«Золотые» мифы

Раздел: Общество
07 августа 2012 г.

С обы­ва­тель­ской точ­ки зре­ния, клей­мо Про­бир­ной па­ла­ты на юве­лир­ном из­де­лии га­ран­ти­ру­ет его ка­че­ство. С точ­ки зре­ния де­пу­та­та Ко­стром­ской об­ласт­ной ду­мы и ру­ко­во­ди­те­ля ком­па­нии «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флу­на Гу­ме­ро­ва, сро­ки клей­ме­ния не да­ют вы­пол­нить ос­нов­ной прин­цип ве­де­ния биз­не­са — то­вар дол­жен быть в нуж­ное вре­мя в нуж­ном ме­сте.

Флун Фа­ги­мо­вич, в юве­лир­ной от­рас­ли есть кор­руп­ция?

Я го­тов пред­по­ло­жить, что юве­лир­ная от­расль — прак­ти­че­ски един­ствен­ная от­расль Рос­сии, где нет кор­руп­ции сре­ди чи­нов­ни­ков. Но я со­гла­сен с про­рек­то­ром Рос­сий­ской эко­но­ми­че­ской шко­лы Кон­стан­ти­ном Со­ни­ным, что кор­руп­ция — это на­лог, ко­то­рый пла­тит все на­се­ле­ние стра­ны. Кор­руп­ция — это не толь­ко взят­ки чи­нов­ни­кам, но и бо­лее вы­со­кая це­на за то­ва­ры и услу­ги там, где нет кон­ку­рен­ции, где мо­но­по­лист на­вя­зы­ва­ет свои це­ны и сро­ки вы­пол­не­ния. В слу­чае юве­лир­ной от­рас­ли — это услу­ги по клей­ме­нию Про­бир­ной па­ла­ты. По­чти три ме­ся­ца юве­лир­ную от­расль Ко­стро­мы ли­хо­ра­ди­ло, так как сро­ки клей­ме­ния из­де­лий до­хо­ди­ли до 20 дней, то есть про­из­во­ди­тель мог по­став­лять в тор­гов­лю го­то­вую про­дук­цию толь­ко раз в ме­сяц. Хо­тя се­го­дня сро­ки клей­ме­ния со­став­ля­ют в сред­нем 5-7 дней, го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на клей­ме­ние оста­лась, и эта мо­но­по­лия дер­жит­ся на ря­де ми­фов.

Миф пер­вый: нель­зя клей­мить из­де­лия день в день.

Не на­до быть ма­те­ма­ти­ком, что­бы по­ни­мать, что ес­ли в Про­бир­ную па­ла­ту за­хо­дит 1000 из­де­лий в день, а клей­мят­ся толь­ко 999, то срок клей­ме­ния бу­дет стре­мить­ся не к 10 дням, а к бес­ко­неч­но­сти. А ес­ли за­хо­дит 1000 из­де­лий в день и клей­мит­ся 1000, по­че­му нель­зя клей­мить день в день?

Миф вто­рой: без про­бир­но­го клей­ма лю­ди пе­ре­ста­нут по­ку­пать юве­лир­ные из­де­лия.

75% юве­лир­ной про­дук­ции в ми­ре на­хо­дит­ся в обо­ро­те не толь­ко без го­су­дар­ствен­но­го, но и во­об­ще без ка­ко­го-ли­бо клей­ма. В Аме­ри­ке, ес­ли по­ку­па­тель об­на­ру­жил, что ему про­да­ли из­де­лие, про­ба ко­то­ро­го не со­от­вет­ству­ет действи­тель­но­сти, не­доб­ро­со­вест­ный по­став­щик мо­жет по­те­рять биз­нес. В Ки­тае за под­дел­ку зо­ло­та по­ла­га­ет­ся смерт­ная каз­нь.

Миф тре­тий: го­су­дар­ство долж­но быть мо­но­по­ли­стом клей­ме­ния.

Лю­бая мо­но­по­лия — веч­ный враг эко­но­ми­ки. Рос­сия оста­лась един­ствен­ной стра­ной в ми­ре, где су­ще­ству­ет го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий. Усту­пи­ло же го­су­дар­ство свои функ­ции част­ным пред­при­ни­ма­те­лям в ча­сти про­ве­де­ния тех­осмот­ра ав­то­транс­пор­та. По­че­му нель­зя до­ве­рить клей­мо са­мим про­из­во­ди­те­лям? Имен­но про­из­во­ди­тель за­ин­те­ре­со­ван, что­бы его из­де­лия бы­ли ка­че­ствен­ны­ми, ин­те­рес­ны­ми по ди­зай­ну и, со­от­вет­ствен­но, при­вле­ка­тель­ны­ми для по­ку­па­те­ля. Се­год­ня на лю­бом из­де­лии сто­ят два клей­ма — клей­мо Про­бир­ной па­ла­ты и имен­ник про­из­во­ди­те­ля. При том имен­ник еже­год­но вы­да­ет­ся про­из­во­ди­те­лю го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ци­ей. Каж­дое из­де­лие име­ет пас­порт, в ко­то­ром ука­за­но, кто и ко­гда его про­из­вел, по­это­му все­гда мож­но вы­чис­лить, кто по­ста­вил не­ка­че­ствен­ное из­де­лие в тор­гов­лю.

Миф чет­вер­тый: клей­мо — это борь­ба с кон­тра­фак­том и кон­тра­бан­дой.

В чи­сто­те рын­ка, преж­де все­го, за­ин­те­ре­со­ван биз­нес. От­вет­ствен­ный биз­нес нуж­да­ет­ся в чет­ких пра­ви­лах ве­де­ния биз­не­са. Про­бир­ное клей­мо не за­щи­ща­ет оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля. За­щи­тить его мо­жет толь­ко от­вет­ствен­ность биз­не­са за ка­че­ствен­ное предо­став­ле­ние то­ва­ров и услуг. По­че­му не уси­лить от­вет­ствен­ность роз­нич­ной тор­гов­ли за про­да­жу не­ка­че­ствен­ных из­де­лий, ко­то­рая не­по­сред­ствен­но об­ща­ет­ся с по­ку­па­те­лем, но ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти пе­ред по­тре­би­те­лем не не­сет. А ведь имен­но ту­да сте­ка­ет­ся весь кон­тра­факт и не­ка­че­ствен­ная про­дук­ция.

Миф пя­тый: клей­мо — это кон­троль за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней в сфе­ре про­из­вод­ства.

Драг­ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни уже не яв­ля­ют­ся ва­лют­ной цен­но­стью. Лю­бой граж­да­нин Рос­сии мо­жет ку­пить лю­бое ко­ли­че­ство зо­ло­та в бан­ке и вы­ки­нуть его в во­ду, и ему за это ни­че­го не бу­дет. В то же вре­мя юве­ли­ры, будь то ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель или за­вод, име­ет свои так на­зы­ва­е­мые нор­мы без­воз­врат­ных по­терь на каж­дое из­де­лие. А их де­сят­ки мил­ли­о­нов. Го­су­дар­ство хо­чет уста­но­вить нор­му без­воз­врат­ных по­терь на каж­дое из­де­лие? Это не­ре­аль­но!

Миф ше­стой: пла­та за услу­ги Про­бир­ной па­ла­ты яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком на­пол­не­ния каз­ны.

Как пла­та за услу­ги мо­жет быть ис­точ­ни­ком на­пол­не­ния каз­ны? Мы же пла­тим не до­пол­ни­тель­ный на­лог, а за услу­ги клей­ме­ния, в сто­и­мость ко­то­рой вхо­дит со­дер­жа­ние ап­па­ра­та Про­бир­ной па­ла­ты.

Миф седь­мой: ес­ли не кон­тро­ли­ро­вать обо­рот драг­ме­тал­лов, то у пред­при­я­тий по­явит­ся воз­мож­ность фи­нан­си­ро­вать тер­ро­ризм.

Что­бы что-то фи­нан­си­ро­вать, долж­на быть сверх­при­быль, ко­то­рой в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти нет. Рен­та­бель­ность в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти, по дан­ным Рос - ста­та, 5-7%. Боль­шин­ство пред­при­я­тий, в том чис­ле и круп­ные, по­ку­па­ют, на­при­мер, зо­ло­то и брил­ли­ан­ты, ис­поль­зуя кре­дит и по­лу­чая до­ход толь­ко за счет до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти. Про­да­ют из­де­лия, рас­счи­ты­ва­ют­ся за кре­ди­ты и опять бе­рут кре­дит. О ка­ком фи­нан­си­ро­ва­нии тер­ро­риз­ма мо­жет ид­ти речь?

Миф вось­мой: по­бе­дить кор­руп­цию нель­зя.

С кор­руп­ци­ей бо­роть­ся слож­но, но ре­аль­но. Но для это­го нуж­ны чет­кие пра­ви­ла ве­де­ния биз­не­са и ра­бо­та­ю­щие за­ко­ны. Пре­зи­дент по­ста­вил за­да­чу: Рос­сия долж­на вой­ти в бли­жай­шие го­ды в два­дцат­ку стран с наи­луч­ши­ми усло­ви­я­ми ве­де­ния биз­не­са и под­нять­ся в рей­тин­ге ин­вест­кли­ма­та сра­зу на сто по­зи­ций: со 120-го ме­ста на 20-е. То­гда по­че­му на ме­стах чи­нов­ни­ки счи­та­ют, что не они долж­ны по­мо­гать биз­не­су, а биз­нес дол­жен об­слу­жи­вать их?

Ка­кие ша­ги, на ваш взгляд, нуж­но сде­лать, что­бы юве­лир­ная от­расль раз­ви­ва­лась?

От­ме­нить при­каз Мин­фи­на 1Н и сде­лать срок клей­ме­ния не бо­лее трех дней. Соз­дать ра­бо­чую груп­пу при Мин­фи­не, ко­то­рая зай­мет­ся при­ве­де­ни­ем рос­сий­ской за­ко­но­да­тель­но-нор­ма­тив­ной ба­зы в со­от­вет­ствие с нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зой стран-кон­ку­рен­тов, в том чис­ле в свя­зи с со­зда­ни­ем Та­мо­жен­но­го со­ю­за.

Я 20 лет на рын­ке юве­лир­ных из­де­лий. За это вре­мя ни один ино­стран­ный по­став­щик не от­крыл в Рос­сии юве­лир­ное про­из­вод­ство. Хо­тя, ес­ли ле­галь­но вво­зить им­порт­ную про­дук­цию в Рос­сию, она до­ро­жа­ет при­мер­но на 40%: 20% — по­шли­на и 18% — НДС. Это го­во­рит о том, что на­ша нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за су­ще­ствен­но от­ста­ет от ми­ро­вых стан­дар­тов. Си­ту­а­цию нуж­но ме­нять, по­то­му что уже се­го­дня ряд круп­ных про­из­во­ди­те­лей изу­ча­ет за­ко­но­да­тель­ную ба­зу Ка­зах­ста­на, где от­сут­ству­ет за­кон о драг­ме­тал­лах и драг­кам­нях и услу­ги по клей­ме­нию предо­став­ля­ют част­ные ком­па­нии. По­это­му мно­гие ком­па­нии хо­тят вы­ве­сти про­из­вод­ство за ру­беж, а мно­гие уже вы­ве­ли в Тай­ланд и Гон­конг.

Но по­ка все про­ис­хо­дит с точ­но­стью до на­о­бо­рот:­го­су­дар­ство рас­ши­ря­ет свои кон­троль­ные и фис­каль­ные функ­ции. Сей­час Мин­фин раз­ра­бо­тал из­ме­не­ния в 294 - ФЗ, ко­то­рый воз­ник, ко­гда Дмит­рий Мед­ве­дев ска­зал, что хва­тит «кош­ма­рить» биз­нес. А се­го­дня чи­нов­ни­ки пы­та­ют­ся вы­ве­сти юве­лир­ную от­расль, един­ствен­ную (!) в сфе­ре про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния, из-под дей­ствия это­го за­ко­на. В ка­ких це­лях? Из­ме­не­ния в 41-ФЗ пред­по­ла­га­ют уси­ле­ние кон­троль­ных функ­ций со сто­ро­ны Про­бир­ной па­ла­ты. Идет по­пыт­ка вве­сти обя­за­тель­ную сер­ти­фи­ка­цию лю­бо­го дра­го­цен­но­го кам­ня, будь то изу­мруд, сап­фир, ру­бин или брил­ли­ант. Сто­и­мость этой сер­ти­фи­ка­ции бу­дет вы­ше сто­и­мо­сти са­мо­го кам­ня. Это аб­со­лют­но аб­сурд­ное пред­ло­же­ние, ни­где в ми­ре та­ко­го нет.
Ко­неч­но, это не мо­жет не тре­во­жить биз­нес. Од­на­ко я уве­рен, ес­ли биз­нес кон­со­ли­ди­ру­ет­ся и вы­ра­бо­та­ет еди­ную по­зи­цию, он смо­жет за­щи­тить свои ин­те­ре­сы.

МЫ ДЕЛАЕМ ДЕЛО!

[ Костромской Бизнес журнал ]

  • 08 августа 2012 г.:

    Ничего не понимаю. То на 25,8% выросла торговля ювелиркой, то все совсем плохо. Вы уж в одну какую-нибудь дудку дудите.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->