- Когда вы только пришли работать в «Кыргызалтын», вы объявляли: «Золото будет не у «Кыргызалтына», а у всего Кыргызстана». Что вы хотели этим сказать?
- В действительности хозяином и золота, и богатства недр, и земли является народ. Поэтому богатства месторождений должны работать для народа. Сколько лицензий перешло из рук в руки, многие месторождения превратились в коммерцию. Разве было бы плохо, если бы они все работали, создавали рабочие места народу, платили налоги государству? Пришедшие к нам компании, инвесторы должны в первую очередь думать о народе, а не о своих интересах. Надо создать систему: «хозяин золота - народ и государство», и направить в правильное русло. Сейчас мы работаем над этим. Первые результаты не плохие.
- Сейчас на мировом рынке цена золота заоблачна. В такое время разве не может Кыргызстан продать часть из своих 33% акций в «Центерре», и решить вопросы накренившейся экономики, социальные проблемы? Ведь цены не будут стоять на месте, они могут и упасть…
- Только недавно в результате переговоров Алмаза Шаршеновича с «Центеррой», она внесла в казну государства 1,5 млрд. денег (так в оригинале). В начале года было переведено 4,5 млн. долларов, недавно еще переведено 33 млн. долларов. Это оказало большую помощь в решении многих вопросов в тот трудный момент, когда дефицит бюджета так вырос. До этого столько денег не поступало. И в дальнейшем будут защищаться интересы Кыргызстана, будет делаться все для использования своего золота по целевому назначению. Например, еще один исторический момент: в «Центерре» вице-президентом будет гражданин Кыргызстана. Совет директоров тоже увеличился на 3 человека. Они решают не только вопросы одного «Кумтора», но и будут вмешиваться в дела «Центерры» в других странах.
По поручению правительства мы рассматриваем многие варианты, как еще добыть дополнительные доходы, кроме принадлежащей Кыргызстану общей суммы в 1,5 млрд. долларов.
- Что вы делаете со слитками золота с «Кумтора» (сплав Доре), или они становятся золотовалютным резервом страны?
- К нам с «Кумтора» поступает полуочищенное золото, которое зовется сплавом Доре. Купленные на ОАО «Кумтор» сплавы Доре «Кыргызалтын» направляет на Кара-Балтинский золотоаффинажный завод, где после аффинажа оно доводится до стандартной пробы 9,999. Аффинажный завод с 1999 года владеет сертификатом качества Лондонской биржи металлов «Good Delivery». Это означает, что наши золотые слитки, прошедшие аффинаж, соответствуют банковским и мерным слиткам по всем мировым стандартам, мы их можем продавать в любой стране мира. Если государство намерено купить золото, то, на основании соглашения, в первую очередь оно продается государству. Если государство не ставит таких требований, то можем продавать золото по той цене, которая установлена на мировой золотой бирже (цена золота подсчитывается ежечасно). Полученные средства банк сразу направляет напрямую в «Кумтор». Имеется вот такое соглашение между нами.
- Сколько процентов остается «Кыргызалтыну»?
- Остается в среднем за каждую унцию по 3 доллара 75 центов. Это наш доход.
- Оказывается, на территории Кыргызстана имеется 95 золотых месторождений. Во многих местах работают кустарным методом. Мы знаем, что из всех месторождений самые большие объемы налогов платит только «Кумтор». А от китайцев, ведущих золотодобычу в Чаткале, Алабуке поступают налоги государству?
- Этот вопрос не относится к нам. Мы их не контролируем. Нам не было дано право контролировать все месторождения, где имеется золото. Это находится в компетенции министерства природных ресурсов Кыргызской Республики. К ведению «Кыргызалтына» относятся только предприятия - комбинаты «Макмал», «Солтонсары», «Терексай». Кроме них у нас есть аффинажный завод. На Иссык-Куле пансионат «Кыргызское взморье» относится к нам. Помимо указанного, мы участвуем от имени государства, как участники совместных предприятий, в золотых месторождениях «Талды Булак левобережный» и «Жеруй».
- О вас говорят, как о чиновнике, получающем самую высокую зарплату в Кыргызстане. Это правда?
- Честно говоря, не знаю, сколько получают работающие в других государственных организациях. Моя зарплата - 45 тысяч сомов.
- Мы прослышали, что вы много помогаете деятелям культуры. Но в последнее время распространилась информация о вашей «близости к девушкам», как это понять?
- Да, такие слухи увидели свет в печати. Но если вы заметили, все как-то в одно время выходит. Значит, это можно расценить как «черный пиар» в мой адрес. В принципе, я догадываюсь, кто организовывает подобные грязные игры. Они работали здесь в совете директоров. Только недавно было большое собрание и сменился совет директоров. Претендента на место члена совета предлагает, как акционер, министерство госимущества и правительство. Итак, они не вошли в совет директоров, обиделись. Я не хочу оправдываться перед ними, поскольку мне жаль людей, которые пошли на такие грязные дела. Таких людей я считаю неизлечимо больными. Поэтому, как говорится: «ударишь грязью, сам вымажешься», не хочу даже равняться с ними. Лишь бы я сам для себя был чистым. Все, кто знает меня, также знают, что мой дедушка был верующим человеком, и я воспитывался в такой семье.
- Как вы проводите свое свободное время?
- Больше всего провожу времени за чтением книг. В последнее время сильно увлекся историей. Много читаю литературы по глубокой философии, макроэкономике, политологии. У меня дома есть садик. Там я выращиваю необычайно красивые цветы, разные виды растений, слежу за ними, поливаю. Во дворе есть дикие птицы разных видов, которые чирикают возле нашего дома, строят гнезда. Ими увлекаюсь. Из наук, в первую очередь, интересуюсь астрономией, исследованием космоса. С тех пор, как сын принес телескоп, до ночи наблюдаю за движением звезд, затем в интернете смотрю исследования, получаю удовольствие при соприкосновении с удивительным миром. Устав на работе, я отдыхаю за такими интересными вещами. Это дает мне сил утром пойти бодрым на работу.