Лучшие друзья не только девушек

Раздел: Ювелиры и компании
07 февраля 2012 г.

Вла­ди­мир Тес­лен­ко

Ши­ро­ка рус­ская ду­ша, осо­бен­но что ка­са­ет­ся ин­ве­сти­ций в юве­лир­ные укра­ше­ния. Еже­год­но в Рос­сии про­да­ет­ся 34 мил­ли­о­на зо­ло­тых из­де­лий, око­ло 50 мил­ли­о­нов се­реб­ря­ных и 1,3 мил­ли­о­на — с брил­ли­ан­та­ми. Об­щий объ­ем рын­ка оце­ни­ва­ет­ся в 200 мил­ли­ар­дов руб­лей в год, не­смот­ря на дав­ле­ние вы­со­ки­ми це­на­ми. При этом по­ку­па­тель стал бо­лее ка­при­зен и из­би­ра­те­лен.

В 2010–2011 го­дах ры­нок де­мон­стри­ро­вал плав­ный рост на 5-7 про­цен­тов в год в раз­ных сек­то­рах. Экс­пер­ты от­ме­ча­ют, что за­мет­но упал спрос на из­де­лия с круп­ны­ми брил­ли­ан­та­ми (от 1,00 ка­ра­та и вы­ше); сред­няя сум­ма че­ка на брил­ли­ан­то­вые из­де­лия со­став­ля­ет 20 ты­сяч руб­лей. При этом вы­рос спрос на лег­ко­вес­ное и пу­сто­те­лое зо­ло­то и се­реб­ро во всех ви­дах.

За по­след­ние ме­ся­цы рос­сий­ский юве­лир­ный ры­нок ис­пы­ты­вал дав­ле­ние в свя­зи с вы­со­ки­ми це­на­ми на зо­ло­то, се­реб­ро и брил­ли­ан­ты — ос­нов­ные сы­рье­вые ма­те­ри­а­лы для от­рас­ли. Прав­да, это ком­пен­си­ро­ва­лось по­вы­ше­ни­ем по­ку­па­тель­ской ак­тив­но­сти вслед­ствие на­кач­ки день­га­ми пред­при­я­тий Во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, а так­же по­вы­ше­ни­ем до­воль­ствия во­ен­но­слу­жа­щим в два ра­за. Те­ку­щий и от­ло­жен­ный спро­сы со­во­ку­пи­лись и да­ли рост в объ­е­мах про­даж.

Рос­сий­ская си­ту­а­ция по­ло­жи­тель­но от­ли­ча­ет­ся не толь­ко от стран За­пад­ной Ев­ро­пы, США и Япо­нии, где страш­ные эко­но­ми­че­ские про­бле­мы под­ры­ва­ют юве­лир­ный спрос, но и от стран БРИКС. Так, на­при­мер, на про­шед­шей в Ин­дии юве­лир­ной вы­став­ке IIJS Signature-2012 име­ли ме­сто весь­ма вя­лые опто­вые про­да­жи юве­лир­ных из­де­лий. И это не­смот­ря на то, что со­сто­я­ние юве­лир­но­го биз­не­са от­ра­жа­ет тот во­оду­шев­ля­ю­щий факт, что сег­мент сва­деб­ных укра­ше­ний в Ин­дии бу­дет в даль­ней­шем иг­рать зна­чи­тель­ную роль.

Рос­сий­ские юве­ли­ры удач­но из­влек­ли ряд уро­ков из двой­но­го па­де­ния по­ку­па­тель­ско­го спро­са 2008-2009 го­дов и из сло­жив­шей­ся си­ту­а­ции гло­ба­ли­зи­ро­ван­ной эко­но­ми­ки.

Во-пер­вых, круп­ные юве­лир­ные про­из­во­ди­те­ли от­ка­за­лись от ам­би­ци­оз­ных пла­нов вый­ти на за­ру­беж­ные рын­ки, и так пе­ре­на­сы­щен­ные раз­но­об­раз­ным юве­лир­ным то­ва­ром, за­ча­стую по дем­пин­го­вым це­нам. Экс­порт­ные пар­тии не­ве­ли­ки и но­сят те­сто­вый ха­рак­тер.

Во-вто­рых, юве­ли­ры опе­ра­тив­но сре­а­ги­ро­ва­ли на рез­кий рост ми­ро­вых цен на зо­ло­то, се­реб­ро и дра­го­цен­ные кам­ни. Под­стра­и­ва­ясь под ти­пич­ный чек в ма­га­зи­не, они ста­ли дей­ство­вать по прин­ци­пу "по­боль­ше во­ды и по­мень­ше за­вар­ки — это для те­бя!". То есть ста­ли ис­поль­зо­вать мень­ше зо­ло­та и до­ро­гих брил­ли­ан­тов и по­боль­ше се­реб­ра и по­лу­дра­го­цен­ных кам­ней.

В-тре­тьих, пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние ста­ли уде­лять юве­лир­но­му ди­зай­ну, ко­то­рый с со­вет­ских вре­мен от­ли­чал­ся при­ми­тив­но­стью и "ду­бо­во­стью". Посколь­ку боль­шин­ство юве­лир­ных ди­зай­нов не па­тен­ту­ют­ся и по­то­му не за­щи­ща­ют­ся ав­тор­ским пра­вом, рос­сий­ские юве­ли­ры не­при­нуж­ден­но и кре­а­тив­но ис­поль­зо­ва­ли чу­жие идеи и на­ход­ки без за­зре­ния со­ве­сти.

В-чет­вер­тых, "ю­ве­лир­ный тру­бо­про­вод", со­сто­я­щий из пя­ти зве­ньев (ди­зайн — про­из­вод­ство — опт — роз­ни­ца — вто­рич­ка), стал бо­лее дроб­ным и мел­ким, гиб­ким и силь­ным, как кро­ве­нос­ная си­сте­ма тре­ни­ро­ван­но­го спортс­ме­на.

На­ко­нец, юве­ли­ры по­вы­си­ли ра­бо­ту по раз­об­ла­че­нию под­де­лок и кон­тра­фак­та, что да­ло до­пол­ни­тель­ный плюс в гла­зах по­тре­би­те­лей, в том чис­ле в кон­тек­сте кон­ку­рен­ции с дру­ги­ми то­ва­ра­ми в по­тре­би­тель­ской ни­ше от 1 до 10 ты­сяч руб­лей (мо­биль­ни­ки, га­д­же­ты, мод­ная пар­фю­ме­рия, эро­ти­че­ское бе­лье).

Посколь­ку ряд юве­лир­ных пред­при­ни­ма­те­лей вы­шли из Во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са СССР, то со­вре­мен­ной юве­лир­ной от­рас­ли при­сущ здо­ро­вый ци­низм и осо­бый ма­те­ма­ти­че­ский и фи­зи­ко-хи­ми­че­ских шик. На­при­мер, вот как зву­чит опи­са­ние кур­са "Би­о­ни­ка в юве­лир­ных укра­ше­ни­ях": сту­ден­ты смо­гут изу­чить при­род­ные мак­ро — и мик­ро — струк­ту­ры, на­учить­ся ра­бо­тать с ана­ло­га­ми, по­про­бо­вать свои си­лы в гео­мет­ри­че­ской ком­би­на­то­ри­ке.

Во­и­сти­ну, ни­ка­кая стра­на не мо­жет за­щи­тить­ся от кри­зи­сов, воз­дей­ству­ю­щих на весь осталь­ной мир, и по­тре­би­те­ли в Рос­сии не смо­гут из­бе­жать рас­ту­щих цен. Од­на­ко ре­ин­ду­стри­а­ли­за­ция тя­же­лой про­мыш­лен­но­сти и ин­но­ва­ции в сель­ском хо­зяй­стве, а так­же бо­лее-ме­нее ре­аль­ные про­грам­мы по мо­дер­ни­за­ции Рос­сии да­ют ос­но­ва­ния юве­ли­рам с оп­ти­миз­мом смот­реть на бу­ду­щее оте­че­ствен­но­го "пре­крас­но­го" рын­ка.

 

[ bigness.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->