Звездой дискуссий на конференции Американского геммологического института (GIA) стал Стив Форбс (Steve Forbes) – председатель совета директоров Forbes Communications Group и главный редактор журнала Forbes. Послушать его речь – уже сам по себе ценный опыт, и не только потому что Форб блестящий, исключительно талантливый оратор, но и потому что у него всегда есть интересные идеи и ноу-хау.
В своем выступлении Форбс затронул экономику предпринимательской деятельности, а также тему роста американского рынка, коснувшись отрасли бриллиантов и ювелирных изделий. Отвечая на один из вопросов, он обратил внимание на то, что иногда люди покупают золото, серебро и бриллианты вовсе не с целью вложить деньги, а, скорее, из соображений безопасности, особенно в периоды экономической или политической нестабильности, чувствуя, что им нужен какой-то якорь, который спасет их от экономических потрясений.
Форбс также высказался и на тему конфликтных алмазов. По его мнению, нужно искать способы, которые действительно дадут положительный эффект, а политика бойкота не только ничего не решает, но и наносит экономический вред африканским странам и другим государствам мира.
Нет доверия
Особый интерес представляло выступление одного из старших менеджеров отдела по работе с клиентами компании Gallup Кена Рояла (Ken Royal). Он рассказал о проведенном его компанией опросе общественного мнения с целью выяснить, какие профессии заслуживают наибольшего доверия в глазах потребителей.
Обнаружилось, что максимальным доверием пользуются пожарные. Их уровень доверия – 90 %. Безусловно, они выросли в глазах американцев после событий 11 сентября 2001 года. Следом за пожарными идут медсестры и военные. А вот ювелирам, как, впрочем, и юристам доверяет только 20 % потребителей. Они практически замыкают список – ниже только ремонтники и лоббисты.
Такой низкий уровень доверия американских потребителей по отношению к ювелирам говорит о необходимости его повышать. На конференции была представлена соответствующая модель в виде пирамиды, в основе которой лежит повышение доверия потребителя непосредственно к тому, кто продает ему свой товар. Следующий уровень – положительное ощущение от покупки, т.е. чувство того, что приобретенный товар хорош и стоит потраченных на него денег. Следующий уровень – престижность товара, т.е. положительный отклик окружающих, полученный после его приобретения. И верхний уровень – желание приобрести товар, основанное на предыдущих положительных ощущениях от покупок. Если правильно выстраивать все эти уровни, происходит стимулирование будущих продаж.
По информации Кена Рояла, в начале 2011 года индекс потребительского доверия вышел на положительное значение. После ликвидации Бен-Ладена он вырос еще больше. Есть надежда, что этот индекс говорит о возврате американских потребителей в ювелирные магазины и о вернувшемся к обеспеченным людям желании покупать ювелирные изделия.
И все же главной темой обсуждений, которую поднял Форбс, стал вопрос о доверии потребителей. Очень важно, что она была затронута человеком, с одной стороны, не имеющим отношения к алмазной промышленности, а с другой – представляющим американский рынок – крупнейший потребительский рынок мира.
Доверие есть
Вице-президент по розничной торговле компании Van Cleef & Arpels Николас Лаксинджер (Nicolas Luchsinger) тоже считает вопрос доверия потребителей одним из самых важных. Он рассказал об одном клиенте, который заказал ювелирное изделие в марте 2010 года. Процесс его изготовления оказался настолько сложным, что клиент получил украшение только в марте 2011 года. Столь долгий период ожидания говорит об очень высоком уровне доверия заказчика своему ювелиру. Конечно, не стоит забывать, что речь идет о ювелирном доме с давней историей, однако это ничуть не умаляет важности доверия потребителя на протяжении всей цепочки движения бриллиантов от производителя к покупателю. И это в одинаковой мере касается всех потребителей от конечных до промежуточных, будь то покупатели бриллиантов, производители ювелирных изделий или розничные торговцы украшениями.
Лаксинджер поделился с присутствовавшими преимуществами избранного компанией способа борьбы с глобальным финансовым кризисом. Вместо того чтобы воспринимать кризис как период падения продаж, компания сконцентрировалась на новой маркетинговой политике. Например, стала приглашать клиентов на недельный тур в Париж. Помимо культурной программы клиентам предлагалась возможность приобрести украшения. В результате такого гибкого подхода к продажам они выросли несмотря на общемировой спад потребления.