АССОЦИАЦИЯ
ГИЛЬДИЯ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ
Член Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
Член Всемирной Ювелирной Конфедерации СIВJO
Россия, 127521, г. Москва, ул. Веткина, д. 4.
(495) 926-02-88, 926-02-98.
ВИ/12-83 от 19.10.12
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
18 октября 2012 года в рамках II Московской международной финансовой недели МОСИНТЕРФИН-2012 при поддержке Министерства финансов Российской Федерации в Москве состоялся IY Общероссийский форум «Инфраструктурные проекты России: дорожная карта для инвестиций».
Во время работы Форума прошла Пленарная стратегическая сессия «Глобальные проблемы ювелирной промышленности России-2012» под Председательством Заместителя председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы РФ ЗВАГЕЛЬСКОГО Виктора Фридриховича.
На Пленарной стратегической сессии были обсуждены следующие вопросы:
-законопроект Минфина РФ: в чем суть, и какие последствия от его принятия можно ожидать;
-либерализация отраслевого законодательства, как способ привлечения инвестиций в отрасль;
- демонополизация пробирного надзора.
В мероприятии приняли участие представители Минфина РФ; Пробирной Палаты России; ТППП РФ; РСПП; «Деловой России»; «Опоры России»; Ассоциации «Гильдия ювелиров России»; «Союза ювелиров Северо-Запада»; НП «Гильдия производителей бриллиантов и ювелирных изделий РС («Я»); Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов.
Важность и необходимость проведения Пленарной стратегической сессии были обусловлены рассмотрением в октябре 2012 года Правительством РФ, подготовленного Минфином России, законопроекта об усилении надзора за ювелирным рынком, который предусматривает создание новой федеральной службы по контролю и надзору в сфере оборота драгметаллов и драгкамней.
Сессия показала, что российское ювелирное сообщество настроено на конструктивный диалог с властью и, в свою очередь, предлагает альтернативные пути решения текущих проблем ювелирной отрасли.
[ Ювелирные Известия ]
Мнение о круглом столе «Глобальные проблемы ювелирной промышленности России - 2012»
Ювелирный бизнес хочет быть услышанным
Вторник, 23 Окт. 2012, 07:35:03 / источник: Русская Ювелирная Сеть / Новости
Цитата: «18 октября состоялся круглый стол с громким названием «Глобальные проблемы ювелирной промышленности России – 2012».
Дискуссию начал председатель Координационного совета по развитию ювелирной отрасли в России, председатель совета директоров ООО «Адамас» Столичный ювелирный завод» Андрей Сидоренко. Основная проблема развития отрасли, по его мнению, связана с неопределенной позицией государства по отношению к производителям юве-лирной продукции. Последние, с одной стороны, действуют в рамках общей конкурентной среды, с другой – ограничены множеством контролирующих и ограничивающих норм. В первую очередь – обязанностью клеймить всю продукцию в Пробирной палате, возможности которой не соответствуют требованиям рынка: «Мы выпускаем не столько золота, сколько требует рынок, а столько – сколько может пропустить через себя Пробирная палата». Однако решать проблемы производителей ювелирной продукции вполне можно и без ущерба для интересов государства, но для этого нужен диалог, результатом которого станет совместная стратегия развития отрасли.
Схожее мнение о проблемах отрасли высказали и другие выступающие. «Мы проигрываем конкуренцию не на уровне качества продукции и эффективности производства, а на уровне законодательных ограничений», – так охарактеризовал ситуацию президент НП «Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий РС» Василий Власов, после чего призвал перестать ориентироваться на предрассудки прошлого: «Алмазы, золото, серебро – это никакие не валютные ценности, это такие же товары, как картошка и колбаса. Пора к этому привыкнуть».
По мнению представителей бизнеса, разработанный в Минфине пакет поправок к закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не столько решает наболевшие проблемы отрасли, сколько создает новые. Речь, в первую очередь, о введении новой контролирующей структуры - специальной федеральной службы с полномочиями осуще-ствлять внеплановые проверки без санкции прокуратуры, а так же устанавливать на отдельных производствах постоянный контроль, что, по мнению участников рынка, является прямым коррупциогенным механизмом». (Конец цитаты).
По поводу сказанного выше просто рвутся наружу неприличные слова, но постараюсь высказаться только цензурной лексикой. Мнение крупного ювелирного бизнеса, прописанного в столичных городах, рупором которого выступают различные гильдии, давно известно. Первая и главная цель этих «бизнесменов» очень проста и лаконична: получение максимальной прибыли, путем бесконтрольной со стороны государства монополизации ювелирного рынка, утверждение и навязывания всем остальным провинциальным регионам своих правил игры. Первым и главным шагом в этом направлении, для дальнейшего успешного развития ювелирного рынка, они считают необходимым отменить государственную монополию на клеймение ювелирных изделий. Цель тут преследуется не менее «благородная» - выйти из-под контроля государства по количеству произведенной в стране ювелирной продукции и ввезенной на её территорию из-за рубежа. Дальнейшим шагом, по логике, должна стать отмена отраслевых стандартов на ювелирную продукция и расширение количества проб сплавов драгоценных металлов, из которых будут изготавливаться ювелирные изделия. Мотивируется это тем, что за рубежом изготавливаются изделия из сплавов, не соответствующих пробам, установленным в Российской Федерации. В этой связи, в проектах поправок к действующему законодательству РФ авторами уже предлагается, для устранения этой проблемы, отме-нить обязательное клеймение экспортируемой ювелирной продукции.
Ювелирный бизнес обвиняет органы пробирного надзора в торможении темпов роста ювелирного производства, по причине больших сроков опробования и клеймения ювелирных изделий. Это проблема решается очень легко, путем увеличения штатов в тех региональных инспекциях пробирного надзора, в которых объемы поступающих на клеймение изделий превышают её пропускную способность. В большинстве региональных инспекций пробирного надзора такой проблемы не существует.
Больше всего представители крупного ювелирного бизнеса боятся создания «…новой контролирующей структуры – специальной федеральной службы с полномочиями осуществлять внеплановые проверки без санкции прокуратуры…». Прежде всего, надо уточнить, что в Российской Федерации давно существует структура, учрежденная ещё указом Петра I, по контролю за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней – Пробирная палата России. Именно на базе этой структуры и Гохрана, путем ре-организации планируется создавать службу. В стране появится один контролирующий орган взамен двух существующих сейчас. Так, где увеличение контролирующего гнета?
Кроме того, говоря о недопустимости создания указанной структуры, господа умалчивают о том, что с 1 мая 2009 года, с вступлением в силу Федерального закона России от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-пального контроля» (далее по тексту – Федеральный Закон № 294-ФЗ), была ограничена правосубъектность ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – Пробирная палата России), в части осуществления периодического федерального государственного контроля в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также государственного контроля по вопросам финансового мониторинга. По этой причине с 1 мая 2009 года пробирный надзор прекратил самостоятельную надзорную деятельность. В этой связи как плановые, так и внеплановые проверки сотрудниками инспекций пробирного надзора в этот период не проводились.
Целая отрасль экономики Российской Федерации около 2,5 лет фактически работает без контроля со стороны государство. Особенно это касается розничной торговли ювелирными изделиями, где напрямую могут быть затронуты интересы потребителей ювелирной продукции.
В рамках усиления борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (с учетом международного законодательства в этой сфере), государство пошло на увеличения полномочий службы по финансовому мониторингу, повышение штрафов за административные правонарушения в указанной сфере. Уважаемый ювелирный бизнес не увидел в этом случае ущемления своих прав и угрозы поступательному развитию ювелирного рынка из-за излишнего контроля. Но никто не вспомнил, что в компетенцию Пробирной палаты России также входит контроль в указанной сфере за организациями, осуществляющими скупку и куплю продажу драгоценных металлов и драгоценных камней.
Таким образом, предприятия, осуществляющие свою деятельность в сегменте рынка, который наиболее подвержен рискам легализации криминальных доходов, полностью выпали из-под контроля государства с 1 мая 2009 года, когда государственные инспекции пробирного надзора потеряли право проведения самостоятельных проверок.
Цитата: «Заместитель директора НИИ «Проблем коррупции» Артем Кирьянов отверг претензии в провоцировании коррупции на том основании, что эти претензии "не укладываются в постановления правительства, регулирующие антикоррупционную экспертизу", а также назвал процедуру ОРВ Минэкономразвития, итогом которой стала отрицательная оценка законопроекта, выносимого Минфином, прямым коррупциогенным фактором». (Конец цитаты).
По поводу провоцирования роста коррупции с принятием нового законодательства по драгоценным металлам и драгоценным камням и созданием службы, предрекаемого крупным ювелирным бизнесом, хочется сказать следующее:
1. С принятием новой редакции нормативных правовых документов, регламентирующих порядок обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, в первую очередь, будут возвращены те полномочия контролирующему органу по осуществлению государственного контроля в указанной сфере, которые уже существовали на протяжении многих десятилетий. При этом учитываются новые реалии современной экономики Российской федерации и новые экономические отношения участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
2. Действие указанных нормативных правовых документов, прежде всего, должно быть направлено на защиту интересов потребителей ювелирной продукции, во вторую очередь - на сохранение и приумножение богатства России, пресечение криминализации ювелирной отрасли, а также - на защиту интересов предпринимателей от недобросовестных участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
3. Лозунги создания саморегулирующейся организации в ювелирной отрасли, из-вините за прямоту, является полным бредом. Как не могут лебедь, рак и щука, герои известной басни, тянуть телегу в одном направлении, так крупные компании, гильдии и т.д. не смогут повести российскую ювелирную отрасль в правильном направлении, руководствуюсь только своими корпоративными (денежными) интересами.
Только на нынешнем этапе борьбы против создания службы и принятия нового законодательства по драгоценным металлам и драгоценным камням временно объединились перечисленные выше участники рынка.
Цитата: «Бизнес-сообщество поддержал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. Он заявил, что против принятия правок к за-кону вслепую и хотел бы услышать обоснование предложенных норм закона от разработчиков, а также комментарии бизнеса. Для этого уже создан Экспертный совет по ювелирной отрасли, и 17 октября в Госдуме прошло его первое заседание. "Новый законопроект ставит отрасль на грань выживания. Создание специальной Федеральной службы избыточно и противоречит как интересам бизнеса, так и задачам государства", – прокомментировал ситуацию Звагельский». (Конец цитаты).
Уважаемый господин Звагельский уже решил и за весь российский бизнес и за государство, что создание службы ставит отрасль на грань выживания. Да создание службы сильно осложнит жизнь многим её участникам, но только тем, кто не желает считаться с интересами государства, кто использует недопустимые методы в конкурентной борьбе, кто выпускает ювелирную продукцию с нарушением существующих норм и стандартов, кто допускает потери и хищения драгоценных металлов и драгоценных камней, кто стремится обмануть потребителей.
Цитата: «От разработчиков законопроекта на круглом столе выступил руководитель ФКУ «Пробирная палата России» Александр Маркин. Начал он с того, что в новом законопроекте отменено пробирование изделий на экспорт и изделий из серебра до 3 грамм – это то, чего многие годы добивались представители отрасли. По проводу тех по-правок, которые вызвали недовольства в отрасли, он заявил, что "они не ущемляют бизнес, а направлены на защиту потребителей". Государственный контроль и другие формы регулирования должны, по его мнению, решить проблему контрафакта.
Однако, как оказалось, претензий по контрафакту к производителям ювелирной продукции нет. Председатель совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России», генеральный директор Московского завода специальных сплавов Александр Иванюк прокомментировал выступление Александра Маркина: «Претензии по контрафакту есть, но все они относятся к торговле или к таможне. Но в итоге в борьбе с контрафактом контролировать будут ювелирную промышленность, к которой нет претензий и которую никто не ловил на продаже поддельных изделий». (Конец цитаты).
Да сложно возразить утверждению, что ювелирную промышленность за руку никто не ловил. Уже 2,5 года никто не ловит за руку ни ювелирную промышленность, ни торговцев ювелирной продукцией, т.к. пробирный надзор буквально связан Федеральным Законом № 294-ФЗ по рукам и ногам. Но не стоит огульно утверждать, что к ювелирным предприятиям, ювелирным мастерским и отдельным ювелирам России нет претензий со стороны государства по поводу выпуска ими на рынок изделий с поддельными оттисками пробирных клейм. Именно из-за ослабления контроля со стороны пробирного надзора сократилось количество ювелирных изделий, представляемых на опробование и клеймение мелкими ювелирными мастерскими и отдельными ювелирами, работающими по заказам населения.
Что уже никому не интересно: из какого металла изготавливаются эти изделия, какова проба, нет ли недопустимых примесей в сплаве, которые могут нанести вред потребителю? Что, уважаемые бизнесмены, за вопросами угрозы своим прибылям вы забыли о всей остальной «лапотной» России, которая продолжает нести свой лом в эти мастерские, чтобы заказать новые изделия, т.к. на покупку в магазине нет денег?
Создается впечатление, что вы живете на другой планете. Ваша ювелирная отрасль – это «Адамас», «Топаз» и другие немногочисленные крупные предприятия. Вы списали со счетов весь мелкий и средний ювелирный бизнес, уже поделили страну как рынок сбыта и выступили от лица всех участников рынка. А вы спросили у потребителя, нужна ли ему служба, насколько его интересует потеря вами прибыли и чему он больше доверяет: государственному пробирному клейму или вашим лозунгам о саморегулирующемся добросовестном предпринимательстве?
Цитата: «Общее настроение бизнес-сообщества выразил директор Костромской ювелирной фабрики «ТОПАЗ» Аркадий Гутерман: «Бизнесу нужны не новые контролирующие органы, а поддержка государства»». (Конец цитаты).
На это хочется ответить вопросом: а что вы, господа, делаете для государства? Вы ратуете за отмену госмонополии на клеймение ювелирной продукции для увеличения объемов выпускаемой продукции и повышения прибыли. Это диктуют законы рынка. Но тем самым вы хотите избавиться и от контроля со стороны государства за качеством вы-пускаемой вами продукции и от уплаты государственной пошлины за опробование и клеймение в федеральный бюджет. Следует отметить, что размер данной пошлины для золотых изделий смехотворен и не меняется годами (клеймение ювелирных изделий из серебра массой до 3 грамм планируется вообще отменить) А где гарантия того, что с передачей клеймения в руки крупного ювелирного бизнеса, плата за клеймения не будет расти из года в год, превращаясь в новый механизм конкурентной борьбы с мелким ювелирным бизнесом? В конечном итоге издержки на клеймения ювелирных изделий опять лягут на потребителей.
Цитата: «Несмотря на споры участников, ключевым лейтмотивом представителей бизнеса была идея о необходимости выработать единую стратегию развития отрасли, которая бы учитывала интересы власти и бизнеса. Уже на следующей неделе назначен ряд рабочих встреч по обсуждению проблем ювелирной отрасли, что стало еще одним шагом на пути к конструктивному диалогу между властью и бизнесом, сообщает пресс-служба Координационного совета». (Конец цитаты).
Золотые слова, господа, но то, за что ратуете вы не учитывает интересы большинства потребителей ювелирных изделий в приобретении гарантированно качественного товара, не учитывает интересы государства в сохранении и приумножении своих богатств, в виде драгоценных металлов и драгоценных камней, которые кое-кто хочет приравнять к картошке и колбасе.
Вывод напрашивается сам собой. Как бы наш, прежде всего, крупный бизнес не ратовал за полностью бесконтрольную со стороны государства деятельность ювелирной отрасли, при реформировании законодательства Российской Федерации, которое действительно назрело, необходимо руководствоваться в первую очередь интересами государства и потребителя, а во вторую - интересами бизнеса.
С целью совершенствования контроля за отраслью и приведения её в цивилизованное русло необходимо не разваливать единственный надзорный орган в указанной сфере, а в кратчайшие сроки реформировать его, путем создания службы, с правом законодательной инициативы.
В ближайшее время необходимо принятие государственной программы по под-держанию отечественных производителей ювелирных изделий, прежде всего, путем снижения налогового бремени, принятием антимонопольных мер, усилением борьбы с коррупцией.
24.10.2012 Андрей Ж.