Исходя из данных экспорта-импорта в 2011 году как выглядела израильская алмазная промышленность по сравнению с предыдущими годами?
Общий объем экспорта бриллиантов в 2011 году достиг $7,2 млрд. В сравнении с 2010-м, когда эта цифра составляла $5,8 млрд., получается прирост на 23,5 %. Это очень хороший показатель, тем более, что прошлогодний экспорт фактически превзошел цифры 2007 года, предшествовавшего финансовому кризису.
Если смотреть поквартально, 2011 год выглядел превосходно вплоть до начала четвертого квартала. В каждом квартале наблюдался рост экспорта бриллиантов по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В первом квартале наблюдался рост на 46,5 %, во втором квартале – на 22 %, в третьем – на 45,1 %. К сожалению, четвертый квартал был не настолько хорош: зафиксировано падение объемов экспорта на 13 % по сравнению с предыдущим годом.
Как, по Вашему мнению, на израильском экспорте бриллиантов сказался рост цен на алмазное сырье?
В 2011 году наблюдалась диспропорция цен на необработанные алмазы и цен на бриллианты. Компания DTC продавала алмазное сырье по ценам, которые были непропорционально высокими по сравнению с готовыми бриллиантами. Сайтхолдеры всего мира, обязанные покупать у DTC по любой цене, теряли деньги. Сводные годовые данные израильского экспорта бриллиантов выглядят превосходно, цифры положительные, однако полной картины они не дают.
Какой из израильских экспортных рынков сбыта можно назвать провальным?
Последние несколько лет происходит постоянное сокращение экспорта израильских бриллиантов в США. Если в прошлом Соединенные Штаты были главным рынком сбыта, куда уходило около 70 % экспорта бриллиантов из Израиля, сегодня в США направляется только около 40 %. Однако параллельно падению объемов экспорта в США происходит рост экспорта на Дальний Восток. Я думапю, в свете спада в американской экономике эта тенденция сохранится.
Опубликован список лучших израильских экспортеров бриллиантов в 2011 году. Как бы Вы прокомментировали этот список?
Опубликованный перечень включает в себя 25 компаний, согласившихся обнародовать свои данные. В целом, 37 компаний обеспечили 52 % экспорта бриллиантов из Израиля. С удовлетворением могу сказать, что такой отрыв вполне объясним и по сравнению с другими отраслями производства вполне приемлем. На 5 % от общего числа всех действующих компаний отрасли пришлось 50 % экспорта на сумму $3,5 млрд. Эта цифра распределяется между многими компаниями. Признак очень положительный, и я надеюсь, что в ближайшие годы появятся и другие крупные компании наряду с теми, кто уже работает.
Вы принимали участие в сессии Кимберлийского процесса в ДРК. Что Вы скажете о решении, найденном в отношении экспорта алмазов из Зимбабве?
Проблема взаимоотношений Зимбабве и Кимберлийского процесса является очень сложной. На встрече ей было отведено центральное место. Данное Зимбабве разрешение экспортировать свои алмазы привело к разделению стран-участниц КП на несколько разных лагерей. Африканские страны единым фронтом выступили за разрешение экспорта, некоторые другие страны выступили против. На встрече в ДРК было найдено решение по экспорту зимбабвийских алмазов, оно не идеальное, скорее, половинчатое. Назначенным Кимберлийским процессом наблюдателям Марку ван Бокстелу (Mark Van Bockstel) и Аббею Чикане (Abbey Chikane) поручили подготовить доклад, который будет представлен на предстоящем заседании КП в ноябре 2012 года. Цель доклада – представить информацию по тому, насколько Зимбабве выполняет минимальные требования, предъявляемые к экспорту алмазного сырья.
Как, по Вашему мнению, «добро» КП на экспорт алмазов из Зимбабве скажется на израильской алмазной промышленности?
Разрешение Зимбабве экспортировать алмазы никак не повлияет на работу израильских диамантеров. В краткосрочной перспективе. Израильские компании порвали связи с этим рынком из-за запрета на импорт из Зимбабве. Алмазным дилерам понадобится восстанавливать торговые связи с этой страной, что займет какое-то время. Пока действовал запрет, цены на алмазное сырье были очень привлекательными. Сегодня цены в Зимбабве такие же высокие, как и везде. Я думаю, объем сырья из Зимбабве, отправляемого в Израиль, начнет расти, но не в краткосрочной перспективе... может, через ближайшие пару лет.
Произошли ли еще какие-нибудь важные события в рамках Кимберлийского процесса?
Общественная организация Global Witness, которая была одной из тех, кто играл ведущую роль в учреждении Кимберлийского процесса, решила выйти из его состава. Как главный алмазный контролер я могу сказать, что израильская алмазная промышленность сожалеет о прекращении членства этой организации в КП. Мы написали им, а также опубликовали заявление, говоря о том, что без НПО Кимберлийский процесс теряет часть себя. Мы надеемся, что на следующем заседании, на котором будет председательствовать США, они вернутся в члены КП.
Были ли в 2011 году поставки алмазов в Израиль в нарушение требований КП? Как регулирующие органы реагируют на такие поставки?
Партии необработанных алмазов прибывают в Израиль в сопровождении сертификатов Кимберлийского процесса. Партии без документов просто не впускаются в страну. Если же такое случается, партия конфискуется. Помимо конфискации партии алмазов на компанию налагается серьезный штраф, дело также может дойти до суда. В прошлом году, к счастью, таких инцидентов было не много.
Каковы Ваши ожидания, надежды на 2012 год применительно к израильской алмазной промышленности?
Конечно, я надеюсь, что год будет хорошим, однако судя по данным анализа мировой экономики текущий год не будет таким же удачным, как 2011-й. Я считаю, первая половина будет трудной. Надеюсь, потом наступит восстановление. Последний экономический кризис длился 3-4 месяца. Потом началось восстановление. Я думаю, текущий кризис будет более продолжительным, а темпы восстановления будут более медленными.
Вы участвуете в расследовании израильской полиции в отношении незаконной банковской организации на территории алмазной биржи. Ваше мнение об этой ситуации?
Израильская алмазная промышленность должна заклеймить позором эти компании. Очень важно, чтобы подобная деятельность не ассоциировалась с алмазной отраслью. В ней работает много компаний, много людей, которые много работают и честно зарабатывают свои деньги, и на них не должно лечь это пятно. Алмазная отрасль должна максимально сотрудничать с властями. Нам с этими людьми не по пути.
Авторы: Ирис Хортман и Мишель Мошелиан
[ Израильский Институт Алмазов ]