Кубачи… Одного этого слова достаточно, чтобы пробудить в сознании прекрасные образцы изделий из золота и серебра, удивительные ювелирные украшения и посуду, расписанные тончайшими узорами.
С раннего детства кубачинцы-свидетели рождения прекрасных творений. Дети наблюдают за творческим процессом, делают первые робкие шаги на пути, проложенном предками еще тысячи лет назад. Герой нашего рассказа Ильяс Гаджиламамаев так же, как и многие его односельчане, начинал свой профессиональный путь в мастерской отца, где учился азам кубачинского мастерства.
Уже в свои 15 лет он работал в кубачинской художественной артели «Художник», где помогал отцу и старшим братьям. Затем совершенствовал способности, будучи учеником известного мастера Гаджибахмуда Магомедова. С 1957 года, когда Ильясу было 20 лет, он самостоятельно выполнял работу гравировщика. Свою творческую деятельность тогда он совмещал с работой в школе учителем труда, где передавал школьникам секреты монтировки и гравировки.
В Кубачах мастер гравировки считается центральной фигурой художественного производства. Ильяс Гаджиламамаев сам разрабатывал форму изделия, его орнамент, делал гравировку, особенность которой заключается в плотном орнаменте. При создании его мастер применяет различную технику гравировки, чернение и золочение. В своей работе И. Гаджиламамаев сочетает традиционные и современные приемы гравировки, восстанавливает и забытые приемы нанесения эмали.
В жизни Ильяса Гаджиламамаева две большие привязанности. Помимо дела предков он испытывал тягу к филологии. Окончил филфак ДГУ, какое–то время даже работал на факультете, всерьез занимался наукой, планировал защитить кандидатскую диссертацию. Но любовь к народным промыслам переборола в нем филолога. В свободное время он неустанно продолжал совершенствовать свое мастерство. Кровь истинного кубачинца не давала покоя, и вместо книг он снова и снова склонял голову над мельчайшими узорами, в которые вкладывал всю свою душу, делился с изделиями радостью и печалью. Каждый завиток, каждый сантиметр его работ – это фейерверк чувств и ощущений.
От двух месяцев до полугода проходит с момента зарождения идеи до появления на свет готового предмета. За это время изделие как бы становится частицей самого автора, оно вбирает в себя его энергетику. Из простого, неприглядного куска металла он создавал предметы, которые радовали глаз и поражали воображение.
У Ильяса Гаджиламамаева нет художественного образования, но его вполне можно назвать аристократом народных промыслов, академиком кубачинского искусства. Свои университеты он прошел еще в раннем детстве, а традиции предков стали для него своеобразной хрестоматией.
Талантливый мастер, имеющий высшее филологическое образование, привлек внимание творческой интеллигенции, и в январе 1979 года кубачинца пригласили работать в Министерство местной промышленности Дагестана. Там он работал главным художником - начальником отдела народных промыслов почти 20 лет, вплоть до выхода на пенсию. Такая работа дала возможность ему объездить все промысловые центры Дагестана. В этой должности Ильяс Гаджиламамаев проводил художественные советы, собирал мастеров, проверял качество, изучал ассортимент художественных изделий, разрабатывал методику повышения качества работы. Таким образом, он неустанно руководил художественной и творческой работой в республике.
Активная работа в министерстве способствовала и саморазвитию Ильяса Гаджиламамаева. Встречаясь с лучшими мастерами, беседуя, изучая их творчество, он заметно повысил свой профессиональный уровень. Помимо этого он получал и новые для себя знания, к примеру, в деталях изучил ковровое производство.
В напряженном графике он всегда находил время для любимого дела, и его работы становились более совершенными. Качество его ювелирных украшений и прочих изделий вышло на новый уровень, он разработал собственный стиль. Его работы участвовали в выставках межрегионального и международного масштаба, среди них: «Дни СССР в Софии» (1984 год), международная выставка «Художественно-прикладное искусство Дагестана» (Загреб, Югославия, 1981 год), «Советский Юг–79», «Советский Юг–84», «7-я Всероссийская» (1985 г.). И. Гаджиламамаев был организатором и участником международной выставки–ярмарки в городе Измире (Турция, 1987 год).
Много лет Ильяс Гаджиламамаев является членом Союза художников Дагестана. Его работы хранятся в Дагестанском государственном музее изобразительных искусств, в московских музеях, в частных коллекциях по всей России. Пояса, браслеты, кинжалы, вазы, чаши в исполнении дагестанского мастера вызывали восхищение и изумление ценителей в стране и во всем мире.
В 1991 году за изготовление высококачественной продукции художественных промыслов ему было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств ДАССР».
Всей своей жизнью Ильяс Гаджиламамаев служил развитию народного творчества, сейчас он реже изготавливает кубачинские изделия, но по-прежнему старается всеми средствами пропагандировать народные промыслы и надеется, что традиции, складывавшиеся тысячелетиями, не будут забыты молодежью в условиях современной жизни. Мастер говорит о важности обучения молодежи народным промыслам, которые могут стать главным звеном, соединяющим прошлое и будущее…