С обывательской точки зрения, клеймо Пробирной палаты на ювелирном изделии гарантирует его качество. С точки зрения депутата Костромской областной думы и руководителя компании «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флуна Гумерова, сроки клеймения не дают выполнить основной принцип ведения бизнеса — товар должен быть в нужное время в нужном месте.
Я готов предположить, что ювелирная отрасль — практически единственная отрасль России, где нет коррупции среди чиновников. Но я согласен с проректором Российской экономической школы Константином Сониным, что коррупция — это налог, который платит все население страны. Коррупция — это не только взятки чиновникам, но и более высокая цена за товары и услуги там, где нет конкуренции, где монополист навязывает свои цены и сроки выполнения. В случае ювелирной отрасли — это услуги по клеймению Пробирной палаты. Почти три месяца ювелирную отрасль Костромы лихорадило, так как сроки клеймения изделий доходили до 20 дней, то есть производитель мог поставлять в торговлю готовую продукцию только раз в месяц. Хотя сегодня сроки клеймения составляют в среднем 5-7 дней, государственная монополия на клеймение осталась, и эта монополия держится на ряде мифов.
Миф первый: нельзя клеймить изделия день в день.
Не надо быть математиком, чтобы понимать, что если в Пробирную палату заходит 1000 изделий в день, а клеймятся только 999, то срок клеймения будет стремиться не к 10 дням, а к бесконечности. А если заходит 1000 изделий в день и клеймится 1000, почему нельзя клеймить день в день?
Миф второй: без пробирного клейма люди перестанут покупать ювелирные изделия.
75% ювелирной продукции в мире находится в обороте не только без государственного, но и вообще без какого-либо клейма. В Америке, если покупатель обнаружил, что ему продали изделие, проба которого не соответствует действительности, недобросовестный поставщик может потерять бизнес. В Китае за подделку золота полагается смертная казнь.
Миф третий: государство должно быть монополистом клеймения.
Любая монополия — вечный враг экономики. Россия осталась единственной страной в мире, где существует государственная монополия на клеймение ювелирных изделий. Уступило же государство свои функции частным предпринимателям в части проведения техосмотра автотранспорта. Почему нельзя доверить клеймо самим производителям? Именно производитель заинтересован, чтобы его изделия были качественными, интересными по дизайну и, соответственно, привлекательными для покупателя. Сегодня на любом изделии стоят два клейма — клеймо Пробирной палаты и именник производителя. При том именник ежегодно выдается производителю государственной инспекцией. Каждое изделие имеет паспорт, в котором указано, кто и когда его произвел, поэтому всегда можно вычислить, кто поставил некачественное изделие в торговлю.
Миф четвертый: клеймо — это борьба с контрафактом и контрабандой.
В чистоте рынка, прежде всего, заинтересован бизнес. Ответственный бизнес нуждается в четких правилах ведения бизнеса. Пробирное клеймо не защищает отечественного производителя. Защитить его может только ответственность бизнеса за качественное предоставление товаров и услуг. Почему не усилить ответственность розничной торговли за продажу некачественных изделий, которая непосредственно общается с покупателем, но никакой ответственности перед потребителем не несет. А ведь именно туда стекается весь контрафакт и некачественная продукция.
Миф пятый: клеймо — это контроль за оборотом драгметаллов и драгкамней в сфере производства.
Драгметаллы и драгоценные камни уже не являются валютной ценностью. Любой гражданин России может купить любое количество золота в банке и выкинуть его в воду, и ему за это ничего не будет. В то же время ювелиры, будь то индивидуальный предприниматель или завод, имеет свои так называемые нормы безвозвратных потерь на каждое изделие. А их десятки миллионов. Государство хочет установить норму безвозвратных потерь на каждое изделие? Это нереально!
Миф шестой: плата за услуги Пробирной палаты является источником наполнения казны.
Как плата за услуги может быть источником наполнения казны? Мы же платим не дополнительный налог, а за услуги клеймения, в стоимость которой входит содержание аппарата Пробирной палаты.
Миф седьмой: если не контролировать оборот драгметаллов, то у предприятий появится возможность финансировать терроризм.
Чтобы что-то финансировать, должна быть сверхприбыль, которой в ювелирной промышленности нет. Рентабельность в ювелирной промышленности, по данным Рос - стата, 5-7%. Большинство предприятий, в том числе и крупные, покупают, например, золото и бриллианты, используя кредит и получая доход только за счет добавленной стоимости. Продают изделия, рассчитываются за кредиты и опять берут кредит. О каком финансировании терроризма может идти речь?
Миф восьмой: победить коррупцию нельзя.
С коррупцией бороться сложно, но реально. Но для этого нужны четкие правила ведения бизнеса и работающие законы. Президент поставил задачу: Россия должна войти в ближайшие годы в двадцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса и подняться в рейтинге инвестклимата сразу на сто позиций: со 120-го места на 20-е. Тогда почему на местах чиновники считают, что не они должны помогать бизнесу, а бизнес должен обслуживать их?
Отменить приказ Минфина 1Н и сделать срок клеймения не более трех дней. Создать рабочую группу при Минфине, которая займется приведением российской законодательно-нормативной базы в соответствие с нормативно-правовой базой стран-конкурентов, в том числе в связи с созданием Таможенного союза.
Я 20 лет на рынке ювелирных изделий. За это время ни один иностранный поставщик не открыл в России ювелирное производство. Хотя, если легально ввозить импортную продукцию в Россию, она дорожает примерно на 40%: 20% — пошлина и 18% — НДС. Это говорит о том, что наша нормативно-правовая база существенно отстает от мировых стандартов. Ситуацию нужно менять, потому что уже сегодня ряд крупных производителей изучает законодательную базу Казахстана, где отсутствует закон о драгметаллах и драгкамнях и услуги по клеймению предоставляют частные компании. Поэтому многие компании хотят вывести производство за рубеж, а многие уже вывели в Тайланд и Гонконг.
Но пока все происходит с точностью до наоборот:государство расширяет свои контрольные и фискальные функции. Сейчас Минфин разработал изменения в 294 - ФЗ, который возник, когда Дмитрий Медведев сказал, что хватит «кошмарить» бизнес. А сегодня чиновники пытаются вывести ювелирную отрасль, единственную (!) в сфере производства товаров народного потребления, из-под действия этого закона. В каких целях? Изменения в 41-ФЗ предполагают усиление контрольных функций со стороны Пробирной палаты. Идет попытка ввести обязательную сертификацию любого драгоценного камня, будь то изумруд, сапфир, рубин или бриллиант. Стоимость этой сертификации будет выше стоимости самого камня. Это абсолютно абсурдное предложение, нигде в мире такого нет.
Конечно, это не может не тревожить бизнес. Однако я уверен, если бизнес консолидируется и выработает единую позицию, он сможет защитить свои интересы.
МЫ ДЕЛАЕМ ДЕЛО!
[ Костромской Бизнес журнал ]
Ничего не понимаю. То на 25,8% выросла торговля ювелиркой, то все совсем плохо. Вы уж в одну какую-нибудь дудку дудите.