Точное определение цвета бриллианта «Надежда» стало предметом некоторых споров. Жан-Батист Тавернье (Jean-Baptiste Tavernier), французский исследователь, который считается открывателем и продавцом исходного голубого алмаза весом 118 каратов, из которого получили бриллиант «Надежда» и который в 1668 году был продан французскому королю Луи XIV, назвал его «прекрасным фиолетовым». В 1996 году отраслевая геммологическая лаборатория Американского геммологического института (GIA Gem Trade Lab) получила возможность изучить камень и описала его как камень фантазийного глубокого серовато-голубого цвета.
В разговоре с New York Times, Джеффри Э. Пост (Jeffrey E. Post), геолог и хранитель из Смитсоновского музея, заявил, что исследование бриллианта «Надежда» приоткрывает окно в историю Земли на глубину более миллиарда лет назад. «Он как бы полностью попадает в эту категорию, являясь действительно ювелирным произведением, культурным идолом, проклятым драгоценным камнем, чем угодно», - сказал он, добавив, что «история происхождения этого камня уходит намного глубже истории человечества».
В недавней статье в журнале American Mineralogist доктор Пост и его коллеги из Смитсоновского музея сообщили о том, что в бриллианте содержатся поразительно высокие уровни бора, намного больше, чем во многих других голубых бриллиантах, которые были изучены.
Присутствие бора в бриллианте не явилось неожиданным. Натуральные голубые бриллианты, как известно, содержат этот элемент, который также является источником оранжево-красного свечения, если рассматривать их под источником ультрафиолетового света.
Но если в предыдущих исследованиях голубых бриллиантов сообщалось об уровнях бора ниже одной части на миллион, то в некоторых частях бриллианта «Надежда» уровни бора доходили до восьми атомов на миллион. В других частях камня бор вообще едва обнаруживался. Хотя интересно отметить, что исследования указывают на то, что концентрация бора не обязательно влияет на интенсивность голубого оттенка.
Для изучения бриллианта «Надежда» ученые Смитсоновского музея поместили его и еще 78 голубых бриллиантов в устройство по сжиганию ионов галлия, которые буквально сдирали атомы с образца шириной около одной пятидесятой миллиметра. Конечно, намерение заключалось в том, чтобы не причинить ощутимого повреждения бриллиантам.
Ученые Смитсоновского музея собираются идентифицировать вид бора в алмазе и тем самым определить его геологическое происхождение. Одна разновидность бора обладает немного более тяжелым изотопом из-за присутствия дополнительного нейтрона. Породы с морского дна обычно содержат больше тяжелого бора, чем те, что обнаружены в мантии Земли. Согласно Стивену Б. Шайри (Steven B. Shirey), геологу из Института науки Карнеги (Carnegie Institution for Science) в Вашингтоне, бор в бриллианте «Надежда» может происходить с океанского плато, которое спустилось ниже к тому месту, где формировались алмазы.
Но для точного подсчета изотопов бора бриллиант «Надежда» нужно изъять из публичной выставки на более долгое время, чем брали до этого. Проблема состоит в том, что бриллиант настолько популярен среди посетителей музея, что Смитсоновский музей до сих пор очень неохотно шел на это.