Казалось бы, какая может быть связь между Ташкентом и вообще Средней Азией и алмазами, ювелирным искусством?
Вроде бы Средняя Азия никогда не относилась к числу основных поставщиков алмазов на мировой рынок. Однако Лев Леваев, один из крупнейших в мире торговцев алмазами, эту связь обнаружить сумел. Во многом благодаря этому он и стал миллиардером, одним из богатейших людей Израиля.
Верность традициям
Как и многие жители Государства Израиль, Лев Авнерович Леваев родился на территории Советского Союза. Случилось это 30 июля 1956 года в Ташкенте, в семье столетиями живших в Самарканде бухарских евреев.
Семья Леваева было весьма религиозной, соблюдала еврейские традиции, придерживалась правил жизни и поведения, вследствие чего нередко и страдала. Так, дед Леваева, открыто заявлявший о своей религиозности и подтверждавший свои заявления практическими действиями, был репрессирован и сослан в Сибирь.
Отец Льва, Авнер Леваев, был местным религиозным деятелем и просветителем, обладавшим большим авторитетом среди бухарских евреев и всячески помогавший своим соплеменникам. Сам Лев буквально с пеленок воспитывался в еврейской религиозной традиции и, разумеется, был «явным евреем», который нередко подвергался нападкам в школе.
Вообще детство Льва Леваева было насыщенным в плане отстаивания своей национальной идентичности: он учился в одной из центральных школ Ташкента, школе № 91, где ученики-евреи составляли примерно пятую часть. В начале семидесятых тучи над семьей Леваевых стали сгущаться: советские правоохранительные органы начали расследование профессиональной деятельности Авнера Леваева, который был заведующим магазином и параллельно вел торговые операции с антиквариатом и ювелирными украшениями.
Деловую деятельность довольно рано начал и сам Лев: например, он с выгодой для себя перепродавал одежду и тому подобное. Осознавая, что вскоре им может грозить тюремное заключение, Леваевы в 1971 году (по другим данным в 1972) покинули СССР, выехав в Израиль по программе репатриации. Все свое имущество в Ташкенте они продали, приобретя на все деньги бриллианты на приличную сумму (по некоторым сведения, стоимость составлял около 200 тысяч долларов).
Умение приспособиться к современности
Но по приезду в Израиль выяснилось сразу несколько неприятных вещей. Прежде всего, оказалось, что купленные бриллианты, составлявшие все имущество семьи, оказались фальшивыми, так что Леваевы остались в прямом смысле слова без средств к существованию.
Кроме того, на исторической родине их никто с распростертыми объятиями не ждал, никто моральной или материальной поддержки не предлагал. Так что, если бы не социальная программа израильского государства по оказанию финансовой помощи малообеспеченным семьям репатриантов, неизвестно, чем бы все закончилось. Сумев переждать самые неблагоприятные времена, Лев Леваев устроился учеником мастера по огранке алмазов, затем отслужил два года в израильской армии, основал собственную мастерскую по огранке.
Следующим карьерным этапом стало открытие гранильного завода, но в промежутке между этими двумя событиями произошло очень важное событие - в 1976 году Лев Леваев женился на дочери богатого предпринимателя, также ведущего дела в ювелирном бизнесе. Этот брак (который оказался весьма крепким и счастливым и принес супругам девять детей), несомненно, способствовал развитию деловой деятельности Леваева.
В восьмидесятые Леваев расширил дело уже до двенадцати предприятий, на которых активно использовал самые современные технологические возможности для обработки алмазов. В 1986 году Леваев был назван лучшим предпринимателем алмазной отрасли Израиля, а год спустя начал сотрудничество с главной алмазной компанией мира, юэноафриканской корпорацией De Beers.
Тогда же он основал собственную компанию Africa Israel, которая занималась в Африке различными торговыми операциями, в первую очередь с алмазами и оружием. Так, на протяжении нескольких лет он обладал эксклюзивным правом экспорта алмазов из ангольских месторождений.
В России Леваев в начале девяностых он купил Московский ювелирный завод, а в 1996 году в Перми была зарегистрирована граночная фирма «Кама-Кристалл», наполовину принадлежавшая израильскому бизнесмену.
С 1998 по 2005 годы он приобрел значительный пакет намибийской компании Namko, ведущей добычу алмазов на шельфовых месторождениях Намибии и ЮАР, создал новые предприятия в Индии, Китае, Анголе, Намибии, России, заключил соглашения о сотрудничестве с брендами мирового уровня Bulgary и Stern.
С середины двухтысячных годов Леваев стал активно вкладывать средства в различные девелоперские проекты, в особенности в России и в США. Но, видимо, ставка на недвижимость оказалась для Леваева неудачной: в марте 2007 года он был обладателем 4,1 миллиардов долларов, в марте 2008 - 4,5 миллиардов - а вот в 2010 году журнал Forbes оценил состояние Льва Авнеровича только на 1,5 миллиарда долларов.