Недавно принадлежащая De Beers компания Diamond Trade Company проводила семинар на тему ведения бизнеса (DTC Business Excellence Seminar). Выступая на нем, исполнительный директор De Beers Филипп Меллье (Philippe Mellier) обратил внимание на тот факт, что текущий кризис не похож на сентябрь 2008 г. Слушая его, я подумал: «Ситуация еще хуже, чем во время кризиса 2008-го». В период недавнего финансового кризиса мы сначала говорили о том, что проблема носит V-образный характер, т.е. спад и подъем. Позже стали говорить о W-образной форме – спад, подъем, еще один спад и еще один подъем. Форма же текущего кризиса больше похожа на букву Y – масштабный, глубокий спад, из-за которого в настоящий момент не видно света в конце тоннеля. Далее я попытаюсь проанализировать, почему мы попали в кризис такого типа, каковы его основные черты и почему несмотря на существующие трудности я считаю, что мы и в этот раз можем быть уверены, что все наладится, и мы снова все отыграем.
Разница между двумя кризисами заключается в том, что в сентябре 2008 года мы столкнулись с глобальным финансовым кризисом, в то время как в 2011 году мы вошли в стадию кризиса отраслевого. Да, СМИ публикуют множество статей, анализов и комментариев, в которых говорится о серьезной финансовой ситуации в Европе, которая в этом году ощутила на себе всю полноту кризиса. Греция, Португалия, Испания, Италия –страны стали падать одна за другой, как костяшки домино. Ситуация в Европе – это, на самом деле, повод для беспокойства, но только не для нас, диамантеров, поскольку европейский алмазный рынок совсем не велик. Если взглянуть в доклад 2010 Diamond Pipeline компании Tacy, можно заметить, что в разделе объемов розничной торговли бриллиантами (18,2 млрд. долларов) Европа даже не представлена отдельной категорией. Нет ее и в разделе розничной торговли бриллиантовыми украшениями (60,1 млрд. долларов). Европа имеет значение лишь для тех немногих из нас, кто специализируется на этом рынке, но вовсе не для отрасли в целом. Наше основное внимание приковано к США и Гонконгу, которые есть и будут нашими главными рынками сбыта, а также к быстро растущим рынкам в Индии и Китае.
В свете сегодняшней ситуации, которую ни для кого из нас нельзя назвать простой, стоит прочесть оптимистичный прогноз, опубликованный аналитической компанией Bain, отвечавшей в конце 90-х годов за проведение анализа новой стратегии De Beers, приведшей не только к реализации программы децентрализации поставок, но и к далеко идущим изменениям в мировой алмазной промышленности. Согласно прогнозным показателям Bain, разработанным вплоть до 2020 года, можно ожидать увеличения мирового спроса на бриллианты на 6,4 % в весовом выражении и на 6,6 % – в долларовом. Компания Bain предполагает, что основным рычагом улучшения ситуации станет значительный рост числа представителей среднего класса в Индии и Китае, желающих потратить растущую часть своего свободного дохода. В 2010 году эти страны обогнали Японию, став вторым после США крупнейшим рынком потребления бриллиантов. На пользу рынку пойдет и вторая тенденция – растущее приобретение бриллиантов в качестве объектов сбережения.
Учитывая находящиеся на стадии разработки крупные алмазодобывающие проекты, а также исходя из того, что открытия новых значимых месторождений не предвидится, в аналитическом докладе прогнозируется рост поставок алмазного сырья на уровне 2,8 %. Разница между ростом спроса на бриллианты и скромным ростом объемов поставок сырья приведет к росту цен.
На момент написания статьи обнадеживающие признаки уже проявились: на День благодарения почти 14 процентов из 130 млн. американцев, покупавших подарки, выбрали ювелирное изделие. Это на 10 процентов больше, чем в предыдущем году. Торговля в рождественский сезон тоже выглядит неплохо: по прогнозам IBISWorld, продажи украшений в США ожидаются на уровне 4,7 млрд. долларов, что на 7 % выше, чем годом ранее. Данные этой отраслевой исследовательской компании говорят о том, что траты на предметы роскоши стимулируют восстановление американской экономики.
Тем не менее, с нашей точки зрения, самое важное различие между двумя кризисами заключается в поведении производителей алмазного сырья, с одной стороны, и производителей бриллиантов и торговцев ими, с другой. Это различие можно описать буквально одним предложением: производители сырья намотали на ус, а мы нет. В то время как в сентябре 2008 года сейфы производителей сырья ломились от невостребованного товара, а сами они не успевали подсчитывать свои долги и убытки, кризис 2011 года застал их с нулевыми запасами, нулевыми долгами и огромными прибылями. Т.е., как мы видим, производители сырья выполнили работу над ошибками, извлекли уроки, сделали выводы и встретили новый кризис в полной боевой готовности. А что мы? Когда пришел кризис сентября 2008 года, мы бодрствовали: некоторые из нас, предвидя его, подготовились, остальные быстро приспособились, приостановив бизнес, сократив задолженность перед банками и перейдя в режим ожидания – ничего не покупать, ничего не продавать, не давать никаких обещаний поставщикам. А вот кризис 2011 года застал нас врасплох – с крупными запасами товара, закупленного по высоким ценам. Мы смотрели, как надвигается кризис, отказываясь верить своим глазам. Во второй половине 2011-го, когда признаки кризиса проявились уже отчетливо, мы продолжали как ни в чем не бывало заниматься своим бизнесом в привычной нам манере. Мы видели, что готовый бриллиант стоит на 30-35 процентов ниже необработанного алмаза, однако считали, что все скоро пройдет, и продолжали покупать сырье по предлагаемым нам ценам. И только ближе к концу последнего квартала года, когда стало ясно, что цены на сырье так и останутся высокими, что рынок бриллиантов нажал на кнопку «стоп» и что определенности на счет будущего не наступило, вот тогда мы осознали, что ситуация пахнет кризисом, который не улетучится за пару дней.
В свете сегодняшней ситуации, которую ни для кого из нас нельзя назвать простой, стоит прочесть оптимистичный прогноз, опубликованный аналитической компанией Bain, отвечавшей в конце 90-х годов за проведение анализа новой стратегии De Beers, приведшей не только к реализации программы децентрализации поставок, но и к далеко идущим изменениям в мировой алмазной промышленности. Согласно прогнозным показателям Bain, разработанным вплоть до 2020 года, можно ожидать увеличения мирового спроса на бриллианты на 6,4 % в весовом выражении и на 6,6 % – в долларовом. Компания Bain предполагает, что основным рычагом улучшения ситуации станет значительный рост числа представителей среднего класса в Индии и Китае, желающих потратить растущую часть своего свободного дохода. В 2010 году эти страны обогнали Японию, став вторым после США крупнейшим рынком потребления бриллиантов. На пользу рынку пойдет и вторая тенденция – растущее приобретение бриллиантов в качестве объектов сбережения.
Учитывая находящиеся на стадии разработки крупные алмазодобывающие проекты, а также исходя из того, что открытия новых значимых месторождений не предвидится, в аналитическом докладе прогнозируется рост поставок алмазного сырья на уровне 2,8 %. Разница между ростом спроса на бриллианты и скромным ростом объемов поставок сырья приведет к росту цен.
На момент написания статьи обнадеживающие признаки уже проявились: на День благодарения почти 14 процентов из 130 млн. американцев, покупавших подарки, выбрали ювелирное изделие. Это на 10 процентов больше, чем в предыдущем году. Торговля в рождественский сезон тоже выглядит неплохо: по прогнозам IBISWorld, продажи украшений в США ожидаются на уровне 4,7 млрд. долларов, что на 7 % выше, чем годом ранее. Данные этой отраслевой исследовательской компании говорят о том, что траты на предметы роскоши стимулируют восстановление американской экономики.
В отличие от всех остальных израильский центр производства бриллиантов и торговли показал, что он абсолютно правильно воспринимает ситуацию. В качестве доказательства, уровень задолженности предприятий алмазной промышленности Израиля перед банками, финансирующими отрасль, остается неизменным с 2009 года. Тогда он снизился на 40 процентов по сравнению с пиком 2008 года. Диамантеры, не связанные долгосрочными контрактами с добывающими компаниями типа De Beers, АК «Алроса», Rio Tinto и BHP Billiton, имеют возможность посидеть в сторонке и подождать подходящего времени для покупки сырья. С нашей стороны, мы должны продолжать соблюдать умеренность и осторожность, избегать авантюр и обязательств, но, тем не менее, ясно одно: восстановление после кризиса полностью зависит от того, насколько сбалансированно и ответственно поведут себя производители алмазного сырья. Похоже, что в последние месяцы De Beers осознала всю сложность ситуации и предпримет все, от нее зависящее, чтобы не допустить наводнения рынка товаром. На последних торгах мы уже наблюдали, как DTC давала своим клиентам лишь самый минимум и не более того даже несмотря на имеющиеся заявки. Надеюсь и верю, что остальные алмазопроизводители тоже проявят мудрость.
В любом случае, я также надеюсь, что этот отраслевой кризис послужит четким сигналом производителям алмазного сырья: не стоит слишком полагаться на поставки через тендеры. Если бы все поставки осуществлялись только по централизованным каналам, все диамантеры не смогли бы отсиживаться в сторонке и воздерживаться от покупки сырья. Именно то, что у некоторых имелись договорные обязательства покупать сырье, спасло его производителей от последнего кризиса. Продажа по контракту вместо тендера – беспроигрышная ситуация для всех сторон.
Эта статья впервые опубликована в 205-м выпуске журнала HaYahalom
[ Израильский Институт Алмазов ]