Уже дважды в течение менее чем одного года они объявляли о том, что диверсифицированная добывающая группа Anglo American намерена получить полный контроль над лидером мировой алмазодобычи De Beers, приобретя акции этой компании, которые принадлежат в настоящий момент семье Оппенгеймеров.
По мнению рыночных аналитиков, переход южноафриканской алмазодобывающей компании под контроль Anglo American приведет к тому, что акции De Beers будут котироваться на биржах Лондона и Йоханнесбурга. Как утверждает Кейли Баркер (Cailey Barker), аналитик инвестиционного банка Numis Securities, выход De Beers на биржи позволит компании стать в полной мере прозрачной и более понятной инвесторам.
Anglo American, возглавляемая Синтией Кэрролл (Cynthia Carroll), в настоящее время уже владеет 45% акций De Beers. Семья Оппенгеймеров, которая управляет компанией с 1927 года и которой принадлежит 40% ее акций, согласно оценкам экспертов, готова передать бразды правления не менее чем за $ 8 млрд.
Оставшиеся 15% акций De Beers принадлежат Ботсване, чья экономика почти полностью зависит от алмазодобычи.
Скачок в 2010 году на 27% цен на алмазы принес De Beers прибыль в $546 млн, тогда как в 2009 году убытки компании составили $743 млн. «Здоровье» De Beers, которая через свое подразделение Diamond Trading Company продает около 40% всех необработанных алмазов в мире, рассматривается в качестве основного показателя состояния дел в алмазной промышленности.
Оппенгеймеры, богатейшая семья в Южной Африке, построили свою алмазную империю в начале 20 века. Эрнест Оппенгеймер с 17 лет работал посредником на алмазном рынке Лондона, а в 22 года работодатель отправил его в Южную Африку в качестве представителя, где Оппенгеймер собирался создать ... Anglo American.
Сегодня за дела алмазной династии отвечает внук Эрнеста Оппенгеймера – Ники, который возглавляет De Beers.
В 66 лет и после четырех десятилетий работы в Anglo American он объявил в начале этого года о выходе из состава административного совета группы, чтобы, по его собственному выражению, «дать другим возможность руководить».
Отказ же Ники Оппенгеймера от управления De Beers будет означать конец алмазной истории семьи, несмотря на то, что она сохранит свою долю акций в Anglo American.
Однако, несмотря на заявление генерального директора группы Синтии Кэрролл о ее приверженности алмазному бизнесу, нельзя не принимать во внимание тот факт, что в течение двух предстоящих десятилетий запасы природных алмазов могут истощиться в Ботсване, правительству которой De Beers передала полномочия по ведению всех операций по сортировке и торговле алмазами. Лондон управлял этими операциями с 1888 года.
По мнению аналитиков, семья Оппенгеймеров сегодня преследует цель диверсифицировать свою деятельность, сделав ее менее зависимой от алмазодобычи.
С этой целью Оппенгеймеры уже создали фонд прямых инвестиций с Temasek, суверенным фондом Сингапура, который будет инвестировать преимущественно в товары народного потребления и сельскохозяйственную продукцию по всей Африке. Размер первоначального взноса в совместное предприятие - $300 млн.
Данный шаг рассматривается наблюдателями как часть широкой международной стратегии на долгосрочную перспективу, которая, в частности, нацелена на то, чтобы обезопасить себя в условиях все более и более тревожной ситуации в африканской политике.
Неуклонный рост популярности политика-популиста Юлиуса Малемы (Julius Malema), которого журнал Forbes включил в число десяти наиболее влиятельных молодых африканцев и который проповедует «черный» расизм, вероятно, беспокоит семью Оппегеймеров, в течение 20 века бывшую символом социального неравенства между богатым белым и неимущим черным населением Южной Африки.
Малема сейчас рассматривается в качестве потенциального будущего президента ЮАР.
Между тем, газета The Guardian, комментируя сообщения о возможном выходе Оппенгеймеров из алмазного бизнеса, приводит заявление одного из директоров De Beers Джеймса Тигера (James Teager) о том, что династию вполне устраивает ее доля собственности в компании и она совсем не собирается ее продавать.