Цены на золото растут уже в течение многих лет, повысившись примерно с $14 до более $55 за грамм в последнее десятилетие. Когда мировая экономика замедлила свой темп, а затем впала в глобальный кризис, инвесторы обратили свое внимание на золото как на надежный актив и, судя по всему, будут держаться за него, пока не вернется стабильность. В то время как все больше и больше золота стало скапливаться в сейфах по всему миру, ювелиры вдруг обнаружили, что его рыночная цена поднялась до таких уровней, что этот металл стал для них экономически невыгодным.
Инвесторам, может быть, удобно тратить большие суммы на золото, а вот клиентам, покупающим ювелирные изделия, нет. Ожерелье и серьги не покупаются в качестве инвестиций в будущее; это специальные подарки, которые приобретаются для близких или для особых случаев. Единственно, к чему ведет этот грандиозный инфляционный процесс, это к отпугиванию покупателей.
Чтобы продавать свою продукцию в условиях застойного рынка, у ювелиров нет иного выбора, нежели относить на свой счет наибольшую долю расходов, связанных с золотом, и пытаться поддерживать цены максимально устойчивыми. В результате торговая наценка к себестоимости продукции упала до 3-5% - уровень, который считается неустойчивым для мелкосерийного производства. Неудивительно, что эта ситуация несет с собой негативные последствия в Италии.
Расположенный на красивой соборной площади Пьяцца дель Дуомо во Флоренции, ювелирный магазин Torrini является одним из старейших в мире. Его история началась в 1369 году, когда Якопус Турини (Jacopus Turini) зарегистрировался в качестве ювелира во Флорентийской республике. Несмотря на свою давнюю традицию создания изделий красивого дизайна и высокого качества, фирма Torrini чуть не обанкротилась, когда цена на золото разрушила ее бизнес. Площадь ее розничного магазина пришлось сократить до одной десятой первоначального размера.
Torrini - не единичный случай. Многие традиционные ювелиры в Италии либо закрываются, либо заметно уменьшают свои объемы производства. Но некоторые из них, сознавая, что золотые украшения уже больше не являются жизнеспособным бизнесом, решили поэкспериментировать с альтернативными материалами.
Они обратили свое внимание на серебро в попытке расширить диапазон предложения. Несмотря на то, что серебро намного менее ценно, чем золото, оно пользуется достаточным доверием у клиентов. Те компании, которые в последние месяцы решились ввести в оборот коллекции из серебряных ювелирных украшений, не жалеют об этом: прошлой весной на выставке Vicenza Oro итальянский ювелир Нарделли (Nardelli) представил данные о продажах своей коллекции «Sunsation 925» («Солнсация 925»), в которой представлены выполненные в форме солнца серебряные ювелирные изделия с небольшими белыми бриллиантами. Всего за один год выпуск такой продукции достиг 10 000 штук, обеспечив 15% общего дохода фирмы. Нарделли не одинок: другой известный итальянский ювелир, Damiani, в 2011 году также начал выпуск собственной коллекции из серебра и алмазов «Damianissima.925», как и многие другие, занятые в настоящее время охватом этой части рынка.
Серебро не защищено от инфляции; напротив, его цена поднялась со скоростью, заметно превышавшей золото и платину (см. сравнительную таблицу). Но, несмотря на то, что в 2012 году серебро стоит в шесть раз дороже, чем десять лет назад, его влияние на стоимость драгоценного камня по-прежнему минимально. Один разговорчивый ювелир привел мне практический пример: "Видите вон те простые серьги-гвоздики из золота с бриллиантами? Поскольку они сделаны из золота, то они, скорее всего, обошлись изготовителю примерно в 50 евро. Если бы они были сделаны из серебра, то стоимость материала, наверное, была бы 2 евро". Когда же я возразил, что серебро все-таки не золото, он ответил с улыбкой: "Серебро не золото, но бриллиантовые серьги - это бриллиантовые серьги". Видимо, для многих клиентов это то, что действительно имеет значение.
Если вы полагаете, что серебро и бриллианты странное (или даже порочное) сочетание, вам стоит взглянуть на новые тенденции в ювелирном дизайне. По данным TrendVision, итальянского центра прогнозирования в ювелирной отрасли, в ближайшие годы мы будем наблюдать распространение альтернативных материалов. Дизайнеры экспериментируют над созданием экстравагантных сочетаний бриллиантов и менее благородных материалов. Бронза, сталь или даже дерево и стекло в настоящее время используются в сочетании с драгоценными камнями для создания неожиданных решений.
Полагать, что такой авантюризм в выборе материалов объясняется лишь высокими ценами на золото, было бы ошибкой. Напротив, за этим прослеживается четкая стратегия маркетинга: западные страны все больше увлекаются принципами «зеленой экономики». А зеленая экономика предлагает вернуться к кустарным и экологически сбалансированным материалам, используя их для создания направлений в стиле и моде и отвергая откровенное проявление роскоши.
Как представляется, в это время больших перемен решающим показателем качества становятся не материалы, а творческий поиск и дизайн.
[ Ювелирные Известия ]