Всем известно, что еврейский народ веками играет активную и даже доминирующую роль в секторе алмазов и бриллиантов. Многие удивляются: как так получилось, что небольшой группке представителей преследуемого народа удалось получить контроль над такой прибыльной сферой, как бриллианты?
На этот вопрос невозможно ответить абсолютно однозначно. Есть различные варианты ответов, и только в своей совокупности они могут дать объяснение доминирования евреев в алмазном секторе. Эти варианты ответов и будут представлены в данной статье.
Первое объяснение самое очевидное: евреи оказались в нужное время в нужном месте и смогли получить значительное влияние и положение в алмазном секторе, и эта ситуация сохраняется многие столетия вплоть до сегодняшнего дня. В прошлом алмазы добывались только в Индии. На то время еще не было найдено месторождений алмазов в других странах мира. До XV века алмазы доставлялись в Европу по наземным торговым путям, проходившим через территорию Центральной Азии. В то время евреи играли важную роль в функционировании этих торговых путей, фактически контролируя их через сложную сеть семейных связей.
Алмазы проделывали свой путь через континенты и прибывали в Венецию. В те дни Венеция была не только главными торговыми воротами в Европу, но и местом проживания сильной, объединенной, преуспевающей еврейской общины, контролировавшей огранку алмазов и алмазную торговлю.
XV век ознаменовался одним поистине революционным годом, навсегда изменившим алмазный сектор. Дело в том, что до этого года знания в области огранки и полировки были минимальными, если не вообще отсутствующими. Однако в тот год произошел огромный скачок в области техники огранки и полировки. Разработанные новые, относительно передовые методы позволяли добиваться сравнительно высокого качества огранки алмаза.
В то же самое время в конце XV века были открыты морские торговые пути в Индию. Их контролировала Португалия. Новые морские маршруты существенно сокращали время доставки товаров из Индии в Европу. Основную выгоду от этого, конечно же, имел крупнейший португальский порт – Лиссабон. Как следствие этих изменений в Лиссабон стали прибывать алмазы, а с ними и евреи, продолжившие совершенствовать технику огранки алмазов.
Однако закрепиться в Лиссабоне не удалось. После изгнания из Португалии евреи осели в Антверпене и создали там процветающую отрасль огранки алмазов. Именно в Антверпене огранка алмазов достигла своего высочайшего уровня мастерства и стала считаться настоящим искусством.
Мастерство огранки алмазов продолжало совершенствоваться, а с ним и алмазная торговля. Ювелиры наконец-то рассмотрели красоту алмаза, его блеск, сияние и чистоту и стали считать его наиболее привлекательным и подходящим камнем для вставки в ювелирные изделия. В то время алмазы были привилегией лишь самых богатых, самых знатных особ, вставлявших их не только в украшения, но и в одежду, короны, оружие и прочие предметы.
Естественно, доминирование евреев в алмазном секторе лишь упрочилось, а полный контроль над сферой огранки алмазов привел и к доминирующему влиянию в сфере торговли алмазами. Однако помимо прибыльности алмазной торговли была и другая причина, по которой евреи попали в алмазный сектор.
Евреи, знающие не понаслышке, что такое преследования и странствия по всему миру, отдавали себе отчет в том, что они никогда и нигде не смогут чувствовать себя в безопасности и что в любой день их может ждать необходимость сниматься с места и бежать. Алмазная торговля идеально подходила для таких обстоятельств, ведь алмазы очень малы, легковесны, их легко спрятать, а при необходимости всего за несколько алмазов можно быстро продать все свое имущество. В этом и заключалась главная мотивация евреев оставаться в данной сфере.
Ненависть к евреям выражалась в многочисленных ограничениях, которые на них накладывались. В те времена евреям позволялось заниматься лишь определенным кругом профессий, большей частью в сфере торговли и финансов, поскольку всe, что касалось торговли и денег, люди и церковь считали чем-то порочным, предосудительным. Тем не менее, эти сферы имели существенное значение, и их решили отдать на откуп презренным евреям.
Со временем во многих странах положение евреев улучшилось, и ограничения на профессиональную деятельность были отменены. Одновременно с этим христиане стали смотреть на торговлю как на вполне приличное и даже желаемое занятие и сами принялись торговать. Здесь возникает закономерный вопрос: почему евреи не утратили своей главной роли в алмазной отрасли и не уступили ее другим народам?
Один из заслуживающих внимания ответов предлагает Барак Ричман, занимавшийся исследованием этого феномена. Ричман объясняет сохранение доминирования евреев в алмазной отрасли ее уникальностью и тем, что в ее основе лежит доверие. Многие годы продажа алмазов – безусловно, чрезвычайно ценного товара – происходила «в кредит», т.е. алмаз несколько раз переходил из рук в руки, пока не попадал к своему конечному покупателю, платившему за него деньги. В практику не входило брать кредит в банке под эти цели, поскольку проценты были слишком высокими, а банк не знал заявителя так же хорошо, как его коллеги по алмазной торговле, и часто отказывал в кредите.
В итоге, ключевым фактором становилось доверие. В алмазной отрасли драгоценные алмазы и крупные суммы денег проходят через множество рук, и возможностей «поживиться» не так уж мало. И здесь критически важное значение приобретает сообщество. Алмазные дилеры хорошо зарабатывают на алмазной торговле и надеются передать бразды правления бизнесом детям, и по этой причине они кровно заинтересованы в сохранении своего доброго имени.
Как и алмазоторговцы, профессиональные огранщики алмазов принадлежат к закрытому, ультраортодоксальному миру, который не прощает воровство. Реальность угрозы быть изгнанным из этого сообщества заставляет держать себя в строгих рамках. Как уже говорилось, возможностей присвоить себе алмазы или деньги предостаточно, однако случаи воровства или мошенничества можно буквально пересчитать по пальцам.
В качестве доказательства своей версии Барак Ричман приводит пример индийской секты джайнистов. За последнее десятилетие присутствие индийцев в мировой алмазной промышленности значительно выросло. Самые сильные игроки индийского алмазного сектора – джайнисты, которые представляют собой 5-миллионную секту, состоящую из крепких общин, живущих прочными семьями под строгим руководством своих духовных лидеров. Как и в ультраортодоксальной еврейской общине, для джайнов семья и доверие – самые важные ценности, а быть изгнанным из общины – величайшая трагедия. Вот почему в среде джайнистов так хорошо прижилась алмазная отрасль, сильно завязанная на доверие.
Подводя итог, можно сказать, что лидирующие позиции евреев в алмазной промышленности объясняются совокупностью географических, религиозных, исторических, политических и иных факторов. Приход индийцев в эту сферу может привести к изменению сложившейся ситуации, однако время покажет.
По материалам компании Shechter Diamonds – http://www.shechterdiamonds.com/