Мировой рынок янтаря оценивается в €1,2 млрд, Россия получает всего 200 млн рублей. В 1980-е годы янтарный комбинат — единственное предприятие в стране, добывающее янтарь — давал до 20% бюджету области, сейчас объемы всех налоговых поступлений не превышают 0,5%.
Основная часть добываемого янтаря вывозится из региона двумя фирмами — ООО «Амбер плюс» и ООО «Специалист» — в основном для литовской компании «Паюрио Гинтарас», которая продает калининградский янтарь по всему миру по ценам в несколько раз превышающим отпускные.
— 90% мощностей Калининградского янтарного комбината изношены, и на их обновление нужно 600–700 млн рублей. Но нет никакой необходимости тратить на модернизацию бюджетные деньги — если продавать янтарь по нормальным рыночным ценам, то прибыль вырастет в разы, и будет, на что купить современное оборудование, — считает министр промышленности Калининградской области Дмитрий Чемакин.
Различные махинации с янтарем происходят и потому, что до сих пор нет общероссийского классификатора по янтарному сырью, замечают эксперты.
— Невозможно проверить, сколько на самом деле добывается янтаря крупной, самой дефицитной и дорогой фракции — при заявленном 1% от добытого в реальности оказывается 15%, — замечает Игорь Вдовин из национального агентства прямых инвестиций. — Структура управления комбинатом абсолютна непрозрачна и построена так, что российским переработчикам янтаря дешевле брать его в соседних Польше и Литве, куда его привозят посредники из самого Калининграда.
Однако продать «ювелирку» за рубеж тоже практически невозможно. С октября 2011 года были введены таможенные сборы — 100 тыс. рублей за каждую партию.
— Партии на экспорт у нас всегда были маленькие, и для многих фирм эти сборы стали последней каплей, которые нас просто добили, — констатирует янтарщик Владимир.
Для сравнения: до 1990 года готовая продукция продавалась в 25 странах, а экспорт янтаря-сырца составлял 5–6%. Между тем планы о полном запрете вывоза янтаря-сырца и организации на территории Калининградской области янтарного кластера для его обработки и привлечения мировых мастеров и всяческих налоговых льгот для переработчиков обсуждаются с конца 1990-х. Пока у нас говорят, в соседней Польше, к примеру, экспорт изделий с янтарем за последние 10 лет вырос в 50 раз, в год перерабатывается 200 т янтаря и созданы десятки тысяч рабочих мест.
— Все это возможно и у нас: те же поляки, китайцы и литовцы открыли бы предприятия на территории области, если бы наконец ввели серьезные заградительные меры на вывоз сырья и, наоборот, отменили налоги на вывоз готовой продукции, — говорит «Известиям» Дмитрий Чемакин. — Добывать янтарь должно государство, а производителей может и должно быть множество. Тогда можно будет говорить о создании янтарной биржи, на которой продажа янтаря будет открытой и выгодной для региона. Сейчас те же поляки вынуждены брать камень у посредников по завышенной цене, а не на комбинате. Пока же ни о какой стратегии в этой отрасли речи не шло: за последние пять лет не появилось ни новых научных исследований, ни патентов, ни промышленных разработок.
При том, что официальную добычу ведет только комбинат-монополист (ГУП, подконтрольный Минфину), в регионе процветает нелегальная добыча. Ее масштаб эксперты оценивают в 150 т в год. По официальным данным, в прошлом году было добыто 340 т янтаря, а вывезено за рубеж в 1,5 раза больше. Максимум, что грозит «черным копателям» — это административная ответственность и штраф в 5 тыс. рублей.
Одно из предложений калининградских властей — конфискация орудий добычи янтаря. Речь идет о бульдозерах, экскаваторах и мотопомпах, с которыми регулярно задерживают «черных копателей». Поскольку уголовной ответственности за «копательство» нет, то конфискацию предлагается ввести в административный кодекс. Эту идею уже поддержали Минюст, МВД и ФСБ.