Мировая практика убедительно показывает, что спрос со стороны ритейла способен значительно ускорить проникновение RFID-технологий в экономику. В то же время, отечественные торговые сети в лучшем случае ограничиваются точечными внедрениями, а перечисление впечатляющих возможностей этой инновационной технологии часто выслушивают с неким скептицизмом. Чем же отличается российский RFID-рынок от мирового, и как можно ускорить процесс проникновения технологии радиочастотной идентификации у нас?
В отличие от мирового рынка RFID, где счет давно уже идет на миллиарды долларов, емкость российского рынка сегодня в лучшем случае измеряется сотнями миллионов. Несмотря на то, что Россия отстает в деле внедрения RFID, эта технология уже широко используется на практике. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить о проездных билетах в метро или контрольных рамках на выходе из многих магазинов, которые, по сложившейся привычке, иногда называют "металлоискателями".
"Социальная карта москвича", многие пластиковые карты, применяемые при расчетах, а также в системах контроля и управления доступом в служебные помещения - это тоже RFID. Технология радиочастотной идентификации готовится к полномасштабному использованию паспортными службами многих стран, включая Россию. Уже сегодня RFID метки нашли себе применение в службе быта, библиотеках и даже в спорте.
Сферы использования RFID в РФ можно перечислять и дальше - вплоть до "маркировки" бродячих животных. Очевидно другое: хотя областей применения много, емкость российского рынка радиочастотной идентификации пока явно недостаточна, что в значительной мере сдерживает его дальнейшее технологическое развитие. Например, даже крупные российские ритейлеры используют RFID весьма ограниченно - лишь в составе пилотных экспериментальных внедрений, различных противокражных систем, в распределительных центрах и т.п.
"Пока RFID метки все же достаточно дороги для массового внедрения этой технологии в ритейл, - считает Андрей Долинин, руководитель направления "Автоматизация торговли" компании "ДатаКрат". – Эта технология, по большей части, сейчас используется в промышленности и логистике"
Основной же технологией маркировки в отечественном ритейле сегодня, безусловно, является штриховое кодирование. "Что касается RFID, то в России она уже активно используется госсектором, но в торговле еще не получила повсеместного распространения. Основная причина – высокая стоимость, - утверждает Кирилл Синицын, заместитель генерального директора Ansoft. - После просчета всех связанных с внедрением этой технологии затрат, большинство розничных операторов отказываются от нее в сторону штрихкодирования".
"Основной момент, который сдерживает распространение RFID-технологии в ритейле - это качество самих RFID-меток", - считает директор ИТ-департамента концерна "Союз" Андрей Маликин. По его словам, пилотное внедрение в торговых предприятиях компании показало, что процент размагничивания приемлемых сегодня по цене для большинства торговых сетей меток может доходить до 30%, а значит использовать RFID-оборудование в торговом зале пока что экономически нецелесообразно. В то же время, сегодня есть примеры успешного использования RFID в транспортной и складской логистике, общественном транспорте, системах безопасности, торговле дорогой одеждой и других областях. Однако используемые там метки для подавляющего числа ритейлеров, торгующих массовым товаром, - пока еще слишком дорогое удовольствие.
"Проникновение RFID-технологий в сетевой ритейл ускорится лишь тогда, когда появятся радиочастотные метки, отвечающие требованиям рынка по соотношению цены и качества. Пока же подавляющее большинство отечественных торговых сетей в лучшем случае использует достаточно простые и недорогие RFID-метки, помогающие в защите товаров от краж в качестве дополнения к имеющейся системе безопасности, - сообщил г-н Маликин. - Если проводить аналогию с другими отраслями, то можно предположить, что RFID-оборудование и метки станут недорогими и качественными в ближайшие 2 года".
Прогноз цены метки в розничной торговле, центов
Источник: ID Tech Exp, 2009
Похожего мнения придерживается и Ирина Макарова, вице-президент АТОЛ: "Очень много сегодня говорят о технологии RFID. Но пока стоимость расходных материалов так высока, эта технология не получит распространения в России, да и в мире. Магазинов, которые используют RFID в полной мере, единицы. Безусловно, есть сферы, где эту технологию можно активно внедрять: склады, железные дороги, аэропорты и т.д. Но что касается ритейла, должен сначала закончиться бум роста торговых предприятий, рынок должен насытиться, и тогда количество сможет перейти в качество. Это большой шаг, и ритейл четко должен понимать, на чем он сможет экономить, применяя RFID. "
Максимально широко охватить все возможные сферы применения RFID-меток в ритейле можно в рамках концепции Future Store. Первые полноценные магазины будущего уже появились за рубежом, но в России их пока нет, а попытки использовать элементы RFID-технологии в одном отдельно взятом бутике лишь подтверждают общее правило.
На сегодняшний день лидером в деле внедрения новых технологий маркировки является США. Североамериканский рынок RFID, по мнению аналитиков VDC Research, будет развиваться быстрее других основных мировых секторов (EMEA и APAC). К 2014 году его объем вплотную приблизится к 5 млрд долл., а это примерно столько, сколько RFID-решений, по мнению VDC Research, потребляет сегодня весь глобальный рынок. Кроме того, американский рынок - единственный, на котором после 2011 года должен ощутимо замедлиться спрос на barcode-решения. Если во всем мире RFID скорее дополняет штрих-код, то на рынке США, возможно, уже намечается тенденция замещения старой технологии новой.
Одним из ключевых факторов распространения RFID в США стал перевод крупных поставщиков частного и государственного сектора на обязательную радиочастотную маркировку, причем самую заметную роль при этом, пожалуй, сыграл ритейлер Wal-Mart.
В период рецессии распространение RFID вглубь бизнес-процессов Wal-Mart несколько замедлилось. Тем не менее, сам факт перехода такого крупного игрока на RFID-tags еще в середине 2000-ых годов сделал свое дело. Благодаря этому, по некоторым оценкам, более 1 млрд долл. средств частных и корпоративных венчурных инвесторов было привлечено в инновационную RFID-отрасль, что и стало одной из причин высоких темпов ее развития, позволившей США обогнать другие высокотехнологичные страны.
Число RFID-бирок, которые использует в своих бизнес-процессах крупнейшая сеть Wal-Mart и другие зарубежные ритейлеры за год, уже исчисляется в миллиардах. Понятно, какие широкие возможности откроются для российских ИТ-компаний в тот момент, когда появится массовый спрос со стороны отечественного ритейла, особенно если речь пойдет о полноценном использовании RFID-меток в торговых залах. Так когда же это случится?
Доля оборота крупных торговых сетей в общем обороте отечественной ритейловой отрасли постепенно растет, но еще не достигла тех показателей, которые мы видим на рынке развитых стран, ни в процентном, ни, тем более, в абсолютном выражении. Поэтому в одиночку осуществлять масштабные RFID-проекты отечественным игрокам из ритейла пока довольно сложно.
"Роснано", совместно с группой X5 Retail и другими инвесторами, планирует в ближайшие годы открыть первый пилотный российский Future Store - "умный магазин", - в проекте которого заложено полноценное использование RFID-технологии (от склада до торгового зала). Генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий Анатолий Чубайс считает, что к 2015 году России удастся добиться впечатляющих успехов в развитии наноиндустрии и, в частности, RFID-рынка.
В принципе, для этого есть достаточно оснований. Ведь "поумнеть" в обозримом будущем должны не только магазины. Например, используя технологии RFID, "Роснано" совместно с РЖД и другими компаниями хочет провести масштабную модернизацию российских вокзалов, начав в 2011 году с пилотного проекта в г. Адлер. Тогда же примет старт пилотный проект с участием "Роснано" и "Почты России", в рамках которого RFID-метками начнут маркировать почтовые экспресс-отправления. На участие в этих и ряде других проектов, помимо компании "Ситроникс", выпускающей в общей сложности около 300 млн. RFID-ов в год для метрополитена и других заказчиков, претендуют и другие игроки рынка, в частности, "Галилео-нанотех".
Об организации совместного производства с участием "Роснано" и итальянской Galileo Vacuum Systems s.p.a. было объявлено несколько лет назад. При этом сообщалось, что предприятие не только будет собственником производственных мощностей в России, Италии и Сербии, но и привлечет ведущие российские НИИ к своим разработкам. Несколько месяцев назад генеральный директор "Галилео-нанотех" Андрей Крушинский сообщил, что RFID-метки, отвечающие требованиям "Почты России", будут стоить не более 3-х рублей. Согласно информации, которую можно найти на сайте galileonano.com, завод в подмосковном Хотьково с проектной мощность 5 млрд радио-этикеток в год начнет выпускать свои первые RFID-метки в уже июне 2011 года.
Понятно, что спрос на RFID-метки, пусть даже первое время поддерживаемый государственными деньгами, инвестируемыми во всевозможные "умные" инфраструктурные проекты, даст стимул российской электронной промышленности и ИТ-компаниям, что в конечном итоге поможет решить существующую сегодня проблему - добиться оптимального для ритейлеров соотношения цены и качества меток, снизить стоимость внедрения и пр. Но возможно, что новую технологию в очередной раз быстрее доведут до ума на Западе без участия России и затем, привычным способом, обменяют на наши сырьевые ресурсы. По аналогии с классификацией RFID-меток первый вариант развития событий можно, пожалуй, назвать активным, а второй - пассивным.
Ключевым фактором, определяющим, как именно будут разворачиваться события, конечно же, является скорость разработки дешевых и надежных отечественных RFID-чипов. Поэтому в РФ необходимо иметь хотя бы одного, а желательно, несколько, поставщиков конкурентоспособных нано-чипов для радиометок.
Полноценный запуск любого из "умных" проектов наглядно покажет потребителям их преимущества. Например, посетив однажды "умный магазин", где не надо стоять в очереди, а деньги за покупки безошибочно автоматически списываются с банковского счета, покупатель уже вряд ли захочет, без крайней на то необходимости, идти в магазин обычный. Это изменит покупательские предпочтения и подтолкнет основную массу ритейлеров к внедрению новых технологий, тем более что часть затрат на RFID будет скомпенсирована повышением эффективности торговых процессов, принципиально новыми возможностями для проведения маркетинговых акций и дополнительной прибылью, связанной с ростом товарооборота.
Но до тех пор, пока стоимость более-менее надежных меток меряется долларами, ритейлерам, торгующим потребительскими товарами массового спроса, применять их на практике довольно проблематично, а одни только бутики погоду на рынке не делают. Пока в магазине-дискаунтере экономически неоправданно наклеивать надежные качественные метки на весь товар, введенный в ассортиментную матрицу, вопрос о широком практическом применении RFID-технологии в ритейле повисает в воздухе, а предложения ИТ-компаний по ее внедрению среднестатистический продуктовый ритейлер будет воспринимать примерно так же, как идею клеить голограммы на батоны хлеба.
Массовый спрос со стороны ритейлеров на RFID-метки для сплошной маркировки продукции в торговом зале - это один из определяющих факторов, и его одного может оказаться вполне достаточно для того, чтобы попытаться реанимировать высокотехнологичную российскую электронную промышленность. Ведь метки ритейлерам нужны преимущественно одноразовые, а число различных продуктов в тележке выезжающих из торговой зоны гипермаркета покупателей может превышать и сотню.
Понятно, что требования торговых компаний к стоимости и параметрам RFID-меток зависят от множества факторов, среди которых важнейшим является, пожалуй, продуктовая специализация ритейлера. Многие торговые сети уже проделали оценочные расчеты и ответили для себя на вопрос, при какой стоимости радио-меток они смогут внедрить RFID-решение. "Наша компания всегда готова внедрять технологии, которые могут принести дополнительную выгоду, - говорит Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании "Адамас". - Темой RFID мы занимаемся уже шесть лет, за это время было выполнено три опытных проекта, каждый из которых отчетливо показал - пока невыгодно. Станет радио-метка дешевле 2-х рублей - будем внедрять RFID".
Если ориентироваться на предсказания западных аналитиков, то, посмотрев на прогнозный график, можно оценить, в каком году это внедрение предположительно может состояться.
Достаточно наивно полагать, что проблема снижения себестоимости меток - это задача одних только отраслевых разработчиков. Ведь американский опыт свидетельствует - гораздо большую роль играет рост оборота нарождающейся RFID-отрасли, в результате которого в ней появляются деньги в том числе и на НИОКР. Этот тезис хорошо иллюстрирует графическая "пирамидальная" зависимость цены от объема производства.
Зависимость цены на метку от объема производства
Источник: ID Tech Exp, 2009
Если "умным" проектам "Роснано" удастся разорвать замкнутый круг "не покупаем, потому что дорого, не опускаем цены, потому что нет спроса", по которому блуждают сегодня отечественные заказчики и разработчики на RFID-рынке, то это создаст прецедент для всей российской высокотехнологической отрасли, достойный того, чтобы войти в кейсы школ MBA как пример позитивного вмешательства государства в рыночную экономику.