По данным, полученным исследовательским холдингом «Ромир» в ходе всероссийского опроса в конце ноября 2011 года, 33% россиян отказались от крупных покупок, запланированных на осень 2011 г. В целом по стране наблюдается достаточно высокий уровень потребительского беспокойства и неуверенности.
У 23% респондентов крупных покупок не было даже в планах. 20% затруднились ответить на вопрос. Еще 24% не пришлось отказываться ни от каких запланированных покупок.
От каких покупок отказались россияне?
Игорь Березин, ведущий консультант Холдинга Ромир:
- Общий вывод, который можно сделать на основе представленных данных: россияне в конце ноября 2011 года были настроены весьма неоптимистично относительно приобретения товаров длительного пользования. И если эти настроения не переменятся и начнут оказывать заметное влияние на реальное поведение потребителей на рынках товаров длительного пользования, как это было три года назад, то эти рынки уже в первом полугодии 2012 года ждут нелегкие времена. В этих условиях экономическим властям стоило бы озаботиться не только тем, чтобы удержать объективные показатели: курс валюты, экономический рост, рост номинальных доходов, занятость, инфляцию в области положительных значений, что, конечно очень важно. Но и о том, чтобы погасить нарастающую волну потребительского беспокойства, тревоги и неуверенности.