Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов, отметивший в прошлом году 95-летний юбилей, завершил длившийся более трех лет переезд из центра Екатеринбурга на новую площадку в Верхней Пышме. В течение этого непростого периода конкурентам ОАО "ЕЗ ОЦМ" удалось усилить свои позиции в целом ряде сегментов российского рынка. О том, как предприятие собирается выходить на прежние показатели, а также о планах по освоению новых технологий и развитию исследовательской деятельности, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор ОАО "ЕЗ ОЦМ" Денис Боровков.
- Денис Анатольевич, какую чистую прибыль получил завод по итогам 2011 года? Как изменился этот показатель по сравнению с 2010 годом? С чем связано изменение?
- Показатель чистой прибыли по итогам прошедшего года еще уточняется. Но есть другой ключевой показатель, который для нас гораздо более важен, так как именно на его основе мы оцениваем эффективность работы предприятия по году. Это объем добавленной стоимости (показатель фиксирует доход от основной деятельности без учета стоимости металлов). В 2011 году он составил порядка 317 миллиона рублей, план по добавленной стоимости был перевыполнен на 4,8%.
- Ранее вы заявляли, что предприятие в 2011 году намерено увеличить объемы производства на 20-30% по сравнению с 2010 годом. Удалось ли реализовать эти планы?
- По ряду позиций нам удалось эти планы перевыполнить: по стеклоплавильному производству, по химическим соединениям – в 2,5 раза. По прокату большой рост. Но есть и те позиции, по которым у нас произошло снижение по сравнению с 2010 годом. В частности, речь идет о каталитических системах. Дело в том, что у нас обострилась конкуренция с выходом на рынок еще крупного игрока – "Красцветмета" (Красноярский завод цветных металлов имени Гулидова). В целом, конкуренция на рынке достаточно жесткая, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы продвигать свои НИОКР. Задача на этот год – вернуть позиции, которые у нас были в предыдущие периоды, когда мы были одним из лидеров данного рынка.
- Какие еще предприятия вы считаете основными конкурентами?
- Если говорить, например, про каталитические системы, то это НПК "Суперметалл" - они и конкуренты, и партнеры в одном лице. И с "Красцветметом" мы тоже оказываем друг другу различные услуги. Сейчас, к примеру, мы у них заказываем переработку, но по рынку каталитических систем конкурируем.
- Существует ли у вас конкретный долгосрочный план, который помог бы вам вернуть лидерские позиции на рынке?
- В 2011 году мы приняли пятилетний план развития. В нем четко определено, какие доли рынка мы должны занять в каждом сегменте до 2016 года, насколько должен увеличиться показатель добавленной стоимости. Конечно, многое будет зависеть от макроэкономической ситуации. В основе плана лежит технологическое развитие компании, реализация проектов, связанных с модернизацией производства, техническим перевооружением. Кроме того, мы намерены заняться еще и научными исследованиями. Мы планируем создать компанию с прицелом на "Сколково", зарегистрировать ее в этом году.
- На предприятии уже создана база для научных исследований?
- Компания создается, конечно, не в чистом поле. База уже есть – это те люди, которые у нас работают. Кроме того мы планируем привлечь более молодые научные кадры, создать команду. Направление работы мы уже для себя обозначили, сейчас начался отбор: просмотр резюме и поиск кандидатов на новые места.
Мы создаем компанию, рассчитывая получать софинансирование из фонда "Сколково". Уже полгода изучаем опыт наших коллег из холдинга (группа "Ренова", частью которой является ЕЗ ОЦМ), которые уже получали гранты, создаем команду, которая будет этими вопросами заниматься. Процесс регистрации компании – это не так сложно. Сложнее дальше: мы должны понимать, куда, почему, и на что мы можем претендовать по тем грантам по тем кластерам, программам, блокам, которые есть сейчас.
- По какому из направлений деятельности завода будут вестись научные разработки?
- Во-первых, это каталитические системы. Мы намерены добиться снижения веса драгметаллов в изделиях с сохранением потребительских качеств товара. Это будет для заказчика менее затратно, если учитывать, что драгметалл – это основной актив. Кроме того, мы освоили новую технологию – хлорид родия (технология производства солей родия). Как раз сейчас в Италии тестируется образец, и мы рассчитываем получить годовой контакт на поставки хлорида родия в эту страну. В целом, уже лабораторные пробы показывают, что мы на правильном пути, и у нас получается достаточно уникальный продукт. Поэтому, я думаю, спрос на него будет во второй половине этого года.
- Насколько затратно осуществление научных разработок?
- Наука никогда не была дешевой. Но без вложений в науку завтра вы будете неконкурентоспособны на рынке. Во многих производствах, не связанных с фармацевтикой, доля затрат на НИОКР должна быть порядка 2-3% от выручки. Сегодня у нас это несколько меньшая сумма. Мы хотим по этому году выйти на 1% по финансированию именно исследовательской, научной работы и опытных разработок – это порядка 1 миллиона долларов.
- Когда вы планируете начать направлять на НИОКР все необходимые средства?
- Фактически, года через три с учетом той базы, что мы наработаем. То есть, я думаю, мы в 2014-2015 году должны выйти на нормальные западные стандарты финансирования науки.
- Вы упомянули контракт с Италией, который рассчитываете получить. На какие еще рынки вы планируете выйти?
- В наших партнерах в настоящее время компании из Германии, Чехии, Украины, Белоруссии, Казахстана. Мы будем участвовать в выставке, которая пройдет в Китае, будем пытаться открывать для себя рынки Азии через Китай. Смотрим на Ближний Восток: наш представитель будет членом делегации, которая посетит Иран. Следующий этап - мы хотим упрочить свои позиции на Украине как одном из самых крупных рынков. Также мы смотрим на Узбекистан, где мы сейчас мало представлены, но потенциал рынка там достаточно интересный, дальше – Туркменистан, Азербайджан.
- Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов в 2011 году направил на модернизацию оборудования 300 миллионов рублей. На 2012 год запланировано только 150 миллионов рублей. С чем связано снижение объемов финансирования модернизации в два раза? Какие планы существуют по вложению в модернизацию оборудования на следующие годы?
- Деньги всегда любят счет. Мы просчитали тот проект по модернизации, который у нас был, на данную сумму. Текущий основной бизнес, таким образом, мы считаем, будет выведен у нас на неплохой уровень. К концу этого года мы должны сформировать или актуализировать наши стратегические планы. И будем концентрироваться на глобальных проектах - это уже отдельные бизнес-планы, проектное финансирование.
Например, мы будем смотреть на проекты, связанные с переработкой отходов. Мы, фактически, публично везде заявляем, что сегодня в России, к сожалению, очень плохо развит рисайклинг (переработка отходов для вторичного использования) – то, что в мире достаточно хорошо освоено. Акционерами компании поставлена задача активизироваться в данном направлении. Я рассчитываю, что уже до конца года мы сможем предоставить для рассмотрения совету директоров проект по переработке отходов с низким содержанием драгоценных металлов.
- Какую задачу вы ставите по увеличению объема производства до конца 2012 года?
- На 2012 год у нас задача прирасти на 25%. Это соответствует той пятилетней стратегии, которую мы приняли. Пока нет предпосылок для того, чтобы что-то менять. Год только начался, и первый-второй кварталы покажут, насколько мы активны и эффективны в выполнении данного плана.
- Насколько вы намерены увеличить объемы производства ко времени завершения выполнения пятилетнего плана?
- У нас сейчас мощности загружены не до конца. Если все пойдет нормально, то в сравнении с 2010 годом хотелось удвоить объем выпускаемой продукции. Во многом это будет зависеть опять же от потенциала российского рынка. Смотрим также на европейские рынки. С вступления в ВТО нам будет необходимо конкурировать на глобальном рынке. Уверен, что многие западные компании придут на наш рынок. Поэтому перед нами стоит задача получить более современные, более эффективные технологии и успеть внедрить эти технологии здесь, возможно, в альянсе со стратегическим партнером, для того, чтобы волна не смыла нас с рынка.
- На какую мощность загружено предприятие в настоящее время?
- По разным направлениям разная загрузка. Аффинаж загружен менее чем на половину из тех возможностей, которые есть. Тут и объективные, и субъективные причины. Основная добыча ведется не в нашем регионе, и транспортные расходы достаточно велики. Но и уровень технологий у нас не самый высокий. Мы были первым аффинажным заводом, с тех пор предприятие, конечно же, неоднократно модернизировалось, но рынок развивается, конкуренция усиливается, технологии совершенствуются. Это создает необходимость постоянного поиска все более эффективных методов аффинажа. Есть примеры предприятий и в ЮАР и в Америке – там производят аффинаж даже не методом хлорирования. Поэтому мы будем смотреть на шаг вперед, а не идти по пути тех лидеров, которые сегодня есть на рынке. Мы должны задать себе более высокую планку, чтобы через 20-30 лет иметь определенные преимущества.
- На многих производствах предприятия в настоящее время задействован ручной труд. Есть ли возможность механизировать какие-то процессы?
- Есть направления, где нужно уходить от ручного труда – это известные повторяющиеся процессы. Мы ищем способы снижения влияния человеческого фактора. Но, допустим, на рынке стеклоплавильных производств такой подход пока невозможен. Там доля ручного труда пока достаточно велика. Полностью от него не уйти.
- Сколько сейчас человек работают на заводе? И как эта цифра будет меняться по мере реализации ваших планов, в частности, по НИОКР?
- На заводе работают 440 человек. И в части лаборатории, и в части производства эта цифра должна увеличиться. Остается вопрос ремонтных служб. У нас прибавляется хозяйство, но не хотелось бы увеличивать количество вспомогательных рабочих мест. Мы будем смотреть на более устойчивые и более наукоемкие технологии.