За последние годы в ювелирном секторе российской экономики накопилось достаточно вопросов, требующих обсуждения, от сроков опробования и клеймения ювелирных изделий до общей ситуации на ювелирном рынке. Отдельно в повестке дня стоял вопрос об обсуждении проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в том числе в федеральный закон №41-ФЗ от 4 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Осуществление государственными инспекциями пробирного надзора пробирных операций фактически является частью производственной цепочки на пути от производителя до покупателя ювелирных изделий, и поэтому сроки осуществления этих операций для них достаточно важны. Большинство собравшихся выразили несогласие с теми сроками клеймения, которые были установлены при бывшем руководителе ФКУ «Пробирная палата России», ныне генеральном директоре ассоциации «Гильдия ювелиров России». Руководством ФКУ «Пробирная палата России» было объявлено о разработанных палатой и согласованных Минфином России механизмах сокращения сроков опробования и клеймения. Соответствующие изменения вступят в силу с 1 августа 2012 года.
Острая дискуссия среди участников разгорелась вокруг предложения Гильдии ювелиров России о, так называемой, «демонополизации» пробирного надзора. Большинство участников заседания выступили против этого предложения, основываясь на том, что пробирные операции не являются видом экономической деятельности и потому данная функция государства не представляет угрозы рынку. Задача государства обеспечивать равные условия опробования и клеймения для всех производителей и продавцов ювелирных изделий, а предложенная «демонополизация» вероятнее всего приведет к созданию монополии, монополии крупных производителей и созданных ими саморегулируемых организаций .
Против этого предложения высказались также и представители обществ защиты потребителей. Основной задачей обязательного опробования и клеймения ювелирных изделий является защита прав потребителей. Передача функции защиты прав потребителей самим производителям противоречит мировой практике и здравому смыслу.
Большую озабоченность участников заседания вызвало возрастающее количество контрабандной и нелегально произведенной продукции на ювелирном рынке. Именно этот фактор выступающие признали как основное препятствие для нормального развития рынка ювелирных изделий. Наличие таких изделий препятствует развитию отечественного производства и способствует недобросовестной конкуренции в торговле ювелирными изделиями. Большинство участников заседания высказались за усиление государственного контроля за рынком, создание эффективных механизмов борьбы с контрабандной продукцией.
Представители розничной торговли ювелирными изделиями выступили против предложения «Гильдии ювелиров России» о переносе государственного контроля с производителей на продавцов ювелирных изделий. По их мнению, ответственность как минимум должна быть равной, так как подавляющая часть ювелирных изделий, продающихся в рознице, поступают туда от отечественных производителей.
Во второй части заседания участники заслушали информацию представителя Министерства финансов Российской Федерации о готовящихся изменениях в действующее законодательство о драгоценных металлах и драгоценных камнях. Предполагаемые изменения направлены на устранение устаревших норм и на облегчение деятельности всех участников ювелирного рынка. Выступающие поддержали изменения, предполагающие более благоприятные условия работы предприятий. По части предложенных изменений были сделаны замечания. Большинство участников в целом одобрили позицию Минфина России по изменению действующего законодательства в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней.
В заключение участники заседания отметили важность совместного с участием ювелиров и представителей государственных органов обсуждения насущных проблем ювелирного сектора отечественной экономики и предложили это делать в рамках Общественного экспертного совета на регулярной основе. В завершение была создана рабочая группа по обработке всех прозвучавших предложений и подготовке решения по итогам заседания.
Ранее, 24 мая 2012 года, прошло заседание Общественного экспертного совета при ФКУ «Пробирная палата России» по теме «Рынок аффинажных услуг в России. Современное состояние и перспективы развития» с участием руководителей российских аффинажных предприятий, представителей различных министерств и ведомств, связанных с регулированием сферы производства и обращения драгоценных металлов, ученых, представителей крупных ювелирных предприятий-членов «Гильдии ювелиров России», а также экспертов российского рынка драгоценных металлов и драгоценных камней.
Участники заседания отметили существование общих для всех предприятий проблем, которые необходимо решать совместными усилиями. В первую очередь, это разработка мер по повышению загрузки предприятий и привлечению сырья. Одной из таких мер должно стать снятие таможенных барьеров с привлечения заводами импортного сырья для производства драгоценных металлов. Участники заседания поддержали предложение о необходимости снижения импортных пошлин на данные виды сырья.
Одним из важных условий планомерного развития российского рынка аффинажных услуг является видение перспектив его развития на государственном уровне. Участники заседания приняли решение о разработке стратегии развития рынка аффинажных услуг в России и обсудили ее основные параметры. Была создана рабочая группа по ее разработке.
Важнейшим направлением работы общественного экспертного совета является решение практических вопросов деятельности предприятий. По итогам обсуждения было принято решение предложить Министерству финансов Российской Федерации внести изменения в Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 №731, в части п.16, а именно предусмотрев проведение инвентаризации драгоценных металлов в аффинажных организациях 1 раз в год по состоянию на 1 января.
Представителем Федеральной таможенной службы Российской Федерации была разъяснена процедура обращения в ФТС России на получение аффинажными предприятиями льгот по авансовой оплате условно начисленных ввозных (импортных) пошлин и налогов в случае ввоза импортного сырья, содержащего драгоценные металлы для переработки на таможенной территории Российской Федерации.
Также на заседании обсуждались пути решения проблем предприятий по производству ювелирных изделий, связанных с переработкой лома и отходов ювелирного производства.