«Ассоциация «Гильдия ювелиров России» направила опубликованный проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 № 372» на экспертизу во Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации ВНИИС.
Полученное Экспертное Заключение подтверждает наше мнение о том, что опубликованный проект Постановления противоречит Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в республике Беларусь, республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года и применение обязательного подтверждения соответствия драгоценных металлов и драгоценных камней нецелесообразно.»
Генеральному директору
Ассоциации «Гильдия ювелиров России»
В.И.Моспану
1275 21 г.Москва, ул.Веткина, д.4
В соответствии с договором №10-2012/101 направляю Вам подготовленное институтом экспертное заключение на проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. №372».
Первый заместитель Генерального директора
И.И.Чайка
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор ОАО ВНИИС
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. №372»
Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. №372» (далее - проект постановления) предусматривает внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них» в целях реализации Федерального закона от 19 июля 2011г. № 248- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».
Проектом постановления предусматривается утвердить прилагаемые перечни драгоценных камней, подлежащих обязательной сертификации, и драгоценных металлов и продукции из них, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, а также поручение Минфину России обеспечить разработку технических регламентов на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них.
Экспертиза проводилась с учетом новых условий, связанных с действующими нормативными правовыми документами Таможенного союза, а также с учетом целесообразности обязательного подтверждения соответствия таких специфических видов продукции, вместо других форм оценки соответствия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В результате проведенной экспертизы установлено следующее.
1. Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. введены определенные ограничения сферы национального законодательства государств-членов Таможенного союза в области технического регулирования.Стороны не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
Таким образом, условием применения в Российской Федерации обязательных требований к продукции и, следовательно, осуществления обязательного подтверждения соответствия является наличие такой продукции в едином перечне.
Этот вывод справедлив также исходя из нормы статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании», согласно которой если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Учитывая, что указанное Соглашение ратифицировано в Российской Федерации в установленном порядке, его положения рассматриваются в статусе международного договора.
2. Проектом постановления предусмотрена разработка технических регламентов на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них. Однако статьей 4 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. установлено, что «технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень...», при этом разработка национальных технических регламентов в государствах-членах Таможенного союза прекращена. Единый перечень, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011г. не содержит такой продукции, как драгоценные металлы, драгоценные камни и продукция из них.
Таким образом, нет правовых оснований для установления обязательных требований в отношении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, и разработки соответствующих технических регламентов.
3. Вызывает сомнение в принципе целесообразность применения для оценки соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них обязательного подтверждения соответствия.
Хотя статьей 4 Федерального закона «О техническом регулировании» и Соглашением в качестве одной из целей технических регламентов определено предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей), однако по смыслу нормативных правовых актов в сфере технического регулирования и по содержанию принятых технических регламентов, можно заключить, что указанная цель должна быть связана с главным назначением технических регламентов - обеспечением безопасности. То есть, действия, вводящие в заблуждение приобретателей (потребителей) - это действия, способные нанести вред жизни и (или) здоровью человека, имуществу, окружающей среде, жизни и (или) здоровью животных и растений.
Вряд ли такое влияние в полной мере можно отнести к драгоценным металлам и драгоценным камням, для которых главными потребительскими свойствами являются дизайн, соответствие заявленному наименованию и другим признакам, определяющие ценность такой продукции, но не ее безопасность для жизни и здоровья человека.
Для оценки соответствия таких потребительских свойств в наибольшей степени подходит добровольная сертификация, положительные результаты которой могут применяться для отечественных и зарубежных потребителей при выборе приобретаемых драгоценных камней, изделий из них и из драгоценных металлов.
При этом проблема борьбы с фальсификацией такой продукции, по нашему мнению, должна решаться в рамках государственного контроля (надзора), предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации.
Выводы
И.З. Аронов
Вед. научный сотрудник, кандидат технических наук
А.Л. Теркель
[ Ювелирные Известия ]