По его словам, КР в год производит в среднем 18 тонн золота. «Из всего объема производимого в мире золота 70 процентов уходят в ювелирный сектор, 18 процентов - на инвестирование и лишь 13 процентов - на другие сектора. У КР статус золотодобывающей страны, но при этом доля внутренней переработки - 3 процента, в то время как в Турции, Индии и Италии этот показатель достигает 98 процентов, несмотря на то, что они производят мало золота. Это связано с тем, что в этих странах нет жесткого государственного контроля, а внедрены рыночные механизмы самоконтроля производителями», - сказал Учкунбек Ташбаев.
Он отметил, что в министерстве изучили действующее законодательство и встретились с ювелирами, которые выказали недовольство апробацией и клеймением ювелирных изделий. «Отечественные ювелирные компании тратят много денег и времени на апробирование ювелирных изделий. В 2003 году отменили обязательную апробацию для ювелирных изделий, идущих на экспорт. До отмены апробации экспорт ювелирных изделий составлял 16-17 килограммов в год, а после достиг 600 килограммов. Это стало основанием для выхода «из тени». Кроме того, наше клеймение не признается лабораториями за рубежом, что ведет к дополнительным расходам наших производителей. Нужно разъяснить, что такое «клеймо», «клеймение» и «апробация», избавить от них отечественных экспортеров ювелирных изделий и разрешить частным лабораториям проводить апробацию и клеймение, выступив альтернативой государству. Такая система уже существует в России», - добавил министр.
Председатель комитета Азамат Арапбаев отметил, что отдельные члены правительства возражают по законопроекту. «В частности, статс-секретарь Министерства финансов отправил возражение, в котором говорится, что в России нет положения, позволяющего частным лабораториям проводить апробацию. Поступило письмо от главы Госслужбы финансовой разведки, в котором говорится, что законопроект станет условием для развития контрабанды и отмывания доходов», - подчеркнул депутат.
Учкунбек Ташбаев пообещал разобраться с тем, «почему отдельные члены правительства ведут политику вразрез с политикой премьер-министра». «Этот законопроект направлен на улучшение условий работы отечественных ювелиров и поможет создать за несколько лет около 10 тысяч рабочих мест», - пояснил он.
Глава Ассоциации ювелиров Чынгыз Макешев подчеркнул, что государство не может одной рукой клеймить ювелирные изделия, а другой контролировать качество. «Здесь возникает конфликт интересов. Сами ювелиры готовы открыть пару лабораторий», - сказал он.
Ряд народных избранников согласился с тем, что право передачи апробации частным лабораториям может стать условием развития контрабанды и ухудшения качества ювелирных изделий. «Может быть, предлагаемые поправки нужны и полезны, но законопроект требует доработки», - добавил Азамат Арапбаев.
По итогам обсуждения законопроект поправок в закон о драгоценных металлах и камнях отправлен на доработку.