Член Всемирного алмазного совета, один из основателей Кимберлийского процесса, успешный бизнесмен, известный ювелирный бренд, император бриллиантов, придворный ювелир певицы Мадонны. Все это имеет одно название - маэстро Роберто Коин (Roberto Coin).
В ранней стадии своей деятельности, Роберто имел успешный гостиничный бизнес, но спустя 33 года решил поменять род занятий и войти в мир моды. Он получил знания ювелирного искусства у великих мастеров.
Сначала, в 1977 году, в Виченце была открыта фабрика по производству ювелирных изделий для престижных ювелирных брендов. И только в 1996 году Роберто Коин решает основать свой бренд, который уже в 2003 году становится брендом № 1 в Италии.
Именно Роберто стал автором огранки “ченто” (“cento”), имеющей 100 граней (37 верхних и 63 нижних), что позволяет бриллианту играть сотнями лучей.
Благодаря своей целеустремленности в ювелирном искусстве он не раз становился победителем различных конкурсов и заслуженно получил огромное число престижных международных наград, таких как “First Basel Awards”, “Platinum Design Awards”, “Gold Trends 2000”, “Couture design awards”, “Gold Virtuosi 2nd Edition” и премия Оскар. Его компания сегодня больше напоминает швейцарский банк.
На ювелирной выставке в Виченце Роберто Коин ответил на вопросы корреспондента Rough&Polished.
Что значат для Вас слова “Сделано в Италии”?
Я не пишу на своих изделиях "Сделано в Италии", потому что каждый покупатель уверен и знает, что Роберто Коин из Италии.
Что означает “Сделано в Италии”? Я рассматривал этот вопрос на лекции в университете. “Сделано в Италии” означает, что вы уверены, что это немного лучше, лучше дизайн, чем где-либо еще. Логически, это значит более красивое.
Но с другой стороны, если вы делаете некрасивые ювелирные изделия в Италии, вы не сможете их продать. “Сделано в Италии” не дает автоматической уверенности, что это красиво. Некоторые дизайнеры создают действительно хорошие работы, но у некоторых не получается. Что означает “Сделано в Италии”? Важнее всего иметь талант создавать - либо ты имеешь его, либо нет. Если вы создадите какую-нибудь ерунду в Италии, будет ли это лучшей ерундой, чем где-либо еще? Это совершенно неправильно подобранные слова.
“Сделано в Италии”, прежде всего, заслужено многими годами работы ювелиров, которые производили украшения, тем самым прославляя итальянское качество и дизайн. Это не заслуга государства или какой-то ассоциации, это сделали мы. На самом деле “Сделано в Италии” - это огромный мир. У Италии за плечами более 2 000 лет истории искусства и культуры, которые вошли в современный мир.
Италия начала создавать ювелирные украшения с эпохи Возрождения. Во время Ренессанса в нашей стране было огромное количество королевских семей и вельмож, и каждый из них имел самую лучшую одежду, обувь, произведения искусства, ювелирные изделия, дома. Стремление создавать все самое лучшее стало итальянской традицией.
Сегодня на территории Италии работает 5 000 с лишним ювелирных мастерских, такого нет ни в одной стране. Мастера из многих стран получали уроки мастерства и обучались искусству именно в Италии. Италия стала матерью всех ювелирных традиций. Италия не то чтобы лучше остальных, просто наша страна имеет больше опыта.
К примеру, не все наши изделия на 100% сделаны в Италии, 90% из них сделаны в Италии, это итальянский продукт, но 10% мы производим за рубежом на нашей фабрике, причем дизайн разработан нами, это производство итальянского маэстро в совместной работе с иностранцами, но это не сделано в Италии, это сделано в Бангкоке, и мы честно говорим об этом. Однако клиентам неважно, где это было сделано, им просто нужны украшения от Roberto Coin. Такой же процесс производства у компании Bulgari - часть украшений они производят в Китае.
На Ваш взгляд, инвестировать в дорогие украшения разумно?
Разумеется, это намного лучше, чем совершать какие-либо другие покупки, как, например, купить автомобиль или одежду, а потом все это выбросить. Если взять украшения, которые вы купили 10 лет назад, конечно же, цена на золото и камни увеличилась, но для инвестиций лучше покупать золото и отдельно покупать бриллианты.
Многие ювелиры в поисках новых решений стали смешивать металлы, чтобы уменьшить вес золота и цену изделия. Какие идеи у Вас на этот счет при высоких ценах на золото?
Если честно, мне не нравится смешивание металлов: либо ты используешь золото, либо серебро. Истинные ювелиры должны использовать чистые металлы и чистые камни. Мои клиенты ждут от меня золотые или платиновые украшения. У нас есть дочерняя компания от Roberto Coin, компания моего сына, которая делает только серебряные украшения.
Если цены на золото будут высокими, я буду делать ювелирные изделия легкими в прямом смысле этого слова, с использованием золота в меньших объемах. При этом изделия останутся таких же размеров, но они будут легкими.
Если рынок трудный - нам это нравится, если он станет невозможным – мы его полюбим!
Наша непрерывная задача заключается в том, чтобы начать больше реагировать на проблемы и программы, и это есть единственный выход.
В последнее время женщины стали заглядываться на камни крупных размеров. Какие были самые крупные бриллианты в украшениях Roberto Coin?
Самый большой бриллиант, который мы продали два года назад, был размером в 34 карата. В этом году мы продали кольцо с бриллиантом в 9 каратов. Недавно мы закончили специальный выпуск 100-каратного колье "Ченто Ривьера”, в котором бриллианты начинаются от размера 0,9 карата и доходят до 1 карата. 100 каратов бриллиантов, каждый из которых имеет 100 граней. Колье было сделано по заказу для одной компании, которая существует на протяжении 100 лет - ее владелец захотел преподнести своей жене такой оригинальный подарок. Колье будет продано примерно за 5 миллионов долларов.
Какого цвета бриллианты сейчас в моде?
В этом вопросе нужно отметить, какая страна – такой и спрос. Но наш установленный стандарт - это бриллианты от цвета G и выше. Это не вопрос моды, это вопрос наличия средств в карманах покупателей.
Несколько лет назад два человека начали создавать украшения, используя черные и белые бриллианты, это был я и Де Грисогоно (De Grisogono). Мы были первооткрывателями идеи, примерно 12-15 лет назад. Мы создавали черно-белые украшения в течение многих лет, и сейчас существует достаточно хороший спрос. В Гонконге, например, ювелиры производят очень много украшений с белыми и черными бриллиантами.
А что Вы можете сказать о розовых и других цветных бриллиантах?
Это очень красивые фантастические бриллианты, но мы не делаем ювелирные изделия с розовыми бриллиантами. Розовые бриллианты встречаются очень редко, и, к сожалению, они не пользуются спросом из-за своей очень высокой стоимости.
Ваши коллекции всегда дарят теплые эмоции, причем неважно, используете ли Вы бриллианты или другие драгоценные камни. Какие камни сейчас нравятся женщинам?
В наших драгоценностях мы используем почти все камни, изумруды, рубины, сапфиры, почти все драгоценные и полудрагоценные камни. С начала запуска бренда в наших коллекциях насчитывается более 3000 дизайнов, каждый год мы производим около 700 новых моделей. Для чего? Если посмотреть на другие бренды, они повторяют одинаковые модели снова, снова и снова. Я этого не хочу. Мне нравится разнообразие и нравится, когда женщины выглядят по-разному. Все женщины разные - блондинки, брюнетки, шатенки, и я даю возможность моим клиентам находить для себя всегда что-то новое. Таков наш бренд, с нами нескучно. Если вы посмотрите на наши ювелирные изделия - это разные фасоны, разные размеры и разные цены. Я хотел бы, чтобы каждая женщина имела разные украшения. Если есть выбор, то, несомненно, понравится что-то особенное.
Вы производите ювелирные изделия в единичном экземпляре?
Некоторые изделия, которые мы делаем, являются эксклюзивными, и я делаю их в единичном экземпляре. Но некоторые из них мы производим по 20 000 штук. Каких-то специальных правил не существует.
Несмотря на недолгое существование бренд уже довольно известен во всем мире, в каких странах Вы уже успели обосновать свои представительства и магазины?
У нас есть фирменные магазины в Риме, в Венеции, фрэнчайзинговые магазины в Дубае, Москве, Кувейте, Бахрейне. Мы в процессе открытия все большего и большего количества магазинов. У нас более 850 розничных магазинов по миру. Наш американский филиал, компания Roberto Coin Inc, располагается в Нью-Йорке на Пятой авеню.
Как Вы пытаетесь защищать изысканный дизайн своих украшений?
Это очень трудно сегодня, копировать Roberto Coin, потому что необходимо скопировать более 700 новых моделей, многие люди мне говорят: «За тобой не успеть!».
Разумеется, мы можем защитить некоторые права на дизайн каких-то отдельных украшений, но мы не в силах защитить все.
Над созданием наших дизайнерских идей работает целая группа хорошо подобранных дизайнеров. Мы находимся в постоянном поиске новых форм и идей. Для меня очень важно создавать то, что не было сделано до меня. Мне не нравится повторять одни и те же мотивы. Нет ничего хуже, чем быть скучным дизайнером. Я создал свои собственные стиль и видение, абсолютно отличные от других.
Все изделия Roberto Coin имеют маленькое отличие, которое было придумано мной. Согласно древней египетской легенде, ношение рубина на коже, способствует долгой и здоровой жизни. Фараон дарил своей жене рубиновые украшения чаще всего. Внутри всех наших изделий на внутренней стороне имеется рубиновая вставка, обеспечивающая прямой контакт рубина с кожей. Это - секретное пожелание счастья и благополучия каждой женщине, которая носит и любит творения Roberto Coin.
За последние 50 лет итальянская ювелирная промышленность выросла до 5 000 компаний. Как складываются отношения между устоявшимися брендами и новичками?
На самом деле, на сегодняшнем этапе, чтобы иметь успех на рынке, не достаточно быть всего лишь ювелирным дизайнером. Чтобы стать хорошим конкурирующим ювелиром, необходимо иметь мощную компьютерную систему, а это означает, что нужны хорошие компьютерные специалисты, необходимо иметь хороших бухгалтеров, маркетологов и специалистов по рекламе, немаловажен и объем финансов. Как можно стать брендом на данном этапе, если нужно иметь так много? Мир стал несправедлив к нашему поколению.
Я не дизайнер, я бизнесмен, который влюблен в творчество. Но я не дизайнер, который пытается стать бизнесменом. Сегодня нужно быть и тем, и другим одновременно.
Если ты хороший дизайнер, тебе нужно найти спонсора, чтобы подняться, и нужно много денег. Если бы правительство помогало, выросло бы новое поколение ювелиров. Но наше правительство помогать не собирается.
Мои последние усилия направлены на то, чтобы помогать юным талантам. Мне нравится помогать людям, стимулировать других людей помогать остальным, тем, кто в этом нуждается.
На сегодняшний день я поддерживаю около 20 небольших компаний. Они учатся производить изделия для меня, когда они наберутся опыта и поймут как вести работу, они начнут работать самостоятельно. По крайней мере, я даю им первоначальный старт.
Сейчас это часть моей жизни – встречаться с важными людьми и собирать деньги на благотворительность. Каждый год я стараюсь уделить этому делу достаточное количество времени. Мне нравятся люди, у которых есть деньги, но при одном условии: они должны быть умными и иметь доброе сердце.