Министерство финансов Российской Федерации |
О проекте постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372» |
от 18 ноября 2011 г. № 11-13-07/1709; от 18 ноября 2011 г. № 11-13-07/1703 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372»
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372» (далее – проект постановления) и сообщает следующее.
Проектом постановления предполагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них» (далее – постановление Правительства Российской Федерации), в части утверждения в рамках данного нормативного правового акта перечня драгоценных камней, подлежащих обязательной сертификации, и перечня драгоценных металлов и продукции из них, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии; и определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку технических регламентов на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них.
В пояснительной записке разработчиком проекта постановления приведены подробные расчеты, обоснования, прогнозы последствий реализации предлагаемого регулирования.
1. По результатам предварительной оценки регулирующего воздействия установлено, что согласно статье 4 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты Евразийского экономического сообщества.
Также статьей 3 данного Соглашения установлено, что стороны не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
Между тем «драгоценные металлы, драгоценные камни и продукция из них» не включены в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (далее – Единый перечень).
В этой связи до внесения соответствующих изменений в Единый перечень правовые основания для разработки технических регламентов в предполагаемой сфере и, соответственно, основания определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за их разработку, а также основания на установление обязательных требований в рассматриваемой сфере в национальном законодательстве отсутствуют.
2.1. Также необходимо отметить, что закрепление в рамках постановления Правительства Российской Федерации проектируемых положений необоснованно расширяет предмет его регулирования, предполагающий, исходя из его наименования, лишь обязательную сертификацию драгоценных камней и продукции из них (в соответствии с нормами Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) сертификация является лишь одной из форм осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров).
Более того, статьей 26 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального Закона «О техническом регулировании» предусмотрено, что драгоценные металлы, драгоценные камни и продукция из них подлежат подтверждению соответствия (добровольному, которое осуществляется в форме добровольной сертификации или обязательному – в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации), осуществляемому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Данные обстоятельства подтверждают нецелесообразность предлагаемого проектом постановления подхода к урегулированию отношений в сфере подтверждения соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них в рамках статьи 3 пункта 4 действующего постановления Правительства Российской Федерации.
2.2. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» все ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов подлежат опробованию, анализу и клеймению государственным пробирным клеймом. На основании пункта 2.3 «Инструкции по осуществлению пробирного надзора», утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. №1н (далее – Инструкция), при сдаче ювелирных изделий на клеймение отечественные производители указывают в заявлении состав сплава изделия. Одновременно, в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции «Серебряные изделия, содержащие в составе сплава кадмий, свинец и другие тяжелые металлы, не подлежат клеймению и возвращаются сдатчику в неклейменном виде».
Таким образом, установленный в настоящее время нормативным актом порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, с распространением требований пункта 3.3 Инструкции на изделия из золота, платины и палладия, является фактически формой обязательного подтверждения соответствия состава ювелирного сплава и в полной мере защищает жизнь и здоровье граждан, являющихся потребителями (покупателями) ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Подтверждение соответствия состава ювелирного сплава проводится государственным учреждением – Пробирной Палатой России.
2.3.1. В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ «декларация о соответствии – это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов». В соответствии со статьей 23 того же закона обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. В соответствии со статьей 6 того же закона «Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается».
В связи с этим попытка обязать аффинажные заводы подготавливать декларации о соответствии в отсутствии технических регламентов на аффинированные драгоценные металлы, а также на технические процессы их производства противоречит действующему законодательству.
В дальнейшем разработчик проекта постановления считает необходимым разработать 3 технических регламента (на золото, серебро, платину и металлы платиновой группы), устанавливающих обязательные требования к продукции из аффинированных драгоценных металлов и связанным с требованиями к указанной продукции процессам производства.
Предлагаемые разработчиком проекта постановления требования налагают дополнительные обязательства на российские предприятия, что создает новые объекты контроля и может привести к произвольным проверкам со стороны контролирующих органов.
2.4. Качество аффинированных металлов Российских аффинажных заводов подтверждается не только соблюдением российских стандартов и 100% подтверждением пробы готовых ювелирных изделий, но и соответствием международным стандартам. 8 из 11 Российских аффинажных заводов имеют аккредитацию LBMA «Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов». Продукция этих заводов имеет статус «Гуд Деливери» (надежная поставка). Предприятия в соответствии с правилами LBMA подвергаются периодической поверке и контролю качества продукции, тестированию аналитическими лабораториями.
Принятие обязательного подтверждения соответствия в отношении всей продукции из драгоценных металлов приведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижению конкуренции и сокращению потребительского рынка.
2.5. В соответствие с пунктом 3.1 Правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 августа 1999 г. № 44, оплата работ по регистрации декларации о соответствии осуществляется изготовителем в двукратном размере минимальной месячной заработной платы, установленной законодательством Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 1 июня 2011 - 4611 рублей), что составляет 9222 рубля.
Таким образом, принятие проекта постановления повлечет увеличение расходов субъектов предпринимательской деятельности в части обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации о соответствии на сумму оплаты регистрации декларации о соответствии. В случае если декларирование на соответствие будет осуществляться в отношении каждой партии продукции, ежегодные издержки производителей ювелирных изделий будут весьма значительны.
Аналогичные последствия можно отметить и в отношении индивидуальных предпринимателей - ювелиров, занятых в производстве ювелирных изделий, в случае если они работают по индивидуальным заказам.
2.6. Пункт 1 проекта постановления предполагает подтверждение соответствия, которое осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, однако не ясно, нужна ли регистрация декларации о соответствии. В случае необходимости регистрации также не ясно, на каком этапе производства ювелирных изделий должна быть зарегистрирована декларация о соответствии, кто производит регистрацию декларации о соответствии и в какие сроки, периодичность подачи декларации о соответствии.
2.7. В настоящее время сертификация драгоценных камней – добровольная. Но согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», она является обязательной для бриллиантов и изумрудов в случае продажи неоправленных ограненных камней в розничной сети. Однако из Приложения № 1 к рассматриваемому проекту постановления ясно, что сертификация изумрудов не должна быть обязательной, что противоречит пункту 61 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. № 55.
2.8. В Приложении № 1 к проекту постановления указано, что подтверждение соответствия должно быть согласно разделу 5 ГОСТ Р 52913-2008. Поскольку согласно проекту постановления сертификации подлежат все бриллианты независимо от их массы, нужно отметить, что определение всех указанных в разделе 5 ГОСТ Р 52913-2008 параметров – трудоемкий и затратный по времени процесс. Для мелких бриллиантов это экономически нецелесообразно и введение такой сертификации означает, что предприниматели прекратят сертифицировать мелкие бриллианты из-за увеличения их розничной стоимости и, соответственно, падение спроса со стороны покупателей. Предлагаемая редакция проекта постановления предполагает сертификацию каждого бриллианта, в том числе и массой менее 0,005 карат, что резко повысит стоимость мелких бриллиантов. Кроме того, определение массы отдельно взятого бриллианта размерно-весовых групп от 0,005 до 0,05 карат с погрешностью 0,01 карат должно быть согласно ГОСТ Р 52913-2008 не представляется возможным. В целом, доля неоправленных бриллиантов на розничном рынке еще больше сократится, а потребители неоправленных бриллиантов будут приобретать их за границей.
2.9. В преддверии вступления Российской Федерации в ВТО предлагаемые мероприятия по введению обязательного подтверждения соответствия приведут к еще большему снижению конкурентоспособности российских участников рынка драгоценных металлов и камней.
3. По итогам оценки регулирующего воздействия проекта постановления выявлены положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
4. В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта постановления, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности. Проект постановления направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско - Германскую внешнеторговую палату, а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России.
В рамках публичных консультаций представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности представлено пять позиций. Все полученные замечания учтены при подготовке настоящего заключения.
Справка о представленных позициях субъектов предпринимательской и иной деятельности, полученных в ходе проведения публичных консультаций по проекту постановления, прилагается.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
О.В. Фомичев |
[ Ювелирные Известия ]