Бриллиантовый парадокс БРИК

Раздел: Драгоценные камни
16 мая 2011 г.

Ко­гда в 2001 го­ду ана­ли­тик бан­ка Гол­д­ман-Сакс (Goldman Sachs) Джим О’Нейл (Jim O'Neill) ввел в оби­ход аб­бре­ви­а­ту­ру БРИК (BRIC: Brazil, Russia, India, China), обо­зна­чив­шую наи­бо­лее быст­ро рас­ту­щие эко­но­ми­ки ми­ра, мно­гие экс­пер­ты вы­ска­зы­ва­ли пред­по­ло­же­ние, что эти ди­на­мич­но раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны в пер­спек­ти­ве ста­нут глав­ной опо­рой ми­ро­во­го рын­ка из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. Дис­кус­сия шла о сро­ках, но об­щий тренд со­мне­ний не вы­зы­вал: ста­биль­но вы­со­кий рост ВВП при­во­дит к уве­ли­че­нию до­хо­дов на­се­ле­ния, что в свою оче­редь вле­чет уве­ли­че­ние по­треб­ле­ния пред­ме­тов рос­ко­ши. Се­год­ня, де­сять лет спу­стя, мож­но утвер­ждать, что для Ин­дии и осо­бен­но Ки­тая про­гноз бле­стя­ще под­твер­дил­ся – они в трой­ке при­зе­ров брил­ли­ан­то­во­го по­треб­ле­ния, усту­пая толь­ко США. А вот на­деж­ды на то, что к кон­цу «ну­ле­во­го» де­ся­ти­ле­тия по­треб­ле­ние из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми как в Рос­сии, так и в Бра­зи­лии пе­ре­ва­лит от­мет­ку в $2 млрд и они вой­дут в де­сят­ку круп­ней­ших ми­ро­вых по­тре­би­те­лей, не оправ­да­лись. Рост до­ли этих стран в ми­ро­вом по­треб­ле­нии брил­ли­ан­тов ис­чис­лял­ся лишь де­ся­ты­ми до­ля­ми про­цен­та, и не шел ни в ка­кое срав­не­ние с бур­ным раз­ви­ти­ем брил­ли­ан­то­вых рын­ков их ком­па­ньо­нов по БРИК.

А меж­ду тем, мак­ро­эко­но­ми­че­ские по­ка­за­те­ли, ка­за­лось, долж­ны бы­ли сви­де­тель­ство­вать об об­рат­ном. Ес­ли су­дить по ВВП на ду­шу на­се­ле­ния, то сле­ду­ет при­знать, что Рос­сия и Бра­зи­лия су­ще­ствен­но бо­лее бо­га­тые стра­ны, чем Ин­дия и Ки­тай (дан­ные Standard&Poor’s).

Это дей­стви­тель­но так – по­треб­ле­ние от­дель­но взя­то­го бра­зиль­ско­го или рос­сий­ско­го до­мо­хо­зяй­ства в сред­нем вы­ше, чем ин­дий­ско­го или ки­тай­ско­го прак­ти­че­ски по всем то­вар­ным груп­пам, в том чис­ле по не­дви­жи­мо­сти, ав­то­мо­би­лям, бы­то­вой элек­тро­ни­ке, одеж­де, пар­фю­ме­рии и т.д. Но не по юве­лир­ным из­де­ли­ям с брил­ли­ан­та­ми. Этот па­ра­докс на­хо­дит свое раз­ви­тие и в дол­го­сроч­ных про­гно­зах раз­ви­тия брил­ли­ан­то­во­го рын­ка: Ки­тай и Ин­дия укре­пят свои ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции, их до­ля в ми­ро­вом по­треб­ле­нии брил­ли­ан­тов в 2016 го­ду со­ста­вит 16% и 11% со­от­вет­ствен­но, а Бра­зи­лия и Рос­сия оста­нут­ся в ка­те­го­рии «дру­гие стра­ны», чья со­во­куп­ная до­ля бу­дет со­кра­щать­ся (про­гноз De Beers). И хо­тя ко­ли­че­ство дол­ла­ро­вых мил­ли­о­не­ров и пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са от­но­си­тель­но об­ще­го чис­ла на­се­ле­ния в Рос­сии и Бра­зи­лии весь­ма зна­чи­тель­но, ми­ро­вые юве­лир­ные брен­ды не за­ни­ма­ют­ся раз­ра­бот­кой спе­ци­аль­ных мар­ке­тин­го­вых стра­те­гий для этих стран в от­ли­чие от Ин­дии и Ки­тая.

В чем при­чи­на? По­че­му Рос­сия и Бра­зи­лия про­дол­жа­ют про­зя­бать на обо­чи­не брил­ли­ан­то­во­го рын­ка, в то вре­мя как их кол­ле­ги по БРИК со­вер­ша­ют три­ум­фаль­ный ры­вок?

Воз­мож­но, от­вет кро­ет­ся в со­во­куп­но­сти тех ма­ло фор­ма­ли­зу­е­мых фак­то­ров, ко­то­рую услов­но мож­но обо­зна­чить как эти­че­скую мо­дель по­ве­де­ния, в ко­то­рой се­мья и тра­ди­ци­он­ные се­мей­ные от­но­ше­ния со­став­ля­ют глав­ную и без­услов­ную цен­но­сть. Ес­ли об­ра­тить­ся к ис­то­рии раз­ви­тия брил­ли­ан­то­во­го рын­ка, то мож­но за­ме­тить, что успех в про­дви­же­нии брил­ли­ан­тов, в со­зда­нии мас­со­вых брил­ли­ан­то­вых рын­ков, при­хо­дил в тех стра­нах, бур­ное эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие ко­то­рых со­че­та­лось с на­ли­чи­ем устой­чи­вых тра­ди­ци­о­на­лист­ских мо­де­лей по­ве­де­ния, свой­ствен­ных мас­со­во­му по­тре­би­те­лю из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. Вна­ча­ле бы­ла Ев­ро­па с то­гда еще не об­вет­шав­шим ка­то­ли­циз­мом, за­тем про­те­стант­ские США, по­том син­то­ист­ская Япо­ния, за­тем кон­фу­ци­ан­ский Ки­тай и адеп­ты ин­ду­из­ма - при всех раз­ли­чи­ях этих фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ных си­стем при­мат тра­ди­ци­он­ных се­мей­ных от­но­ше­ний оче­ви­ден, и по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние брил­ли­ан­та как да­ра люб­ви, сим­во­ла тра­ди­ции, со­про­вож­да­ю­ще­го и фик­си­ру­ю­ще­го наи­бо­лее важ­ные эта­пы со­зда­ния и раз­ви­тия се­мьи, яв­ля­лось без­упреч­ным и уни­вер­саль­ным.

В Рос­сии тра­ди­ци­о­на­лист­ские эти­че­ские мо­де­ли по­ве­де­ния раз­ру­ше­ны дав­но и, ско­рее все­го, не­об­ра­ти­мо. Де­гра­да­ция ин­сти­ту­та се­мьи оче­вид­на, стра­на яв­ля­ет­ся од­ним из ми­ро­вых ли­де­ров по раз­во­дам – око­ло 60% от за­клю­чен­ных бра­ков (д­ля срав­не­ния в Ин­дии – 1,1%) и смерт­ность пре­вы­ша­ет рож­да­е­мо­сть. Про­дви­же­ние в та­кой сре­де то­ва­ра, сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го веч­ную цен­ность се­мей­ной тра­ди­ции оче­вид­но бес­смыс­лен­но.

Бра­зи­лия – ка­то­ли­че­ская стра­на (90% на­се­ле­ния), и на пер­вый взгляд это поз­во­ля­ет пред­по­ла­гать при­сут­ствие устой­чи­вой тра­ди­ци­о­на­лист­ской эти­че­ской мо­де­ли. Во вся­ком слу­чае, де­мо­гра­фия Бра­зи­лии не срав­ни­ма с рос­сий­ской и по мно­гим па­ра­мет­рам близ­ка к ки­тай­ской. Но про­бле­ма в том, что имен­но за по­след­ние де­ся­ти­ле­тие, в пе­ри­од бур­но­го эко­но­ми­че­ско­го ро­ста, ка­то­ли­че­ская тра­ди­ци­о­на­лист­ская мо­дель под­верг­лась зна­чи­тель­ной эро­зии: сни­зи­лась рож­да­е­мо­сть, уве­ли­чи­лось чис­ло раз­во­дов, па­да­ет пре­стиж бра­ка, рас­тет нар­ко­ма­ния и про­сти­ту­ция. И ес­ли до рос­сий­ских де­мо­гра­фи­че­ских по­ка­за­те­лей Бра­зи­лии, к сча­стью, еще да­ле­ко, то по уров­ню пре­ступ­но­сти она уве­рен­но вы­би­лась в ми­ро­вые ли­де­ры: по чис­лу убийств на 1 000 че­ло­век на­се­ле­ния впе­ре­ди толь­ко Сьер­ра-Лео­не. На ули­цах Рио-де-Жа­ней­ро мо­гут под­стре­лить не то что за коль­цо с брил­ли­ан­том, а про­сто за па­ру ту­фель.

Весь­ма по­ка­за­тель­но, что на раз­вле­че­ния вне до­ма бра­зи­лец и рос­си­я­нин тра­тит со­от­вет­ствен­но 52% и 46% сво­бод­ных сред­ств, а ки­та­ец и ин­дус – толь­ко 28%. А для сбе­ре­же­ний – кар­ти­на пря­мо про­ти­во­по­лож­ная. Вос­при­я­тие ми­ра опре­де­ля­ет струк­ту­ру по­треб­ле­ния: веч­ная цен­ность не нуж­на, ко­гда жи­вешь од­ним днем, как на вой­не. От­сут­ствие тра­ди­ци­о­на­лист­ской эти­че­ской мо­де­ли по­ве­де­ния или ее быст­рая де­гра­да­ция яв­ля­ют­ся про­ти­во­по­ка­за­ни­ем для раз­ви­тия брил­ли­ан­то­во­го рын­ка да­же в усло­ви­ях зна­чи­тель­но­го эко­но­ми­че­ско­го ро­ста. И в свою оче­редь – про­цве­та­ю­щий брил­ли­ан­то­вый ры­нок есть сви­де­тель­ство устой­чи­во­сти тра­ди­ции, здо­ро­вой эти­ки и мо­ра­ли.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->