Чан, пока не решил выступать под собственным именем. Имена Эдмонда Чина и его компании Etcetera в ювелирном мире хорошо известны. Он один из самых авторитетных современных ювелиров. Именно ему доверяют самые сложновыполнимые работы. Откройте любой каталог Magnificent Jewels & Jadeite Hong Kong — и самые удивительные и яркие вещи непременно будут подписаны Etcetera.
Брошь Wallance Chan |
Мишель Онг тоже из Гонконга. Как и соотечественники, она умеет работать не только с золотом и платиной, но и с титаном. Компания Мишель Онг Carnet делает уникальные украшения на заказ. Как-то раз клиентами марки стали даже создатели популярного фильма "Код да Винчи".
Молодой ювелир Диксон Юн искусно сочетает в своих работах европейские и китайские традиции. Это касается и рисунка, и технологий. В его лучшей коллекции под названием Paper Cut каждая деталь движется, металла почти нет, алмазы закреплены под разными углами, все трепещет и переливается.
Еще одна ювелир из Гонконга — Венди Ю обладает безудержной фантазией, но делает украшения в более доступном ценовом диапазоне. Она работала дизайнером в компании Diamond Tree, и именно ее вещи были столь популярны у московских модниц. Черепа, скелеты, животные, драконы, цветы и бабочки пышно расположились на украшениях Венди Ю. Похоже, ей не дает покоя Виктуар де Кастельян из Dior Fine Jewelry с ее чрезвычайно сложным дизайном.
Самого искусного, дорогого и знаменитого ювелира Индии зовут Вирен Багат. Он создает совершенные во всех отношениях украшения, которые расходятся по закрытым ювелирным коллекциям. Его произведения часто традиционны; так, например, глядя на них, можно вспомнить и о драгоценностях индийских махараджей.
В Японии внимания заслуживает Каору Кей Акихара, основательница не совсем обычной марки Gimel. Во-первых, компания полностью оказалась от разделения труда — каждый мастер отвечает за свое творение от начала и до конца — ради достижения целостности. Во-вторых, в Gimel всегда работают только с новыми материалами, только что добытыми, и никогда — с уже использованными. А еще в Gimel добиваются удивительных цветов и оттенков, этим марка обязана Каору Кей Акихаре, которая увлечена красками, создаваемыми самой природой.