Ювелирная философия жизни Кубачи

Раздел: Ювелиры и компании
29 августа 2011 г.

Ку­ба­чи от­ли­ча­ет­ся от дру­гих сел Да­ге­ста­на тем, что здесь об­ра­ба­ты­ва­ют не зем­лю, а бла­го­род­ные ме­тал­лы. Ку­ба­чин­цы вла­де­ют древним ре­меслом ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов, что де­ла­ет их уклад жиз­ни уни­каль­ным. Так, вы­ход­ны­ми дня­ми здесь счи­та­ют­ся пят­ни­ца и суб­бо­та. А чет­верг - ба­зар­ный день, из дру­гих сел сю­да за­во­зят про­до­воль­ствие и дру­гие то­ва­ры, ведь са­ми ку­ба­чин­цы не за­ни­ма­ют­ся сель­ским хо­зяй­ством. Да­же в со­вет­ское вре­мя здесь был не кол­хоз, а ху­до­же­ствен­ный ком­би­нат. Шко­ла то­же здесь не­обыч­ная. Де­ти с млад­ших клас­сов изу­ча­ют ос­но­вы ку­ба­чин­ско­го ис­кус­ства и по­сле окон­ча­ния шко­лы по­лу­ча­ют спе­ци­аль­ность юве­ли­ра. Оде­ва­ют­ся ку­ба­чин­цы то­же по-осо­бен­но­му – здеш­ние жен­щи­ны но­сят бе­лые плат­ки с раз­лич­ной вы­шив­кой. Хо­тя ку­ба­чин­цев счи­та­ют дар­гин­ца­ми, (в­то­рая по чис­лен­но­сти на­род­ность Да­ге­ста­на), го­во­рят они на диа­лек­те, дар­гин­цам не­по­нят­ном.

Сей­час в Ку­ба­чи про­жи­ва­ет око­ло 2500 че­ло­век. В июле в се­ле раз­гар сва­деб­но­го се­зо­на. В день на­ше­го при­ез­да там иг­ра­ли сра­зу сва­дьбы. Каж­дая сва­дьба в Ку­ба­чах длит­ся три дня. Род­ствен­ни­ки же­ни­ха и не­ве­сты иг­ра­ют от­дель­ные сва­дьбы, ко­то­рые на тре­тий день сли­ва­ют­ся в од­но боль­шое празд­не­ство у до­ма же­ни­ха, ку­да при­во­дят не­ве­сту. Рань­ше там со­би­ра­лось все се­ло, но сей­час на­се­ле­ние уве­ли­чи­лось, по­это­му го­сти со­би­ра­ют­ся на спе­ци­аль­ной танц­пло­щад­ке, где всю ночь от­пля­сы­ва­ют лез­гин­ку. В Ку­ба­чах при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ции не вы­да­вать де­ву­шек за­муж за жи­те­лей дру­гих сел.

Как и во мно­гих дру­гих воль­ных об­ще­ствах Да­ге­ста­на в Ку­ба­чи бы­ло об­ще­ствен­ное са­мо­управ­ле­ние (джа­ма­ат). Гла­ва се­ла из­би­рал­ся все­на­род­но. Ны­неш­нее на­зва­ние се­ла име­ет ту­рец­кое про­ис­хож­де­ние. До XVI ве­ка оно бы­ло из­вест­но под пер­сид­ским на­зва­ни­ем «Зи­ре­хи­ран», и счи­та­лось сто­ли­цей не­боль­шо­го го­су­дар­ства. До­сто­вер­ных све­де­ний о воз­расте се­ла нет. Ку­ба­чи вхо­дил в со­став Кав­каз­ской Ал­ба­нии с I ве­ка до на­шей эры, до 6 ве­ка на­шей эры - со­хра­ни­лись мед­ные кот­лы над­мо­гиль­ные пли­ты с ал­бан­ской сим­во­ли­кой.

В ста­ром Ку­ба­чи, как рань­ше бы­ло при­ня­то в Да­ге­ста­не, сак­ли по­стро­е­ны впри­тык друг к дру­гу. Их раз­де­ля­ют уз­кие улоч­ки и или мно­го­чис­лен­ные ар­ки, над ко­то­ры­ми воз­вы­ша­ют­ся до­ма или хо­зяй­ствен­ные по­ме­ще­ния для хра­не­ния про­до­воль­ствия и се­на. Плос­кие кры­ши вы­ше­сто­я­щих до­мов, слу­жи­ли дво­ра­ми для ни­же­сто­я­щих. До­ма сту­пень­ка­ми ухо­дят верх по скло­ну.

В Да­ге­ста­не се­ла стро­и­ли в труд­но­до­ступ­ных ме­стах для эко­но­мии пло­до­род­ной зем­ли и обо­ро­ны от вра­гов. Рань­ше се­ло за­щи­ща­ли кре­пост­ные сте­ны и че­ты­ре сто­ро­же­вые баш­ни, где по­смен­но нес­ли служ­бу жи­те­ли се­ла. Сей­час оста­лась все­го од­на, ко­то­рая воз­вы­ша­ет­ся над се­лом. По­сле ре­став­ра­ции эта баш­ня об­ре­ла пер­во­здан­ный вид. Ма­те­ри­аль­ны­ми но­си­те­ля­ми ду­хов­ной куль­ту­ры Ку­ба­чи по­ми­мо ме­тал­лов бы­ли ка­мень и де­ре­во. Во всех ста­рых до­мах Ку­ба­чи встре­ча­ют­ся ка­ми­ны, ко­то­ры­ми в ста­ри­ну отап­ли­ва­лись го­сти­ные ком­на­ты. Они сде­ла­ны из фи­гур­но­го кам­ня в фор­ме ар­ки, раз­ри­со­ван­ные узо­ра­ми. Эти ка­ми­ны есть и на каж­дом эта­же сто­ро­же­вой баш­ни. На ка­мен­ных над­мо­гиль­ных пли­тах то­же вы­би­ты ха­рак­тер­ные узо­ры.

В XX ве­ке об­лик Ку­ба­чи силь­но из­ме­нил­ся. В 1970-х, ко­гда во мно­гих аулах Да­ге­ста­на еще бы­ли гли­ня­ные плос­кие кры­ши, ку­ба­чин­цы на­ча­ли де­лать кров­лю из цин­ка. Со­вре­мен­ные ку­ба­чин­цы стро­ят двух - трех­этаж­ные до­ма и особ­ня­ки.

Хо­тя боль­шин­ство ку­ба­чин­цев не дер­жит скот и не об­ра­ба­ты­ва­ет зем­лю, жи­вут они за­жи­точ­но за счет сво­е­го древ­не­го ре­мес­ла - ху­до­же­ствен­ной об­ра­бот­ки ме­тал­лов. Это ре­мес­ло при­нес­ло им все­мир­ную из­вест­ность еще в на­ча­ле пер­во­го ты­ся­че­ле­тия на­шей эры. Ку­ба­чи был цен­тром про­из­вод­ства хо­лод­но­го и ог­не­стрель­но­го ору­жия, но­жей, кин­жа­лов, са­бель, пи­сто­ле­тов, ру­жей, коль­чуг. Здесь про­из­во­ди­ли и мир­ную про­дук­цию - ас­сор­ти­мент до­маш­ней по­су­ды, жен­ских укра­ше­ний, бля­шек для муж­ских рем­ней и жен­ских по­я­сов, де­та­лей кон­ской сбруи. Эти то­ва­ры от­ли­ча­лись не толь­ко ка­че­ством, но и ку­ба­чин­ским ор­на­мен­том, ко­то­рый пред­став­ля­ет со­бой рас­ти­тель­ные ри­сун­ки и узо­ры. Ри­сун­ки спе­ци­аль­ным ин­стру­мен­том на­но­сят­ся на ме­тал­ли­че­ские из­де­лия, до­пол­ня­ют­ся раз­лич­ны­ми зна­ка­ми, изоб­ра­же­ни­я­ми лю­дей, жи­вот­ных, фи­гур, сим­во­лов, над­пи­сей. При этом ис­поль­зу­ют чер­нь, эмаль, дра­го­цен­ные кам­ни, сло­но­вую ко­сть.

В пе­ри­од рас­про­стра­не­ния ис­ла­ма, ку­ба­чин­ский ор­на­мент со­че­та­ет­ся с над­пи­ся­ми на араб­ском язы­ке. Но­вый подъ­ем про­мыс­ла про­изо­шел во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка, ко­гда в сре­де рус­ско­го офи­цер­ства ста­ло мод­но но­сить кав­каз­ское ору­жие. Сред­не­ве­ко­вые об­раз­цы ору­жей­но­го ис­кус­ства Ку­ба­чи хра­нят­ся в Ору­жей­ной па­ла­те Крем­ля, в Исто­ри­че­ском му­зее, и в Му­зее ис­то­рии и куль­ту­ры на­ро­дов во­сто­ка, а так­же в му­зе­ях Ма­хач­ка­лы.

На из­де­ли­ях, из­го­тов­лен­ных в со­вет­ский пе­ри­од рас­ти­тель­ные узо­ры, со­че­та­ют­ся с сим­во­ли­кой СССР, ба­ре­лье­фа­ми во­ждей, пя­ти­ко­неч­ны­ми звез­да­ми. В му­зее рас­по­ло­жен­ном в зда­нии Ку­ба­чин­ско­го ху­до­же­ствен­но­го ком­би­на­та хра­нят­ся ше­дев­ры - из­де­лия, из­го­тов­лен­ные луч­ши­ми ма­сте­ра­ми ХХ ве­ка, на­род­ным ху­дож­ни­ком Рос­сии Ра­су­лом Али­ха­но­вым, ко­то­рый умер в 2000 го­ду, и Га­джи­ба­хму­дом Ма­го­ме­до­вым, ко­то­рый умер в ап­ре­ле это­го го­да в воз­расте 88 лет. Там же хра­нят­ся де­ко­ра­тив­ные де­ре­вян­ные две­ри сред­не­ве­ко­вой сель­ской ме­че­ти. Две­ри со­хра­ни­ли свои яр­кие цве­та на­ту­раль­ных кра­сок, узо­ры, ри­сун­ки и над­пи­си, фи­гур­ную леп­ку из сло­но­вой ко­сти. Ря­дом – мин­бар - ка­фед­ра, с ко­то­рой имам чи­та­ет пят­нич­ную мо­лит­ву. Она пред­став­ля­ет со­бой боль­шую де­ре­вян­ную стен­ку, на ко­то­рой 20 таб­ли­чек. На од­них таб­лич­ках над­пи­си на араб­ском язы­ке, на дру­гих язы­че­ские ри­ту­аль­ные зна­ки, есть таб­лич­ки c ку­ба­чин­ским ор­на­мен­том. Мин­бар при­знан уче­ны­ми фе­но­ме­ном, под­твер­жда­ю­щим де­мо­кра­тич­ность ку­ба­чин­ско­го об­ще­ства то­го пе­ри­о­да. Му­суль­ма­не и языч­ни­ки не толь­ко мир­но ужи­ва­лись, но и хо­ди­ли в од­ну ме­четь, и мо­ли­лись вме­сте. Это бы­ло в XIV-XV ве­ках на про­тя­же­нии ста лет, од­на часть ку­ба­чин­цев при­ня­ла ис­лам, а дру­гая при­дер­жи­ва­лась язы­че­ских об­ря­дов. Кста­ти, в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния в Да­ге­ста­не Кав­каз­ской Ал­ба­нии часть ку­ба­чин­цев бы­ла хри­сти­а­на­ми.

[ vestikavkaza.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->