Уважаемые коллеги!
Предлагаем Вашему вниманию проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 года № 372», подготовленный Минфином России.(документ на 31 л.)
Источник: Министерство экономического развития Российской Федерации
Генеральный директор Ассоциации – Моспан В.И.
1. Конечными потребителями ограненных драгоценных камней, как закрепленных в изделиях, так и реализуемых в розничной торговле в незакрепленном виде, в основном являются физические лица.
Каждый ограненный драгоценный камень обладает индивидуальными характеристиками (видом огранки, размерно-весовой подгруппой и качественными характеристиками (группой цвета, группой чистоты).
Физические лица - потребители ювелирных изделий, изготовленных с применением бриллиантов, а также незакрепленных драгоценных камней, не обладают профессиональными навыками, позволяющими определять характеристики ограненных драгоценных камней.
Вместе с тем, в зависимости от указанных характеристик формируется цена, как на ограненный драгоценный камень, так и на изделие в целом.
Введение обязательной сертификации на ограненные драгоценные камни, не оправленные в изделия, позволит предупреждать действия, вводящие в заблуждение потребителей в случае их реализации физическим лицам в розничной торговле.
В настоящее время в Российской Федерации документом, устанавливающим классификацию бриллиантов, их характеристики, требования к параметрам огранки, определение обозначения и индексации бриллиантов является национальный стандарт ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования», который в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» является документом добровольного многократного использования.
На ограненные изумруды, рубины, сапфиры, александриты в настоящее время существуют только стандарты организации, разработанные Гохраном России и используемые им для собственных нужд.
В связи с чем, в настоящее время введение обязательной сертификации возможно только в отношении бриллиантов.
Предлагается ввести обязательную сертификацию в отношении бриллиантов, не оправленные в изделия, в случае их реализации физическим лицам в розничной торговле.
В связи с изложенным, до разработки соответствующего технического регламента для обязательной сертификации бриллиантов возможно использовать национальный стандарт ГОСТ Р 52913-2008 на бриллианты в части раздела 5 «Технические требования», содержащего требования к огранке, массе, цвету и чистоте бриллианта.
2. Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее - Федеральный закон № 41-ФЗ) аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до соответствия их обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»),
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) документом, устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования непосредственно к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее производства, хранения, является технический регламент.
В соответствии с пунктом 3 статьи Федерального закона № 184-ФЗ технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия, при этом, оценка соответствия проводится, в том числе в формах государственного контроля (надзора), подтверждения соответствия.
В настоящее время отсутствуют технические регламенты на аффинированные драгоценные металлы, а также на технические процессы их производства.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 41-ФЗ добытые и произведенные драгоценные металлы после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Таким образом, только драгоценные металлы, прошедшие процедуру аффинажа, являются единственной исходной основой для производства продукции, используемой практически во всех отраслях экономики.
Одновременно, аффинированные драгоценные металлы являются неотъемлемой частью золотовалютных резервов Российской Федерации, используются в качестве страхового и резервного фондов, являются финансовым активом, а также служат предметом инвестирования денежных средств.
Такое назначение аффинированных драгоценных металлов требует, чтобы указанные металлы производились исключительно в соответствии с едиными обязательными для исполнения требованиями.
В настоящее время аффинажные организации осуществляют производство аффинированных драгоценных металлов на основе государственных стандартов, которые в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ, являются документами добровольного многократного использования, в которых устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства.
Таким образом, до принятия технических регламентов на аффинированные драгоценные металлы в целях исполнения обязательных требований, предъявляемых к аффинированным драгоценным металлам, необходимо нормативное правовое закрепление обязательных требований, содержащихся в государственных стандартах.
Производство аффинированных драгоценных металлов, соответствующих единым обязательным требованиям, позволяет обеспечить защиту государственного имущества, имущества физических или юридических лиц, а также предупреждать действия, вводящие в заблуждение приобретателей и потребителей.
Статьей 14 Федерального закона № 41-ФЗ предусматривается, что до вступления в силу технических регламентов перечень драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, определяется Правительством Российской Федерации.
Основываясь на требованиях к аффинированным металлам, установленных статьей 1 Федерального закона № 41-ФЗ, до разработки технического регламента на аффинированные драгоценные металлы, в перечень драгоценных металлов и продукции из них, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, должны быть включены все виды продукции из аффинированных драгоценных металлов (стандартные и мерные слитки, прокат, порошки).
Согласно статье 20 Федерального закона № 184 обязательное подтверждение соответствия осуществляется в следующих формах: принятие декларации о соответствии или обязательная сертификация.
Статьей 25 Федерального закона № 184-ФЗ установлено, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Данная форма обязательного подтверждения соответствия предполагает обращение аффинажной организации в орган по сертификации, при этом работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» декларирование соответствия осуществляется на основании собственных доказательств или на основании собственных доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Учитывая, что выпускаемая аффинажными организациями продукция сопровождается паспортами, сертификатами химического состава, подтверждающими соответствие продукции государственным, отраслевым стандартам, техническим условиям, международным стандартам, а также, что все аффинажные организации имеют аккредитованные испытательные лаборатории, позволяющие самостоятельно сформировать доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции, представляется целесообразным аффинажным организациям осуществлять обязательное подтверждение соответствия продукции из аффинированных металлов в форме принятии декларации о соответствии на основании собственных доказательств.
В отсутствии технического регламента на аффинированные драгоценные металлы декларирование соответствия будет осуществляться аффинажными организациями на соответствие продукции из аффинированных драгоценных металлов обязательным требованиям, установленным государственными, межгосударственными, международными стандартами.
В дальнейшем во исполнение требований статьи 14 Федерального закона № 41-ФЗ необходима разработка 3 технических регламентов (на золото, серебро, платину и металлы платиновой группы), устанавливающих обязательные требования к продукции из аффинированных драгоценных металлов и связанным с требованиями к указанной продукции процессам производства.
3. В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции техническим регламентам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, потребителей.
В связи с чем, в вышеуказанных целях предлагается ввести обязательное подтверждение соответствия на сплавы на основе благородных (драгоценных) металлов в форме принятия декларации.
В отсутствии технического регламента на сплавы на основе благородных (драгоценных) металлов декларирование соответствия будет осуществляться производителями сплавов на основе благородных (драгоценных) металлов на их соответствие обязательным требованиям, установленным государственными, межгосударственными, международными стандартами, в части предельного допустимого содержания в указанных сплавах кадмия, цинка, свинца и других тяжелых металлов.