Минфин подготовил проект постановления правительства, изменяющий аналогичный документ N372 от 5 апреля 1999 года "О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них". Минфин предлагает ввести обязательную сертификацию для бриллиантов, не оправленных в изделия,– по мнению министерства, это поможет обеспечить права потребителей, поскольку обыкновенный покупатель не способен оценить реальную стоимость драгоценного камня и даже его подлинность. Сейчас сертификация драгоценных камней добровольная – это обстоятельство, по мнению Минфина, создает условия для обмана покупателей. Кроме того, Минфин предлагает ввести обязательную оценку соответствия и для драгоценных металлов, получаемых в результате аффинажа (очистки от примесей), а также для сплавов драгоценных металлов. Сейчас такое подтверждение также является добровольным.
Финансовое ведомство констатирует, что аффинажные драгметаллы "являются основой для производства продукции, используемой... во всех отраслях экономики" и поэтому должны производиться в соответствии с едиными обязательными требованиями. Производители же сплавов должны гарантировать, что содержание в этих сплавах кадмия, цинка, свинца и других тяжелых металлов, представляющих угрозу здоровью потребителей, соответствует существующим стандартам. При этом, поскольку для обязательной сертификации необходимы соответствующие техрегламенты, Минфин предлагает их разработать – подготовку документов "О требованиях к бриллиантам, изготовленным из природных алмазов", "О требованиях к продукции из аффинированных металлов (золото, серебро, платина, металлы платиновой группы)", а также "О безопасности ювелирных сплавов на основе благородных металлов" ведомство оценило в 7,5 млн руб. До этого бриллианты предлагается оценивать по специальному ГОСТ Р 52913-2008, а в прочих случаях – использовать национальные требования.
Вчера инициатива Минфина получила резко отрицательное заключение в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия в Минэкономики. Ведомство констатирует: для разработки техрегламентов в этой сфере "основания в национальном законодательстве отсутствуют" – это сфера полномочий Таможенного союза. Более того, закрепление обязательной сертификации бриллиантов и драгметаллов в постановлении правительства противоречит ФЗ "О техническом регулировании", так как "необоснованно расширяет" его применение: обязательная сертификация является лишь одним из многих вариантов подтверждения соответствия. Безопасность же ювелирных сплавов уже осуществляется пробирной палатой и не вызывает нареканий. "Попытка обязать аффинажные заводы подготавливать декларации о соответствии в отсутствие техрегламентов... противоречит действующему законодательству",– констатирует Минэкономики. Принятие обязательного подтверждения соответствия в отношении всей продукции из драгоценных металлов приведет к дополнительным расходам бизнеса. Так, Минэкономики отмечает, что по действующему законодательству "оплата работ по регистрации декларации о соответствии осуществляется изготовителем в двукратном размере минимальной месячной заработной платы" (9222 руб.) – в случае если декларирование на соответствие будет осуществляться в отношении каждой партии "ювелирки", издержки производителей будут "весьма значительны".
Сертификация же уже "является обязательной для бриллиантов и изумрудов в случае продажи неоправленных ограненных камней в розничной сети" – по постановлению Белого дома N55 от от 19 января 1998 года. Принятие проекта Минфина создаст противоречие в законодательстве, так как неожиданно выводит изумруды из-под обязательной сертификации. Подтверждение же соответствия, которое по планам Минфина должно производиться согласно разделу 5 ГОСТ Р 52913-2008, также скорее создаст проблемы, чем решит их. "Определение всех указанных в разделе 5 ГОСТ Р 52913-2008 параметров – трудоемкий и затратный по времени процесс",– отмечается в заключении об ОРВ: для мелких бриллиантов он экономически нецелесообразен. Более того, ГОСТ Р 52913 требует определения массы бриллиантов с точностью до 0,01 карата, что для камней массой 0,005 карата представляет собой неразрешимую задачу.
Последним же аргументом в споре стало скорое присоединение РФ к ВТО: с учетом этого инициатива Минфина приведет "к еще большему снижению конкурентоспособности российских участников рынка драгоценных металлов и камней", предупреждает Минэкономики.