Чтобы навести порядок в отрасли, министерство подготовило ряд радикальных поправок в законодательство об обороте драгоценных металлов и камней, а также в Налоговый и Административный кодексы. Если поправки будут одобрены правительством и Госдумой, в стране появится специальный исполнительный орган по контролю за оборотом драгоценных камней и металлов. Предполагается, что в него войдут Пробирная Палата и Гохран. Об этом "РГ" сообщил заместитель начальника московского геммологического и сертификационного центра при Пробирной Палате Сергей Дяченко.
По его словам, с 2009 года, когда Пробирная Палата была преобразована в государственное казенное учреждение и потеряла право проведения проверок, и без того криминализированный и сложный рынок ювелирных изделий еще больше расшатался. "Из 25 ювелирных московских и подмосковных магазинов, проверенных недавно полицией при участии экспертов Пробирной Палаты, в 14 торговых точках обнаружены изделия либо с фальшивыми клеймами, либо с содержанием драгоценных металлов, золота и серебра, не соответствующим пробам", - рассказал Дяченко. Более того, эксперты-геммологи бьют тревогу по поводу того, что, выставляя якобы дорогостоящие изделия с камнями на продажу, недобросовестные участники рынка зачастую не только завышают характеристики бриллиантов, рубинов, изумрудов, но и выдают за природные камни вставки искусственного происхождения. И потому они по определению должны быть в несколько раз дешевле. Между тем, выявить такие вставки "на глаз", без специальной геммологической экспертизы, невозможно. Этим-то сегодня и пользуются как производители, так и торговцы украшениями. Как правило, именно поэтому и устраиваются труднообъяснимые на первый взгляд распродажи и скидки на некоторые украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями. Тем более если учесть, что количество золота, которое идет на украшения с драгоценными камнями в стоимости самого изделия минимально - основная прибыль скрывается как раз в камнях. Это, кстати, не единственное злоупотребление, набирающее рост на рынке ювелирных изделий, подчеркивает Дяченко. Поэтому государство и решило возобновить госконтроль за производством и продажей ювелирки, ввести обязательную сертификацию вставок из драгоценных камней. Конечная цель - защитить потребителя, гарантировать ему покупку изделий с заявленными характеристиками.
Еще одно новшество, которое предлагает минфин, касается упорядочения самого оборота драгоценного лома и отходов. Опять же во избежание злоупотреблений с некачественными, а зачастую и опасными для здоровья припаями и сплавами. Предполагается, что ломбарды, скупающие от граждан золотой и драгоценный лом, обязаны будут вначале сдавать его на аффинажные заводы. А ювелиры при этом потеряют свое нынешнее право покупать вторсырье в ломбардах.
Участники рынка, правда, к новациям отнеслись скептично. И прогнозируют, что в случае ужесточения госконтроля издержки производителей на обязательную сертификацию каждой вставки из драгоценных камней, приобретение и транспортировку лома золота с аффинажных заводов, монопольное клеймение изделий пробирными инспекциями увеличат стоимость ювелирных украшений. А также поставят отрасль, которая, по данным Росстата, работает всего с пятипроцентной рентабельностью, на грань выживания. Это особенно опасно в условиях вступления России в ВТО и ужесточения международной конкуренции, отмечают эксперты. В других странах условия для ведения ювелирного бизнеса намного комфортнее и либеральнее, подчеркивает в разговоре с "РГ" председатель высшего совета НП "Союз участников рынка драгметаллов и драгкамней" Флун Гумеров. По его словам, усиление госконтроля увеличит административную нагрузку на бизнес. "Иногда процедура сертификации превышает стоимость самих бриллиантов", - говорит он. Кроме того, по мнению эксперта, обязательная сертификация подтолкнет бизнес к схемам снижения фискальной нагрузки. И в результате расцветут нелегальный импорт и нелегальная торговля. Тревожит участников рынка в проекте нового закона и установление государственной монополии на клеймение изделий из драгоценных металлов. Предположительно госпошлина на такую услугу составит до 300 рублей. "Но почему бы тогда не демонополизировать осуществление услуги и не передать ее нескольким уполномоченным организациям? В Италии этой процедурой занимается Торгово-промышленная палата, в Англии - тоже несколько уполномоченных государством авторитетных компаний. Конкуренция позволила бы снизить как сроки, так и стоимость клеймения, уберегла бы от коррупционных рисков", - говорит Гумеров.
В целом, считает он, для развития отечественного ювелирного рынка, улучшения делового климата гораздо полезней было бы не создавать новый государственный мегарегулятор, а передать контроль в руки саморегулиремых организаций. В Пробирной Палате, кстати, не против. Однако, по словам Сергея Дяченко, внятных предложений от ювелиров по поводу создания СРО не поступало. В первую очередь, речь идет о внушительных финансовых гарантиях со стороны бизнес-сообщества, при наличии которых и возможна деятельность саморегуляторов. Правда, у отраслевых ассоциаций еще есть время, чтобы направить свои предложения в минфин. В рамках независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта они принимаются минфином до 21 июня.
Кстати
В проекте поправок к Закону "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" есть и либеральные нормы, отмечает Флун Гумеров. Во-первых, ювелирам будет позволено не клеймить серебряные изделия весом до 3 граммов. А это означает возможность более оперативного обновления дизайна и производства недорогих серебряных украшений, пользующихся повышенным массовым спросом на отечественном рынке. Во-вторых, от клеймения будет освобождена в целом вся ювелирная продукция, предназначенная на экспорт. Это откроет отечественным производителям путь на новые рынки, прежде всего - США и Европы. Там не принято клеймить золото и серебро, а наличие вмятины в виде клейма считается изначальным браком и соответственно препятствием для продаж. По прогнозам самих участников рынка, новация позволит нарастить экспорт ювелирных, в особенности востребованных в США и Европе, авторских и дорогостоящих украшений на 5 процентов. В физическом выражении это порядка трех тонн украшений. Сегодня они в эти страны не экспортируются.
Автор или не компетентен в данном вопросе, или сознательно вводит других в заблуждение. С каких это пор ломбарды "скупают от граждан граждан золотой и драгоценный лом", а ювелиры имеют "нынешнее право покупать вторсырье в ломбардах"?. Движимые вещи, предназначенные для личного потребления (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ), в одночасье стали "вторсырьем"? Какое "ужесточение контроля", которое "поставит отрасль на грань выживания"? Да его уже нет более трех лет (с мая 2009 года) и автор об этом говорит в начале статьи. И сейчас (точнее с 5 апреля прошлого года), как я понимаю, предпринимается попытка легализовать его на прежнем уровне. А какой он был, все прекрасно помнят. Законопослушные действительно "выживали", а вот все остальные "процветали". Комментировать дальше не имеет смысла.