Президент компании «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» Флун Гумеров опять в дороге. Мобильный телефон – не самый удобный способ брать интервью. Но что делать, если на том конце провода человек, для которого мобильность – стиль жизни? По данным журнала Forbes, компания «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» входит в тройку лидеров ювелирных компаний России. Компания обладает собственным производством ювелирной продукции, имеет мощную, разветвленную торговую сеть практически во всех регионах России, а также в странах СНГ.
По данным Пробирной Палаты России, «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» — лидер по производству изделий из серебра (перерабатывает более 15 тонн в год) и входит в первую пятерку по производству изделий из золота.
Коллекции компании присутствуют в Подарочном Фонде Президента РФ и администрациях многих руководителей субъектов федерации. «Фантастика!» — именно так оценил работу мастеров-ювелиров ОАО «Красносельский Ювелирпром» в то время президент Владимир Путин, а в прошлом году на Сочинском экономическом форуме «так держать, спасибо» сказал премьер-министр Путин.
Коллекции компании, которые сегодня выпускаются под двумя брендами: «АЛМАЗ-ХОЛДИНГ» и KRASNOE, — известны и за рубежом: одна треть серебряной продукции завода «Красносельский Ювелирпром» идет на экспорт. И за всем этим стоит предпринимательское чутье президента компании Флуна Гумерова.
— Флун Фагимович, что Вы считаете своим основным достижением в бизнесе?
— Достижение — это слишком громкие слова. Не мне судить, чего мы достигли. Все по воле и с благословения Всевышнего. Я просто работаю по принципу «делай, что нужно делать». Мы делаем дело, а это уже достижение.
— Многие бизнесмены абстрагируются от общественной жизни, стараются «не высовываться» лишний раз, а вы наоборот ведете активную общественную работу: председатель комитета драгметаллов и драгкамней ООО «Деловая Россия», председатель Высшего совета НП «Союз ДМДК». Что Вас подвигает на это?
— Конечно, есть понимание основных «законов» бизнеса: «деньги любят тишину», «молчание — золото». Тем более что имею дело с золотом. Но бизнес — это не машина для зарабатывания денег. Бизнес — это социальное явление. И если бизнес, как процесс, органично не вписывается в общество, отдача от него будет не такой эффективной. Поэтому мы с коллегами активно работаем над созданием нормальных условий для ведения бизнеса. Но не для того, чтобы получить какие-то льготы, а чтобы создать равные условия ведения бизнеса как внутри России, так и со своими коллегами из Ближнего и Дальнего Зарубежья. Конкуренция должна идти не по линии, у кого какой административный ресурс, а по линии, кто предприимчивее, трудолюбивее, креативнее, дальновиднее.
Мы считаем, что основная задача власти — определить четкие, понятные правила игры и следить, чтобы эти правила содействовали развитию отрасли, а не сковывали ее деятельность. Мое глубокое убеждение: власть, прежде всего, должна создать условия для развития честной, открытой конкуренции, чтобы мы могли на равных конкурировать с импортом, с теми, кто работает на сером сырье. Конкурентная борьба сама заставит производителей искать инновации, модернизировать производства. Иначе «модернизация», «инновации» так и останутся всего лишь красивыми словами.
— А какие задачи для развития равной конкуренции необходимо решить?
— Во-первых, привести российскую законодательную базу в соответствие с законодательной базой конкурентов. Потому что конкуренция идет не между предприятиями, а между странами и регионами.
Во-вторых, привести в соответствие российские фискальную и налоговую нагрузки тем условиям, при которых работают наши зарубежные коллеги. Простой пример. Наши коллеги в Италии и Турции покупают золото без НДС, то есть у них на 18% больше оборотных средств. Соответственно, они изначально имеют конкурентное преимущество перед российскими производителями. В том же Казахстане налоговые условия ведения бизнеса практически оффшорные — нагрузка в 1,5-2 раза меньше, чем в России. Ничего удивительного, что некоторые из российских ювелирных компаний уже рассматривают возможность вывода части своих производств за рубеж. И одними лозунгами этот процесс не остановить.
В-третьих, снизить административную нагрузку на бизнес. Мы считаем, что производственные функции, такие как клеймение, необходимо передать производителям. А усилия Пробирной Палаты направить на торговлю, куда в конечном итоге стекается вся контрабандная и контрафактная ювелирная продукция.
Тем более что и президент, и премьер-министр обеспокоены усилением участия государства в управлении бизнесом. Я приведу слова губернатора Пермской области Олега Чиркунова, который говорил: «Борьба с коррупцией — это ограничение государственных функций. Чем больше услуг будет покупаться на свободном конкурентном рынке, чем больше этот выбор будет зависеть от конечного потребителя, тем меньше будет основ для коррупции. К сожалению, пока мы идем в прямо противоположном направлении, к расширению функций государства». Но мы этот путь уже проходили и знаем, что он приводит в тупик. Лишь честная открытая конкуренция позволит предложить покупателю — основному инвестору любой отрасли, в том числе и ювелирной, — продукцию, которая по качеству и по цене будет привлекательнее импортной. Если у нас будут покупать изделия, мы будем модернизировать экономику и развивать ее. Если покупатель отдаст предпочтение импорту, — страна будет терять обрабатывающую промышленность, сдавать свои позиции. Это крайне важно.
Я считаю, что мы ошиблись, когда сделали упор на экономику потребления, вкладывая в экономику средства, заработанные на экспорте нефтепродуктов, и считали, что эти деньги создадут спрос на отечественные товары и услуги и будут развивать отечественную промышленность. А деньги шли на импортную продукцию. Поэтому необходимо делать упор не на экономику спроса, а на экономику предложения. Мы должны создать такие условия своим производителям, чтобы они могли предложить качественную продукцию и качественные услуги дешевле, чем импортные.
— Как это сделать?
— Полностью поменять философию. Понять и осознать, что при глобальной экономике нет простых решений. Сначала необходимо вывести на рынок конкурентоспособные отечественные товары и услуги, а уже потом ввести в экономику дополнительные деньги, чтобы на эти товары и услуги был спрос. Все должно быть сбалансировано. Мы постоянно куда-то торопимся, и решения получаются поверхностно-правильные. Но при глубоком изучении они оказываются ошибочными. Как, например, повышение социальных налогов на заработную плату в этом году.
— Ювелирная отрасль пострадала от кризиса?
— Конечно, пострадала. Ювелирные изделия не являются предметами первой необходимости.
— И что позволило удержать бизнес на плаву?
— Только то, что многие предприятия уже стояли твердо на ногах, имели свою историю, своих покупателей и, главное, оборотные средства.
— Какие уроки вынесли для себя из кризиса?
— Первый — что этот кризис не первый и не последний. Основатели марксизма были правы: рыночная экономика — это экономика с периодами кризиса. Поэтому прежде всего изменили подход к бизнесу — научились более научно подходить к работе с заемными и собственными средствами.
Второй урок, что при росте конкуренции и в кризисной ситуации основную роль играют не наличие основных и оборотных средств, а фактор управления, принятие правильных стратегических решений. Возросла стоимость ошибок. Если раньше при росте рынка можно было выпускать любой ассортимент, рано или поздно покупатель на него нашелся бы. То сегодня мы более детально изучаем рынок, потому что покупатели стали придирчивее.
Сегодня при росте конкуренции бизнес напоминает затор на дороге. Важно, не на какой машине ты едешь, а какой маршрут выбрал и от умения управлять, обходить препятствия.
— Когда отрасль может вернуться на докризисные рубежи?
— Она практически вернулась. Что такое кризис? Это нехватка денег. Но деньги никуда не делись, они остались в экономике. Просто их оборот замедлился: банки боятся давать кредиты, покупатель — покупать товар, склад затоваривается. Кризис в голове. Сегодня пришло понимание, что покупать опять можно. В денежном выражении мы вернулись к докризисному уровню. В физическом объеме — нет. Необходимо помнить, что, начиная с августа прошлого года, серебро подорожало на 250%.
— Каких основных принципов ведения бизнеса вы придерживаетесь?
— Ничего нового я не скажу. Мы имеем дело с благородными металлами, украшаем жизнь людей. Но нельзя украшать жизнь людей, ввозя фальшивую продукцию. Благородные металлы предполагают благородное отношение к бизнесу — к своим покупателям, к своему коллективу. Отношения с властью должны быть прозрачными и открытыми. Мы часто говорим власти неприятные вещи, но мы надеемся, что власть понимает, что опираться можно только на то, что сопротивляется. Мы говорим не для того, чтобы покритиковать, а для дела.
— Вы, как ювелир, чувствуете себя основой костромской экономики?
— Потенциал у ювелирной отрасли региона огромный, и об этом не раз говорил губернатор Игорь Николаевич Слюняев. Конечно, он еще не до конца использован. Дело не только в налоговых отчислениях, но и в том, что ювелирная отрасль региона по количеству занятых занимает первое место в области. Только в Красном-на-Волге более тысячи индивидуальных предпринимателей. Даже 10-30 работающих у одного ИП — это огромный вклад отрасли в занятость населения. А каждый занятый — это минимум еще 2-3 члена семьи. Конечно, я прекрасно понимаю, что область ждет от отрасли серьезную помощь в части пополнения бюджетов разных уровней. Наверное, здесь тоже есть резервы, и их надо искать. Но находясь в диалоге с бизнесом, а не полагаясь исключительно на административное давление. К сожалению, сказать, что власть в муниципалитетах находится в конструктивном диалоге с бизнесом, я не могу.
— Вы помогли восстановить часовню в селе Сидоровское. Как Вы думаете, почему костромские бизнесмены не часто занимаются благотворительностью?
— Эта информация просочилась в СМИ только потому, что там присутствовал Игорь Николаевич. Благотворительность идет от души, поэтому многие просто не афишируют своих дел. С другой стороны, ежедневно на предприятие приходит масса писем с просьбой о помощи. Помочь всем мы просто не в состоянии. И к тому же не стоит забывать, что часть этих писем — обыкновенное жульничество.
— Какие качества в человеке Вы цените и какие не приемлете?
— Ценю честность и порядочность. Не смогу простить предательство.
— О чем Вы мечтаете?
— Хочу, чтобы Россия стала лучшей страной для жизни людей, наших детей и внуков. Чтобы каждая российская семья имела возможность сервировать свой стол столовыми приборами, сделанными из благородных металлов. Чтобы каждый житель России мог покупать себе и своим близким украшения. Мир вашему дому!
Евгения Харитонова
Бизнес журнал Кострома