Кубачи отличается от других сел Дагестана тем, что здесь обрабатывают не землю, а благородные металлы. Кубачинцы владеют древним ремеслом художественной обработки металлов, что делает их уклад жизни уникальным. Так, выходными днями здесь считаются пятница и суббота. А четверг - базарный день, из других сел сюда завозят продовольствие и другие товары, ведь сами кубачинцы не занимаются сельским хозяйством. Даже в советское время здесь был не колхоз, а художественный комбинат. Школа тоже здесь необычная. Дети с младших классов изучают основы кубачинского искусства и после окончания школы получают специальность ювелира. Одеваются кубачинцы тоже по-особенному – здешние женщины носят белые платки с различной вышивкой. Хотя кубачинцев считают даргинцами, (вторая по численности народность Дагестана), говорят они на диалекте, даргинцам непонятном.
Сейчас в Кубачи проживает около 2500 человек. В июле в селе разгар свадебного сезона. В день нашего приезда там играли сразу свадьбы. Каждая свадьба в Кубачах длится три дня. Родственники жениха и невесты играют отдельные свадьбы, которые на третий день сливаются в одно большое празднество у дома жениха, куда приводят невесту. Раньше там собиралось все село, но сейчас население увеличилось, поэтому гости собираются на специальной танцплощадке, где всю ночь отплясывают лезгинку. В Кубачах придерживаются традиции не выдавать девушек замуж за жителей других сел.
Как и во многих других вольных обществах Дагестана в Кубачи было общественное самоуправление (джамаат). Глава села избирался всенародно. Нынешнее название села имеет турецкое происхождение. До XVI века оно было известно под персидским названием «Зирехиран», и считалось столицей небольшого государства. Достоверных сведений о возрасте села нет. Кубачи входил в состав Кавказской Албании с I века до нашей эры, до 6 века нашей эры - сохранились медные котлы надмогильные плиты с албанской символикой.
В старом Кубачи, как раньше было принято в Дагестане, сакли построены впритык друг к другу. Их разделяют узкие улочки и или многочисленные арки, над которыми возвышаются дома или хозяйственные помещения для хранения продовольствия и сена. Плоские крыши вышестоящих домов, служили дворами для нижестоящих. Дома ступеньками уходят верх по склону.
В Дагестане села строили в труднодоступных местах для экономии плодородной земли и обороны от врагов. Раньше село защищали крепостные стены и четыре сторожевые башни, где посменно несли службу жители села. Сейчас осталась всего одна, которая возвышается над селом. После реставрации эта башня обрела первозданный вид. Материальными носителями духовной культуры Кубачи помимо металлов были камень и дерево. Во всех старых домах Кубачи встречаются камины, которыми в старину отапливались гостиные комнаты. Они сделаны из фигурного камня в форме арки, разрисованные узорами. Эти камины есть и на каждом этаже сторожевой башни. На каменных надмогильных плитах тоже выбиты характерные узоры.
В XX веке облик Кубачи сильно изменился. В 1970-х, когда во многих аулах Дагестана еще были глиняные плоские крыши, кубачинцы начали делать кровлю из цинка. Современные кубачинцы строят двух - трехэтажные дома и особняки.
Хотя большинство кубачинцев не держит скот и не обрабатывает землю, живут они зажиточно за счет своего древнего ремесла - художественной обработки металлов. Это ремесло принесло им всемирную известность еще в начале первого тысячелетия нашей эры. Кубачи был центром производства холодного и огнестрельного оружия, ножей, кинжалов, сабель, пистолетов, ружей, кольчуг. Здесь производили и мирную продукцию - ассортимент домашней посуды, женских украшений, бляшек для мужских ремней и женских поясов, деталей конской сбруи. Эти товары отличались не только качеством, но и кубачинским орнаментом, который представляет собой растительные рисунки и узоры. Рисунки специальным инструментом наносятся на металлические изделия, дополняются различными знаками, изображениями людей, животных, фигур, символов, надписей. При этом используют чернь, эмаль, драгоценные камни, слоновую кость.
В период распространения ислама, кубачинский орнамент сочетается с надписями на арабском языке. Новый подъем промысла произошел во второй половине XIX века, когда в среде русского офицерства стало модно носить кавказское оружие. Средневековые образцы оружейного искусства Кубачи хранятся в Оружейной палате Кремля, в Историческом музее, и в Музее истории и культуры народов востока, а также в музеях Махачкалы.
На изделиях, изготовленных в советский период растительные узоры, сочетаются с символикой СССР, барельефами вождей, пятиконечными звездами. В музее расположенном в здании Кубачинского художественного комбината хранятся шедевры - изделия, изготовленные лучшими мастерами ХХ века, народным художником России Расулом Алихановым, который умер в 2000 году, и Гаджибахмудом Магомедовым, который умер в апреле этого года в возрасте 88 лет. Там же хранятся декоративные деревянные двери средневековой сельской мечети. Двери сохранили свои яркие цвета натуральных красок, узоры, рисунки и надписи, фигурную лепку из слоновой кости. Рядом – минбар - кафедра, с которой имам читает пятничную молитву. Она представляет собой большую деревянную стенку, на которой 20 табличек. На одних табличках надписи на арабском языке, на других языческие ритуальные знаки, есть таблички c кубачинским орнаментом. Минбар признан учеными феноменом, подтверждающим демократичность кубачинского общества того периода. Мусульмане и язычники не только мирно уживались, но и ходили в одну мечеть, и молились вместе. Это было в XIV-XV веках на протяжении ста лет, одна часть кубачинцев приняла ислам, а другая придерживалась языческих обрядов. Кстати, в период существования в Дагестане Кавказской Албании часть кубачинцев была христианами.