«Большое влияние на нас оказала ситуация на рынке драгоценных металлов. Цены на металлы в 2011 году менялись скачкообразно: начало года было отмечено их резким ростом, который сменился спадом в III квартале. Волатильность рынка была очень велика, однако, общая его конъюнктура оказалась благоприятной и способствовала успешной работе», – отметил генеральный директор ОАО «ЕЗ ОЦМ» Денис Боровков.
Основной индикатор результативности завода – добавленная стоимость (показатель, который фиксирует доход предприятия от основной деятельности без учета стоимости металлов), также показал рост. По словам Дениса Боровкова, несмотря на возрастающую конкуренцию на российском и международных рынках по основным товарным группам, план по добавленной стоимости в 2011 году был перевыполнен на 4,8%. Результат года в абсолютных цифрах составил порядка 317 миллионов рублей.
Положительные результаты, во многом были достигнуты благодаря действиям нового руководства ОАО «ЕЗ ОЦМ» и коммерческой службы, работавшими в тесном взаимодействии с техническим менеджментом предприятия. После тщательного анализа итогов продаж по всем товарным группам, были определены приоритетные направления развития, выработаны соответствующие стратегии. В частности, были выделены перспективные рынки сбыта, на которых завод будет увеличивать долю своего присутствия. Это рынок каталитических систем для производителей азотных минеральных удобрений, рынок стеклоплавильных устройств для производителей стекло - и базальтового волокна, а также рынок химических соединений, рынок проката и рынок аффинажных услуг.
«Особенностью этих направлений является перспектива роста за счет технологического рывка. Мы будем предлагать рынку новые, высокотехнологичные продукты с меньшим содержанием драгоценных металлов. Базой для такого рывка стала проводимая на предприятии технологическая модернизация. Если брать все эти стратегические направления, то по итогам 2011 года наиболее впечатляющих результатов ОАО «ЕЗ ОЦМ» достиг по направлению «Химические соединения»: объем продаж в натуральном выражении увеличился в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом. Что касается стеклоплавильных аппаратов для производства стекловолокна, прирост продаж в натуральном выражении составил 56% по сравнению с прошлым годом, а по фильерным питателям – порядка 23%», – рассказал Денис Боровков.
В то же время по такому стратегическому направлению продаж, как каталитические системы, ОАО «ЕЗ ОЦМ» закончил год с небольшим снижением – около 9% от уровня 2010 года. Основная причина снижения заключается в том, что рынок каталитических систем для азотной промышленности является высоконкурентным. Так, в России, помимо ОАО «ЕЗ ОЦМ», на нем работают еще два производителя – ОАО «Красцветмет» и НПК «Суперметалл», производящие продукцию того же качества и ведущие агрессивную политику на рынке. На Украине завод сталкивается с конкуренцией со стороны мировых лидеров рынка промышленных изделий из платиноидов – бельгийской компанией Umicore и английским производителем Johnson Matthey. Вместе с тем, результат, которого ОАО «ЕЗ ОЦМ» достигло здесь, является промежуточным. Ответом на высокую конкуренцию стало формирование отдельной стратегии продвижения по рынку каталитических систем на 2012-2013 гг. В рамках ее реализации ведется разработка облегченного пакета сеток по содержанию драгоценных металлов. Стоимость новой каталитической системы будет ниже (с учетом снижения веса изделия), чем у существующих продуктов, при сохранении потребительских качеств. Испытание пакета намечено на ближайшие месяцы.
Рассказал генеральный директор ОАО «ЕЗ ОЦМ» и о планах на 2012 год. По его словам, перед заводом стоят еще более амбициозные задачи: объем продаж продукции и услуг по добавленной стоимости должен составить 360 миллионов рублей. Эта цифра почти на 19% превышает план 2011 года.