На Приморском карьере, расположенном в поселке Янтарный Калининградской области, работают 700-тонные шагающие экскаваторы. Из голубоватой глины они достают куски солнечного камня, который 50 млн лет пролежал под землей. Янтарь – это окаменевшая смола древних деревьев, и встречается он повсеместно. Но залегает он, как правило, глубоко, поэтому добывать его просто невыгодно. Под Калининградом - ситуация иная. Пласт находится на глубине 10-15 метров. Недалеко от самой западной точки России добывают 90% всего мирового янтаря.
Смотровая площадка местного карьера целиком сделана из янтаря. На эту конструкцию ушла почти тонна сырья. Если собрать из этих камушков бусы, то получится нить длиной почти 8 километров. Высота конструкции - более трех метров. Здесь использован только ювелирный янтарь, в том числе и белый, который также называют королевским.
Посмотреть на крупнейшее месторождение янтаря приезжают туристы. Иностранцы азартно копаются в большой песочнице, куда периодически подсыпают второсортную мелочь. При должном усердии можно набрать целую пригоршню.
Еще один экспонат для туристов - виселица. Правда, без веревки - ее убрали из соображений безопасности. Во времена тевтонских рыцарей на эшафот отправляли тех, кого поймали на краже янтаря.
Сейчас - иные времена. У России янтарь никто не крадет, она отдает его сама. По словам министра по промышленной политике и развитию предпринимательской деятельности и торговли правительства Калининградской области Дмитрия Чемакина, в 1990-е годы Россия превратилась в сырьевой придаток, поставляя весь добытый янтарь за пределы страны.
За год Янтарный комбинат добывает более 300 тонн янтаря и только 10 тонн продает в виде готовых изделий. Все остальное уходит в необработанном виде за границу.
В поселке Янтарный с «солнечным камнем» работает лишь одна частная ювелирная фирма. Это совместное предприятие - российское сырье плюс польские технологии. Иностранный директор Андрей Морюхов говорит, что работать в Калининграде трудно - таможенные барьеры мешают даже при вывозе товара из России в Россию. «Приходит специальная комиссия и проверяет мое производство. Допустим, я произвел 20 кг продукции. Я должен сделать на эту партию сертификат и только после этого получу право ее вывезти и продать. Для следующих 20 килограммов нужен новый сертификат, новая комиссия, проверка и так по кругу», - недоумевает генеральный директор ювелирной компании Андрей Морюхов.
Предприятие остается на плаву благодаря тому, что является филиалом крупнейшей компании - польской, расположенной в Гдыне. Основное сырье - балтийский минерал, как самый древний и удобный для обработки. Однако во всем мире он продается под брендом польский янтарь. «Наша продукция продается во всех странах мира – от Европы до Австралии», - говорит менеджер ювелирной компании Божена Лещ (Польша).
Министр по промышленной политике и развитию предпринимательской деятельности и торговли правительства Калининградской области Дмитрий Чемакин лишь разводит руками: «В Союз янтарщиков Калининградской области входят 22 члена. В Союзе янтарщиков Польши - более 200».
Проблемы есть и у российских народных умельцев. Раньше на набережной соседнего с Янтарным Светлогорска выстраивалось по полсотни торговцев. Теперь размах не тот. По словам частного предпринимателя Андрея, все из-за того, что «янтарь на комбинате постоянно дорожает - раз в полгода стабильно».
В поселке есть несколько палаток с янтарными сувенирами на любой вкус - от открывалок до икон. Покупателей мало - теперь за янтарем ездят за границу, в Польшу или Прибалтику. С комбинатом кустари предпочитают не связываться - камень добывают сами, ловят сачками в море во время шторма.
Федеральные и региональные власти предлагают программы по возрождению отрасли. Но пока дальше разговоров дело не идет. Звучат и радикальные предложения - установить заградительные пошлины на сырье или вовсе запретить его вывоз за рубеж.
Генеральный директор ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» Юрий Мухин убежден, что решать этот вопрос надо поэтапно. «На сегодняшний день у нас есть проблемы с вывозом изделий, как в Российскую Федерацию, так и за рубеж. Если на этом фоне запретить и вывоз сырья, то янтарная отрасль закроется», - предупреждает Мухин.
Борьба за позиции на мировом ювелирном рынке ожидается долгая и изнурительная. Потому на комбинате ищут нетривиальные ходы и связывают свое светлое янтарное будущее не с ювелиркой, а с облицовкой. Для производства таких плиток используют мелкий янтарь, который пока дает 20% прибыли. «В структуре добычи предприятия - 20-30% это крупные и средние фракции, которые востребованы на рынке. 70-80% - это мелкие фракции, которые никому не нужны. У нас на складе лежит 300 тонн невостребованного янтаря», - говорит генеральный директор ФГУП «Калининградский янтарный комбинат» Юрий Мухин.
Сейчас патентуется четыре продукта для строительной отделки. Опытное производство запускают уже в 2012 году. Если товар будет пользоваться спросом, то мировую янтарную отрасль ждет переворот. Правда, пока плитки выходят довольно дорогими - по 6 тысяч рублей за штуку.