Проект 3 мая 2011 года
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
проекта Указа Президента РФ «Об образовании Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней» и постановления Правительства РФ «О Федеральной службе по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней».
Выполнена в соответствии с пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 № 10, ст.1084).
Основные нормы, использованные при проведении антикоррупционной экспертизы:
1. С 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями и на них не распространяются ограничения и требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
2. Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», пункт 6 статьи 2: «драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации».
Гражданский кодекс – основная цель субъекта предпринимательской деятельности получение прибыли от своей деятельности и с этой целью максимальное сокращение своих расходов (статья 50 пункт 1 ГК).
3. Субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней – в основном частные предприятия и индивидуальные предприниматели, ювелирных предприятий и предприятий по огранке бриллиантов с долей государства в их собственности нет.
4. Конституция Р.Ф. Статья 24, пункт 1 «Каждый имеет право на свободное использование своего имущества. Статья 35 пункт 1 «право частной собственности охраняется законом».
5. Добыча, производство драгоценных металлов, изготовление высокотехнологичной промышленной продукции из них, изготовление ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вносят существенный вклад в экономику страны, создают рабочие места в регионах, являются социально значимыми для их развития.
Государство и бизнес должны быть заинтересованы в увеличении объемов добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, росте огранки бриллиантов из добываемого алмазного сырья, резком увеличении производства российских ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Но сегодня государство заинтересовано только в контроле.
6. Оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них не является социально опасным (вредным) в отличие от оборота наркотических средств или алкогольной продукции.
Пункты проекта Постановления Правительства РФ, дающие возможность коррупционных проявлений:
1.1.Полномочия:
5.2. осуществляет периодический государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, организациях, скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
Государственный контроль за использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней у их собственников, владеющих ими на законных основаниях, противоречит Конституции РФ и дает возможность для административного давления и коррупционных проявлений.
Государственный контроль должен осуществляться только за законностью происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней их собственниками и они должны иметь право использовать, хранить учитывать, законно принадлежащие им драгоценные металлы самостоятельно.
6. Федеральная служба по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней в целях реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право:
6.1. проводить ревизии и проверки всех организаций, независимо от организационно-правовой формы (в том числе воинских частей и воинских формирований) и индивидуальных предпринимателей в установленной сфере деятельности, в ходе которых:
6.1.1. производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также опечатывание в случае выявления нарушений установленного порядка обращения ценностей;
Пункт представляет возможность для коррупционного проявления. Предлагается изложить в следующей редакции: «в случае отсутствия документов, подтверждающих законность происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней.
ВЫВОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Неопределенность и неконкретность формулировок контролирующих функций, создаваемой федеральной службы нарушает права субъектов предпринимательской деятельности и дает возможность коррупционного воздействия на бизнес.
В интересах государства и бизнеса ограничить контрольные функции и дополнительно возложить на создаваемую федеральную службу функции по нормативно-правовому регулированию, разработке и реализации государственной политики, обеспечивающей увеличение добычи и производства драгоценных металлов, выпуска высокотехнологичной промышленной продукции, значительное увеличение производства и реализации российских ювелирных изделий и их экспортную ориентацию.
В связи с этим:
- исключить пункт 10 из проекта Положения,
- изменить название создаваемой федеральной службы: «Федеральная служба по драгоценным металлам и драгоценным камням», Росдрагметалл.
- подчинить создаваемую Федеральную службу по драгоценным металлам и драгоценным камням Правительству Российской Федерации, внеся соответствующие изменения в проекты Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Антикоррупционную экспертизу провел
Член Совета Ассоциации «Гильдия ювелиров России»,
Советник Президента ювелирной компании «Эстет»
В.Радашевич.
[ Ювелирные Известия ]
Полностью присоединяюсь к результатам экспертизы, проведенной В.Б.Радашевичем.
Если драгоценные металлы перестали быть валютной ценностью, следовательно они являются обычным товаром. И относиться к ним нужно как к товару. Это конечно так. Но сложившийся менталитет и отношение к драгметаллам наверное еще долго не позволят этого сделать.
Попробуйте применить нижеприведенные примеры к драгметаллам. Думаю, что большинство сочтет меня сумашедшим.
1. Почему меховщики не отчитываются о том, как они собирают отходы ценных пород меха? И почему собирая шубу из обрезков меха не нужно производить проверку качества обрезков меха на специализированной фабрике? А иная шкура может стоить подороже серебра.
2. Почему дизайнер может пойти на помойку и из старых стульев сделать авторский светильник. а затем пойти на выставку и продать его. Не объясняя никому о законности приобретения материалов?
И таких почему можно привести миллион. А на рынке драгоценных металлов это в норме вещей. И никто в сущности сильно не возражает.
Если цена товара и его качество удовлетворяет потребителя, то какой контроль еще нужен?
Основная проблема любого предпринимателя - это налоги. Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые.
Я считаю, что задача любой государственной структуры стимулировать развитие вверенной ей отрасли.
"Но какая разница чем торгует предприниматель золотом или ботинками. Правила бухгалтерского учета у всех одинаковые." Совершенно верно. Но с одним маленьким условием - попробуйте сначала отменить государственную монополию на драгоценные металлы (соответственно и камни). Любая монополия предполагает ограничение прав. А если речь идет о материальных ресурсах, то и в части добычи, обращения, использования, хранения и т. д.
А пока она есть, и я уверен что и будет - все вышеизложенное не имеет никакого смысла.