Антикоррупционный пакет документов был утвержден советом директоров Polymetal в декабре 2011 года, рассказал РБК daily замгендиректора компании Polymetal Александр Заря. Необходимость таких мер была вызвана двумя причинами, уточнил он. Во-первых, это выход компании на Лондонскую фондовую биржу, что обязывает ее соответствовать требованиям британского законодательства. Кроме того, у самого руководства Polymetal появилась потребность сформулировать внутренние требования корпоративной этики.
«На необходимость усовершенствовать антикоррупционные процедуры указали нам аудиторы в ходе подготовки компании к премиальному листингу», — рассказал Александр Заря. Впрочем, антикоррупционный пакет, состоящий из восьми документов, — это ноу-хау Polymetal, он был полностью разработан внутри компании, добавляет он.
Антикоррупционная программа существует не только на бумаге, уверяют в компании. Сотрудники Polymetal получили памятку о начале работы специальной горячей линии по борьбе с коррупцией и прочими правонарушениями. Любой из них может позвонить или написать письмо в службу безопасности и сообщить о факте мошенничества, взяточничества или злоупотребления служебным положением. «Обращения от сотрудников мы получаем примерно раз в десять дней», — рассказал г-н Заря. Каждое из них тщательно рассматривается.
Наказание зависит от степени тяжести нарушения — это может быть выговор, лишение премии, а в наиболее вопиющих случаях увольнение. «Мы ничего не скрываем. Если серьезное нарушение произошло и сотрудника приходится дисциплинарно наказать или уволить, мы предаем это огласке. А само увольнение может быть оформлено по таким статьям Трудового кодекса, как за утрату доверия, за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей. Но таких случаев единицы», — рассказал Александр Заря.
Согласно антикоррупционным документам, сотрудникам Polymetal запрещается в том числе брать и давать взятки, разглашать персональные данные, конфиденциальную и инсайдерскую информацию, а также утаивать конфликты интересов. «Последнее означает, что если сотрудник компании или его родственник владеет собственным бизнесом, его предприятие не может оказывать Polymetal какие бы то ни было услуги, не может быть его деловым и коммерческим партнером», — комментирует г-н Заря. Запрещено также получать и принимать дорогие подарки, участвовать «в знак благодарности» в корпоративных мероприятиях контрагентов. «Мы не устанавливаем максимальную цену подарка, но указываем, что она должна определяться «соображениями разумной соразмерности». То есть нет ничего плохого в том, чтобы подарить женщине на 8 Марта коробку конфет или букет цветов, так как это традиция нашей страны, но дарить ценные вещи контрагентам и получать их от них недопустимо», — говорит Александр Заря.
Отдельно сформулированы правила осуществления благотворительной деятельности, социальных и политических пожертвований. Категорически запрещены любые взносы и пожертвования в адрес госорганов и чиновников, политических партий, а также кандидатов на выборах. А вот пожертвования, например, на развитие местного здравоохранения, системы образования, поддержку коренных малочисленных народов Крайнего Севера или инфраструктуру отдаленных территорий возможны, но только в рамках официально утвержденной программы социальной помощи Polymetal местному населению. В 2010 году группа направила на благотворительность 4,6 млн долл., следует из инвестпроспекта компании, а в прошлом году было потрачено еще около 4 млн долл. В Polymetal действует и комплекс мер по проверке потенциальных партнеров.
Polymetal не единственная компания, которая озаботилась проблемой коррупции. Хотя Polyus Gold только готовится получить премиальный листинг на LSE, ожидая решения правительственной комиссии, в октябре 2011 года она тоже утвердила подобный документ, рассказал представитель компании. Evraz пока не ввел антикоррупционные меры. Но, как рассказал РБК daily заместитель гендиректора компании Олег Кузьмин, соответствующий документ разрабатывается совместно с комитетом по аудиту совета директоров Evraz и будет рассмотрен уже на ближайшем заседании совета.
Основные нормы английского антикоррупционного законодательства закреплены в UK Bribery Act 2010 (британский закон о борьбе с коррупцией), рассказал адвокат компании «Юков, Хренов и партнеры» Василий Васильев. Закон не обязывает компании документально закреплять свою антикоррупционную программу, пояснил он. Впрочем, это крайне желательно, предупреждает адвокат. «Дело в том, что, согласно британскому антикоррупционному закону, если какое-либо лицо, связанное с компанией, будет уличено в даче взятки, то сама компания может избежать ответственности, если докажет, что у нее действуют адекватные внутренние процедуры, предназначенные для предотвращения коррупции», — поясняет г-н Васильев. Причем это касается не только собственно британских компаний, но и любых организаций, ведущих какой-либо бизнес, связанный с этой страной. Британское законодательство крайне сурово по отношению к коррупционерам. «Нарушителям грозят штраф и/или лишение свободы сроком до десяти лет. В обоих случаях максимальный размер штрафа не ограничен», — рассказал Василий Васильев.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2012/03/15/industry/562949983247979