ФАС выдвинула претензии компании АЛРОСА

Раздел: Власть
12 августа 2011 г.

В ал­ма­зо-брил­ли­ан­то­вом ком­плек­се РФ ак­тив­но об­суж­да­ют тот факт, что не­дав­но АЛРОСА по­лу­чи­ла пись­мо от Фе­де­раль­ной Ан­ти­мо­но­поль­ной Служ­бы (ФАС), в ко­то­ром ее об­ви­ни­ли в ущем­ле­нии кон­ку­рен­ции на тер­ри­то­рии Рос­сии. Ком­па­нии был дан срок до 20 июля с.г. для то­го, что­бы АЛРОСА предо­ста­ви­ла ФАС за­тре­бо­ван­ное По­ло­же­ние о не дис­кри­ми­на­ци­он­ном до­сту­пе к ал­маз­но­му сы­рью.

«На дан­ный мо­мент в ФАС Рос­си име­ет­ся пись­мо от Алро­са от 21 июля 2011 го­да. Сро­ки для Алро­са о предо­став­ле­нии По­ло­же­ния про­дле­ны до кон­ца сен­тяб­ря это­го го­да», - со­об­щи­ла Ю+ пресс-служ­ба ФАС Рос­сии.

Во­об­ще го­во­ря, АЛРОСА – со­блаз­ни­тель­ный объ­ект для ан­ти­мо­но­поль­ных об­ви­не­ний. Ком­па­ния все 15 лет су­ще­ство­ва­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на «О за­щи­те кон­ку­рен­ции» оче­вид­но на­ру­ша­ет ст.5. На­пом­ним, что­эта ста­тья «До­ми­ни­ру­ю­щее по­ло­же­ние» ка­са­ет­ся ком­па­ний, до­ля ко­то­рых на рын­ке опре­де­лен­но­го то­ва­ра пре­вы­ша­ет пять­де­сят про­цен­тов.

Тео­ре­ти­че­ски, АЛРОСА воз­мож­но бы раз­де­лить на 5 ча­стей:

  • Мир­нин­ский ГОК,
  • Ай­халь­ский ГОК,
  • Удач­нин­ский ГОК,
  • Нюр­бин­ский ГОК,
  • Се­ве­рал­маз.

Та­ким об­ра­зом, ни од­на из ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щих ком­па­ний не кон­тро­ли­ро­ва­ла бы бо­лее 35% рын­ка сы­рых ал­ма­зов РФ, что и пред­пи­сы­ва­ет­ся За­ко­ном. Рань­ше За­кон не вы­пол­нял­ся во мно­гом из-за то­го, что АЛРОСА бы­ла в спис­ке стра­те­ги­че­ских пред­при­я­тий. Но на Эко­но­ми­че­ском фо­ру­ме в Санкт-Пе­тер­бур­ге не­дав­но Пре­зи­дент РФ объ­явил о при­ва­ти­за­ции АЛРОСА по­сле 1 ав­гу­ста с.г. что пред­по­ла­га­ет ис­клю­че­ние АЛРОСА из спис­ка стра­те­ги­че­ских пред­при­я­тий; та­ким об­ра­зом, этот ар­гу­мент на днях бу­дет раз­ру­шен.

Сей­час ФАС ни­что не ме­ша­ет под­нять во­прос о раз­де­ле АЛРОСА, ко­то­рая дер­жит 97% внут­рен­не­го рын­ка юве­лир­ных ал­ма­зов.

Од­на­ко ряд экс­пер­тов, опро­шен­ных ре­дак­ци­ей - ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Ру­из Дай­монд» Ва­ле­рий Мо­ро­зов, член со­ве­та Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии Ва­ле­рий Ра­да­ше­вич, пре­зи­дент Ал­маз­ной Па­ла­ты Сер­гй Улин, ге­не­раль­ный ди­рек­тор «Мо­сал­маз» Игорь Фе­ти­сов – скеп­ти­че­ски от­нес­лись к идее раз­бить АЛРОСА на не­сколь­ко ком­па­ний. «Не на­несeт ли это ущерб АБК Рос­сии», - спра­ши­ва­ли они.

Во-пер­вых, воз­ник­нет ре­аль­ная угро­за не­доб­ро­со­вест­ной скуп­ки ча­стей АЛРОСА враж­деб­ны­ми кон­ку­рен­та­ми. Прав­да, это про­ти­во­ре­чит уро­кам ис­то­рии и эко­но­ми­ки. Ведь на­ше го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет и обес­пе­чи­ва­ет вы­пол­не­ние пра­вил круп­ных ком­па­ний. При не­об­хо­ди­мо­сти, воз­мож­но «руч­ное управ­ле­ние» пред­се­да­те­лем пра­ви­тель­ства.

Во-вто­рых, ар­гу­мен­том про­тив раз­де­ле­ния АЛРОСА яв­ля­ет­ся слож­ность гор­но-руд­ных про­из­водств при экс­плу­а­та­ции ко­рен­ных ме­сто­рож­де­ний ал­ма­зов. Ци­кл экс­плу­а­та­ции руд­ни­ков до­лог и их про­дук­тив­ность не­рав­но­мер­на. По­это­му толь­ко в рам­ках боль­шой ком­па­нии име­ет­ся воз­мож­ность си­стем­ной и ра­зум­ной сме­ны цен­тров при­быль­но­сти (у АЛРОСА ис­то­ри­че­ски «Мир» сво­ей при­бы­лью да­вал воз­мож­ность осво­ить «У­дач­ный», тот в свою оче­редь дал сред­ства на стро­и­тель­ство под­зем­ки тру­бок «Ин­тер­на­ци­о­наль­ной» и «Мир», а так же на осво­е­ние ме­сто­рож­де­ний На­кын­ско­го ал­ма­зо­нос­но­го по­ля на се­ве­ре Нюр­бин­ско­го Улу­са и т.д.). Этот ар­гу­мент хо­рош боль­ше на бу­ма­ге. На са­мом де­ле, по­ла­га­ет за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ин­жи­ни­рин­го­вой фир­мы «Ал­ма­з­ин­тех» Кон­стан­тин Го­дун, «в АЛРОСА не бы­ло и нет на се­го­дняш­ний день ни од­но­го ком­плекс­но­го про­ек­та от­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ния с на­ча­ла до ре­куль­ти­ва­ции и устра­не­ния по­след­ствий на эко­ло­гию с со­от­вет­ству­ю­щим ТЭП, фи­нан­со­вым пла­ном и оцен­кой эко­но­ми­че­ской эф­фек­тив­но­сти от­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ния и лик­ви­да­ции по­след­ствий. Все ТЭО и про­ек­ты ко­то­рые ком­па­ния за­щи­ща­ет в ГКЗ и Ро­сте­х­над­зо­ре это сию­ми­нут­ные ве­щи, ко­то­рые фор­маль­но да­ют пра­во на ра­бо­ту, но ис­то­ри­че­ски не пред­став­ля­ют со­бой про­ект и ру­ко­вод­ство для ме­недж­мен­та по управ­ле­нию пред­при­я­ти­ем за пе­ри­од от­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ния. У «АЛРОСЫ» в управ­ле­нии не­сколь­ко про­ек­тов с раз­ны­ми сро­ка­ми от­ра­бот­ки и тер­ри­то­ри­аль­ным рас­по­ло­же­ни­ем. Т.е. дол­жен быть об­щий про­ект или хо­тя бы кон­цеп­ция. На при­ме­ре Де Бирс мы ви­дим, что она при на­ступ­ле­нии пе­ри­о­да ко­гда про­ект ста­но­вит­ся ма­ло­эф­фек­тив­ным при пе­ре­хо­де на под­зем­ку вы­хо­дит из не­го, кон­сер­ви­руя или про­да­вая его дру­го­му соб­ствен­ни­ку. В на­ших усло­ви­ях на сколь­ко это по­вли­я­ет на со­ци­аль­ную си­ту­а­цию в ре­ги­о­не ни­кто се­бе пред­ста­вить не смо­жет».

По­нят­на бла­го­род­ная цель ФАС: че­рез при­ну­ди­тель­ную кон­ку­рен­цию сни­зить кор­руп­ци­он­ную со­став­ля­ю­щую ал­маз­но­го биз­не­са в РФ. Но кор­руп­цию во­круг АЛРОСА мож­но по­да­вить и дру­ги­ми пу­тя­ми, на­при­мер со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тор­гов­лей ло­та­ми ал­маз­но­го сы­рья, уси­ле­ни­ем внут­рен­не­го ауди­та, рас­ши­ре­ни­ем си­сте­мы кон­курс­ных тор­гов для по­став­щи­ков то­ва­ров и услуг.

По­след­нее вре­мя ру­ко­во­ди­тель ФАС Игорь Ар­те­мьев про­яв­ля­ет до­воль­но вы­со­кую ак­тив­но­сть. По его сло­вам, мо­но­по­лизм и сго­вор чи­нов­ни­ков с биз­не­сом яв­ля­ют­ся сдер­жи­ва­ю­щи­ми фак­то­ра­ми раз­ви­тия рос­сий­ской эко­но­ми­ки. «Не­об­хо­ди­мо из­бав­лять­ся от на­сле­дия СССР, из­лиш­ней мо­но­по­ли­за­ции рос­сий­ской эко­но­ми­ки. Нуж­но сде­лать эко­но­ми­ку бо­лее адап­тив­ной, ло­яль­ной по от­но­ше­нию к соб­ствен­ным пред­при­я­ти­ям», - по­ла­га­ет И.Ар­те­мьев. По его ини­ци­а­ти­ве про­ект «тре­тье­го ан­ти­мо­но­поль­но­го па­ке­та» 28 июня 2011 го­да был утвер­жден Пра­ви­тель­ством РФ и вне­сен на рас­смот­ре­ние в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му ФС РФ. Тре­тий ан­ти­мо­но­поль­ный па­кет су­ще­ствен­но упро­ща­ет ра­бо­ту биз­не­са и уси­ли­ва­ет от­вет­ствен­ность чи­нов­ни­ков, пре­пят­ству­ю­щих сво­бо­де пред­при­ни­ма­тель­ства. «В ан­ти­мо­но­поль­ном за­ко­но­да­тель­стве по­яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ние кар­те­лей, как в США. Борь­ба с кар­те­ля­ми – один из ос­нов­ных при­о­ри­те­тов в де­я­тель­но­сти ФАС Рос­сии. В про­шлом го­ду нам уда­лось рас­крыть 5 на­ци­о­наль­ных кар­те­лей. А пра­во­охра­ни­тель­ные ор­га­ны воз­бу­ди­ли уже 10 уго­лов­ных дел по 178 ста­тьей Уго­лов­но­го Ко­дек­са РФ за на­ру­ше­ние ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ства», - за­явил Игорь Ар­те­мьев.

На­пом­ним, ос­нов­ны­ми це­ля­ми тре­тье­го ан­ти­мо­но­поль­но­го па­ке­та яв­ля­ет­ся

  • раз­ви­тие кон­ку­рен­ции на то­вар­ных рын­ках;
  • со­вер­шен­ство­ва­ние прин­ци­пов кон­тро­ля де­я­тель­но­сти мо­но­по­лий­;
  • ми­ни­ми­за­ция пра­во­вых рис­ков биз­не­са.

Из­ме­не­ния, в част­но­сти, преду­смат­ри­ва­ют уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние толь­ко за наи­бо­лее опас­ные для кон­ку­рен­ции кар­те­ли. Тре­тий ан­ти­мо­но­поль­ный па­кет пред­ла­га­ет по­прав­ки и в Ко­декс об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях: эти из­ме­не­ния на­прав­ле­ны на диф­фе­рен­ци­а­цию от­вет­ствен­но­сти ком­па­ний за на­ру­ше­ние ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ства, в том чис­ле уста­нов­ле­ние фик­си­ро­ван­но­го штра­фа в сум­ме до 1 мил­ли­о­на руб­лей за зло­упо­треб­ле­ние до­ми­ни­ру­ю­щим по­ло­же­ни­ем.

Так что мож­но ожи­дать да­ле­ко не один ра­унд про­ти­во­сто­я­ния ФАС и АЛРОСА.

Вла­ди­мир Тес­лен­ко

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->