«Золотые» мифы

Раздел: Общество
07 августа 2012 г.

С обы­ва­тель­ской точ­ки зре­ния, клей­мо Про­бир­ной па­ла­ты на юве­лир­ном из­де­лии га­ран­ти­ру­ет его ка­че­ство. С точ­ки зре­ния де­пу­та­та Ко­стром­ской об­ласт­ной ду­мы и ру­ко­во­ди­те­ля ком­па­нии «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флу­на Гу­ме­ро­ва, сро­ки клей­ме­ния не да­ют вы­пол­нить ос­нов­ной прин­цип ве­де­ния биз­не­са — то­вар дол­жен быть в нуж­ное вре­мя в нуж­ном ме­сте.

Флун Фа­ги­мо­вич, в юве­лир­ной от­рас­ли есть кор­руп­ция?

Я го­тов пред­по­ло­жить, что юве­лир­ная от­расль — прак­ти­че­ски един­ствен­ная от­расль Рос­сии, где нет кор­руп­ции сре­ди чи­нов­ни­ков. Но я со­гла­сен с про­рек­то­ром Рос­сий­ской эко­но­ми­че­ской шко­лы Кон­стан­ти­ном Со­ни­ным, что кор­руп­ция — это на­лог, ко­то­рый пла­тит все на­се­ле­ние стра­ны. Кор­руп­ция — это не толь­ко взят­ки чи­нов­ни­кам, но и бо­лее вы­со­кая це­на за то­ва­ры и услу­ги там, где нет кон­ку­рен­ции, где мо­но­по­лист на­вя­зы­ва­ет свои це­ны и сро­ки вы­пол­не­ния. В слу­чае юве­лир­ной от­рас­ли — это услу­ги по клей­ме­нию Про­бир­ной па­ла­ты. По­чти три ме­ся­ца юве­лир­ную от­расль Ко­стро­мы ли­хо­ра­ди­ло, так как сро­ки клей­ме­ния из­де­лий до­хо­ди­ли до 20 дней, то есть про­из­во­ди­тель мог по­став­лять в тор­гов­лю го­то­вую про­дук­цию толь­ко раз в ме­сяц. Хо­тя се­го­дня сро­ки клей­ме­ния со­став­ля­ют в сред­нем 5-7 дней, го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на клей­ме­ние оста­лась, и эта мо­но­по­лия дер­жит­ся на ря­де ми­фов.

Миф пер­вый: нель­зя клей­мить из­де­лия день в день.

Не на­до быть ма­те­ма­ти­ком, что­бы по­ни­мать, что ес­ли в Про­бир­ную па­ла­ту за­хо­дит 1000 из­де­лий в день, а клей­мят­ся толь­ко 999, то срок клей­ме­ния бу­дет стре­мить­ся не к 10 дням, а к бес­ко­неч­но­сти. А ес­ли за­хо­дит 1000 из­де­лий в день и клей­мит­ся 1000, по­че­му нель­зя клей­мить день в день?

Миф вто­рой: без про­бир­но­го клей­ма лю­ди пе­ре­ста­нут по­ку­пать юве­лир­ные из­де­лия.

75% юве­лир­ной про­дук­ции в ми­ре на­хо­дит­ся в обо­ро­те не толь­ко без го­су­дар­ствен­но­го, но и во­об­ще без ка­ко­го-ли­бо клей­ма. В Аме­ри­ке, ес­ли по­ку­па­тель об­на­ру­жил, что ему про­да­ли из­де­лие, про­ба ко­то­ро­го не со­от­вет­ству­ет действи­тель­но­сти, не­доб­ро­со­вест­ный по­став­щик мо­жет по­те­рять биз­нес. В Ки­тае за под­дел­ку зо­ло­та по­ла­га­ет­ся смерт­ная каз­нь.

Миф тре­тий: го­су­дар­ство долж­но быть мо­но­по­ли­стом клей­ме­ния.

Лю­бая мо­но­по­лия — веч­ный враг эко­но­ми­ки. Рос­сия оста­лась един­ствен­ной стра­ной в ми­ре, где су­ще­ству­ет го­су­дар­ствен­ная мо­но­по­лия на клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий. Усту­пи­ло же го­су­дар­ство свои функ­ции част­ным пред­при­ни­ма­те­лям в ча­сти про­ве­де­ния тех­осмот­ра ав­то­транс­пор­та. По­че­му нель­зя до­ве­рить клей­мо са­мим про­из­во­ди­те­лям? Имен­но про­из­во­ди­тель за­ин­те­ре­со­ван, что­бы его из­де­лия бы­ли ка­че­ствен­ны­ми, ин­те­рес­ны­ми по ди­зай­ну и, со­от­вет­ствен­но, при­вле­ка­тель­ны­ми для по­ку­па­те­ля. Се­год­ня на лю­бом из­де­лии сто­ят два клей­ма — клей­мо Про­бир­ной па­ла­ты и имен­ник про­из­во­ди­те­ля. При том имен­ник еже­год­но вы­да­ет­ся про­из­во­ди­те­лю го­су­дар­ствен­ной ин­спек­ци­ей. Каж­дое из­де­лие име­ет пас­порт, в ко­то­ром ука­за­но, кто и ко­гда его про­из­вел, по­это­му все­гда мож­но вы­чис­лить, кто по­ста­вил не­ка­че­ствен­ное из­де­лие в тор­гов­лю.

Миф чет­вер­тый: клей­мо — это борь­ба с кон­тра­фак­том и кон­тра­бан­дой.

В чи­сто­те рын­ка, преж­де все­го, за­ин­те­ре­со­ван биз­нес. От­вет­ствен­ный биз­нес нуж­да­ет­ся в чет­ких пра­ви­лах ве­де­ния биз­не­са. Про­бир­ное клей­мо не за­щи­ща­ет оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля. За­щи­тить его мо­жет толь­ко от­вет­ствен­ность биз­не­са за ка­че­ствен­ное предо­став­ле­ние то­ва­ров и услуг. По­че­му не уси­лить от­вет­ствен­ность роз­нич­ной тор­гов­ли за про­да­жу не­ка­че­ствен­ных из­де­лий, ко­то­рая не­по­сред­ствен­но об­ща­ет­ся с по­ку­па­те­лем, но ни­ка­кой от­вет­ствен­но­сти пе­ред по­тре­би­те­лем не не­сет. А ведь имен­но ту­да сте­ка­ет­ся весь кон­тра­факт и не­ка­че­ствен­ная про­дук­ция.

Миф пя­тый: клей­мо — это кон­троль за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней в сфе­ре про­из­вод­ства.

Драг­ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни уже не яв­ля­ют­ся ва­лют­ной цен­но­стью. Лю­бой граж­да­нин Рос­сии мо­жет ку­пить лю­бое ко­ли­че­ство зо­ло­та в бан­ке и вы­ки­нуть его в во­ду, и ему за это ни­че­го не бу­дет. В то же вре­мя юве­ли­ры, будь то ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель или за­вод, име­ет свои так на­зы­ва­е­мые нор­мы без­воз­врат­ных по­терь на каж­дое из­де­лие. А их де­сят­ки мил­ли­о­нов. Го­су­дар­ство хо­чет уста­но­вить нор­му без­воз­врат­ных по­терь на каж­дое из­де­лие? Это не­ре­аль­но!

Миф ше­стой: пла­та за услу­ги Про­бир­ной па­ла­ты яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком на­пол­не­ния каз­ны.

Как пла­та за услу­ги мо­жет быть ис­точ­ни­ком на­пол­не­ния каз­ны? Мы же пла­тим не до­пол­ни­тель­ный на­лог, а за услу­ги клей­ме­ния, в сто­и­мость ко­то­рой вхо­дит со­дер­жа­ние ап­па­ра­та Про­бир­ной па­ла­ты.

Миф седь­мой: ес­ли не кон­тро­ли­ро­вать обо­рот драг­ме­тал­лов, то у пред­при­я­тий по­явит­ся воз­мож­ность фи­нан­си­ро­вать тер­ро­ризм.

Что­бы что-то фи­нан­си­ро­вать, долж­на быть сверх­при­быль, ко­то­рой в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти нет. Рен­та­бель­ность в юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти, по дан­ным Рос - ста­та, 5-7%. Боль­шин­ство пред­при­я­тий, в том чис­ле и круп­ные, по­ку­па­ют, на­при­мер, зо­ло­то и брил­ли­ан­ты, ис­поль­зуя кре­дит и по­лу­чая до­ход толь­ко за счет до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти. Про­да­ют из­де­лия, рас­счи­ты­ва­ют­ся за кре­ди­ты и опять бе­рут кре­дит. О ка­ком фи­нан­си­ро­ва­нии тер­ро­риз­ма мо­жет ид­ти речь?

Миф вось­мой: по­бе­дить кор­руп­цию нель­зя.

С кор­руп­ци­ей бо­роть­ся слож­но, но ре­аль­но. Но для это­го нуж­ны чет­кие пра­ви­ла ве­де­ния биз­не­са и ра­бо­та­ю­щие за­ко­ны. Пре­зи­дент по­ста­вил за­да­чу: Рос­сия долж­на вой­ти в бли­жай­шие го­ды в два­дцат­ку стран с наи­луч­ши­ми усло­ви­я­ми ве­де­ния биз­не­са и под­нять­ся в рей­тин­ге ин­вест­кли­ма­та сра­зу на сто по­зи­ций: со 120-го ме­ста на 20-е. То­гда по­че­му на ме­стах чи­нов­ни­ки счи­та­ют, что не они долж­ны по­мо­гать биз­не­су, а биз­нес дол­жен об­слу­жи­вать их?

Ка­кие ша­ги, на ваш взгляд, нуж­но сде­лать, что­бы юве­лир­ная от­расль раз­ви­ва­лась?

От­ме­нить при­каз Мин­фи­на 1Н и сде­лать срок клей­ме­ния не бо­лее трех дней. Соз­дать ра­бо­чую груп­пу при Мин­фи­не, ко­то­рая зай­мет­ся при­ве­де­ни­ем рос­сий­ской за­ко­но­да­тель­но-нор­ма­тив­ной ба­зы в со­от­вет­ствие с нор­ма­тив­но-пра­во­вой ба­зой стран-кон­ку­рен­тов, в том чис­ле в свя­зи с со­зда­ни­ем Та­мо­жен­но­го со­ю­за.

Я 20 лет на рын­ке юве­лир­ных из­де­лий. За это вре­мя ни один ино­стран­ный по­став­щик не от­крыл в Рос­сии юве­лир­ное про­из­вод­ство. Хо­тя, ес­ли ле­галь­но вво­зить им­порт­ную про­дук­цию в Рос­сию, она до­ро­жа­ет при­мер­но на 40%: 20% — по­шли­на и 18% — НДС. Это го­во­рит о том, что на­ша нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за су­ще­ствен­но от­ста­ет от ми­ро­вых стан­дар­тов. Си­ту­а­цию нуж­но ме­нять, по­то­му что уже се­го­дня ряд круп­ных про­из­во­ди­те­лей изу­ча­ет за­ко­но­да­тель­ную ба­зу Ка­зах­ста­на, где от­сут­ству­ет за­кон о драг­ме­тал­лах и драг­кам­нях и услу­ги по клей­ме­нию предо­став­ля­ют част­ные ком­па­нии. По­это­му мно­гие ком­па­нии хо­тят вы­ве­сти про­из­вод­ство за ру­беж, а мно­гие уже вы­ве­ли в Тай­ланд и Гон­конг.

Но по­ка все про­ис­хо­дит с точ­но­стью до на­о­бо­рот:­го­су­дар­ство рас­ши­ря­ет свои кон­троль­ные и фис­каль­ные функ­ции. Сей­час Мин­фин раз­ра­бо­тал из­ме­не­ния в 294 - ФЗ, ко­то­рый воз­ник, ко­гда Дмит­рий Мед­ве­дев ска­зал, что хва­тит «кош­ма­рить» биз­нес. А се­го­дня чи­нов­ни­ки пы­та­ют­ся вы­ве­сти юве­лир­ную от­расль, един­ствен­ную (!) в сфе­ре про­из­вод­ства то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния, из-под дей­ствия это­го за­ко­на. В ка­ких це­лях? Из­ме­не­ния в 41-ФЗ пред­по­ла­га­ют уси­ле­ние кон­троль­ных функ­ций со сто­ро­ны Про­бир­ной па­ла­ты. Идет по­пыт­ка вве­сти обя­за­тель­ную сер­ти­фи­ка­цию лю­бо­го дра­го­цен­но­го кам­ня, будь то изу­мруд, сап­фир, ру­бин или брил­ли­ант. Сто­и­мость этой сер­ти­фи­ка­ции бу­дет вы­ше сто­и­мо­сти са­мо­го кам­ня. Это аб­со­лют­но аб­сурд­ное пред­ло­же­ние, ни­где в ми­ре та­ко­го нет.
Ко­неч­но, это не мо­жет не тре­во­жить биз­нес. Од­на­ко я уве­рен, ес­ли биз­нес кон­со­ли­ди­ру­ет­ся и вы­ра­бо­та­ет еди­ную по­зи­цию, он смо­жет за­щи­тить свои ин­те­ре­сы.

МЫ ДЕЛАЕМ ДЕЛО!

[ Костромской Бизнес журнал ]

  • 08 августа 2012 г.:

    Ничего не понимаю. То на 25,8% выросла торговля ювелиркой, то все совсем плохо. Вы уж в одну какую-нибудь дудку дудите.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->