Согласно данным Счетной палаты, Министерство природных ресурсов не осуществляет анализ и оценку внутреннего потребления, экспорта, импорта минерального сырья и не разрабатывает положений по покрытию его дефицита. Кроме того, ведомство не доработало комплекс мер по воспроизводству минерально-сырьевой базы, не уточнило Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства базы, не увязало мероприятия по воспроизводству запасов минеральных ресурсов недр с перспективами развития регионов и отраслей экономики.
Всего на государственном балансе запасов числится 150 видов запасов твердых полезных ископаемых, и лишь по 60 видам запасы за указанный период увеличились или остались неизменными. А компенсация добычи приростом запасов (воспроизводство) обеспечена лишь для 19 видов. По 44 видам наблюдается снижение добычи, наибольшее сокращение касается таких стратегических видов, как марганец (добыча снизилась на 100%), хром (28%) и олово (35%).
По 41 виду твердых полезных ископаемых за последние годы не разведано ни одного месторождения, в том числе по пяти стратегическим: бериллию, бокситам, вольфраму, литию и олову.
Кроме того, недовольство Счетной палаты вызвал тот факт, что до сих пор не завершена работа по созданию федерального фонда резервных участков недр. Минприроды должно было подготовить соответствующие нормативные документы, однако порядок формирования фонда министерством до сих пор не разработан. Не определены критерии, количественные и качественные характеристики месторождений, в соответствии с которыми должен присваиваться статус резервного фонда.
В самом министерстве не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.
Плачевная ситуация в этой сфере вполне объяснима, полагает первый заместитель генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Н.М. Федоровского Алексей Сучков.
— В российской практике был период, когда геология существовала на копейки, отсюда и сокращение отрасли и снижение результатов, — отмечает он. — Надежда на то, что недропользователи сами будут заниматься расширением своей минерально-сырьевой базы вокруг комбинатов, горно-добывающих предприятий, во многом не оправдались. Развитие МСБ — это задача самого государства.
По словам эксперта, начиная с 2003 года ситуация с финансированием отрасли несколько улучшилась, однако за столь короткий срок восстановить положение трудно. Однако, по мнению Алексея Сучкова, те деньги, которые выделялись в указанный период — порядка 20 млрд в год — это ничтожно малые суммы по сравнению с финансированием в советское время.
— Кроме того, существенно изменилась и объективная ситуация: все приповерхностные месторождения уже исследованы, и теперь для разведки месторождений нужно уходить вглубь — нужны буровые работы, современная аналитическая база, и все это также требует немалых затрат, — говорит Алексей Сучков. — Необходимы значительные вложения в научно-исследовательские работы и техническое перевооружение отрасли.АЛРОСА необходимо определить экономически оправданные объемы добычи алмазов которые должны составлять
32 млн. карат, а не строить стратегию на неоправданное наращивание объемов добычи при отсутствии реальных предпосылок.